Конспект по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР на тему "Небесные прятки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гросу Светлана Владимировна

В данном конспекте представлены методические приёмы по формированию лексико-граммотического строя у детей старшего дошкольного возраста по теме "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_r.r._-_perelyotnye_ptitsy.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

СПДС «Солнышко» с. Большая Рязань

Конспект 

 по речевому развитию 

 для детей  старшей группы с ОНР

на тему: « Небесные прятки »

                                                                                         Подготовила: Гросу С.В.

                                                                                               

Тема: «Небесные прятки»

Задачи:

Коррекционно-речевые:

-упражнять в употреблении приставочных глаголов;

-совершенствовать грамматический строй речи ( образование сущ-ых в Р.п., мн.ч.)

-формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;

-закрепить умение согласовывать числительные с существительным;

-отрабатывать навыки речевого и неречевого дыхания.

Общеобразовательные:

-дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить их существенные различия;

-закрепить представления о пользе птиц;

-развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память.

Воспитательные:

-воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Разгадывание и толкование загадок о птицах, чтение книг о природе В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова; дидактические игры «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай до 10», совместное изготовление коллективного панно «Небесные прятки»

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; бумажные птицы на ниточках; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото»,  панно « Небесные прятки».

Методические приёмы:

1. Организационный момент

- Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)

2. Игравое упражнение «Образуем новый глагол»

- Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее (на доске нарисована карта пути).

- На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо дойти, болото перейти, дуб надо обойти, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы пройдём  через пещеру в горе, в пещеру мы войдём  и из пещеры выйдем, а широкую реку перейдём по мосту: на мост зайдём,  с моста сойдём. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!

3. Игра-путешествие «Дальний путь»

(используется в виде физминутки)

Следуя карте, дети и воспитатель идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: дошли, перешли, обошли и другие.

- Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) А как назвать одним словом этих птиц? (перелетные птицы)

4. Сюрпризный момент «Птицы» (рассматривание)

5. Игра «Сосчитаем птиц» (согласование числительного с существительным)

- Как много птиц собралось на поляне, давайте попробуем их сосчитать. ( дети по очереди считают птиц одного вида: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов; один журавль, два журавля,…. пять журавлей и т.д.)

6. Артикуляционная гимнастика

- Посмотрите на них какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот ласточка: клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

Упражнение «Улыбка – Трубочка» ( повторяем упр. 3 раза)

- А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Упражнение «Лопатка»( повторяем 3 раза)

- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый , похож на иголку)

Упражнение « Иголочка» ( повтор упражнения 3 раза)

Упражнение « Лопатка – Иголочка» (3 раза)

- И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.

Упражнение «Качели» (5 раза)

Упражнение «Часики» ( 5 раз)

7. Дыхательная гимнастика

- Мы с вами знаем зачем собрались птицы на этой полянке. Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках) Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. ( дети выполняют задание)

8. Игра «небесные прятки» (образование притяжательных прилагательных)

- Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (выставляется панно «Небесные прятки»)

- Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько ( пальчиковое упражнение «Бинокль») Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

-Чей хвост виден за синим облаком? (это хвост ласточки – ласточкин хвост)        Какая  птица спряталась за синим  облаком? Чей клюв вы видите? (это клюв аиста – аистиный клюв)

- Чье крыло вы видите за белым облаком? (крыло журавля – журавлиное крыло)

- А за сиреневым облаком? ( крыло лебедя – лебединое крыло)

- Молодцы! Помашем птицам, до свидания птицы!

9. Игра-путешествие «Дальний путь»

Отправляемся в обратный путь с проговариванием ключевых слов.

10. Упражнение «Дополни предложение» (употребление существительных в Р.п., мн.числе.)

- Где мы с вами побывали? Вспомните, стаи каких птиц прилетели к нам? (дети отвечают полным предложением: Прилетела стая журавлей и т.д.

11. Итог деятельности

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема." Снежный колобок"

Тема. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умения   составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" для детей старшей группы "Игры с о Снеговиком"

Цель: Развитие когнитивных функций у детей старшего возраста средствами ИКТ; уточнение знаний детей признаков зимы; закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветов.Занятие проходит...