Литературная викторина "Путешествие в сказочную страну "Лукоморье"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Итоговое занятие по сказкам А.С.Пушкина для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Цели:
- Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина
- закреплять и уточнять полученные ранее знания о сказках А.С.Пушкина
- Обогащать и активизировать словарь детей
- Развивать монологическую и диалогическую речь; формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы
- Закрепление четкого и правильного произношения всех звуков, совершенствование навыка самоконтроля за речью
- Продолжать учить выразительному чтению стихов
- Закреплять умение объяснять этимологию устаревших слов
- Продолжать учить разгадывать ребусы, подбирать рифмы к словам
- Закреплять навыки чтения, умение детей выделять первый звук в словах, сопоставлять его с буквой
- Развивать мышление, внимание, память, пространственные представления, зрительное восприятие и мелкую моторику
- Эмоциональное развитие детей, развитие театральных способностей
- Учить пользоваться средствами общения: словесными ( регулирование темпа, громкости произнесения, интонации и др.) и невербальными ( мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
- Воспитывать любовь к родной литературе, родному языку
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С.Пушкина, беседы по сказкам; рассказ воспитателя о жизни и творчестве поэта; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры по сказкам Пушкина; рисование «Золотая рыбка», «Царевна лебедь», «Золотой петушок», «Невиданные звери»; разучивание стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…»; разгадывание кроссвордов.
Материалы и оборудование:
Портрет А.С.Пушкина; книги А.С.Пушкина; декорация «Лукоморье»,; костюм кота, шапочки для детей(золотой петушок, золотая рыбка, лебедь, собака); следы из бумаги; картинки к ребусу «Петушок»; картина Врубеля «Царевна лебедь»; цифры от 1до 5; игра «Разрезные картинки»; картинки с изображением месяца, солнца, ветра, тучи и звезд; сундучок с веревкой, яблоком, зеркалом, орешком; конфеты для сюрпризного момента; музыка.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С.Пушкина.
- Ребята, скажите, кто изображен на портрете? Да – это А.С.Пушкин, великий русский поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире.
Когда Пушкин был совсем маленьким и все звали его просто Сашей, у него была нянюшка, которую звали Арина Родионовна. Она знала много русских народных сказок, песен и замечательно их рассказывала. Это она познакомила Сашу с Бабой Ягой, Королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – прекрасным миром поэтического народного вымысла. Много лет спустя Пушкин напишет:
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
И уже, будучи известным поэтом, он очень любил сказки, которые вечерами няня рассказывала Пушкину, а он их записывал. Сказки любимой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Сказки прошли рядом с поэтом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.
В библиотеке нашей группы есть книги Пушкина с его сказками замечательными и чудесными. Мы с вами их читали. Назовите эти сказки. (Дети отвечают.)
Я приглашаю вас в сказочную страну под названием «Лукоморье».Как вы думаете, почему страна сказок Пушкина называется «Лукоморье»?(Потому что у Пушкина есть стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…»)
Верно. А ведь мы с вами учили это стихотворенье. Давайте прочтем его все вместе, и оно перенесет нас в сказочную страну.
(Дети по частям читают стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…» Меняются декорации. Появляется кот.)
Кот: Я слышал, обо мне здесь вспоминали.
Надеюсь, сразу все меня узнали!
Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Но в начале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
( Дети садятся на ковер)
- Вопросы по сказкам
Листочки на дубе непростые – волшебные: на них написаны задания для гостей Лукоморья.
Будем листики срывать
На вопросы отвечать.
(Кот срывает листочки и задает детям вопросы.)
- Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
- С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (В первый раз – с тиной, во второй раз – с травою морскою, а в третий – с золотой рыбкой.)
- Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда.)
- Какие животные помогли Балде обхитрить чертят? (Заяц и лошадь.)
- Подбери рифму.
Все сказки Пушкина написаны стихами. А вы умеете подбирать рифмы к словам? (Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.)
ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка.
СОВЕТ – ответ, привет.
КОТ – бегемот, кашалот.
КРЫЛЬЦО – кольцо.
БЕРЕЗЫ – мимозы, розы, занозы.
Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете писать стихи.
Молодцы, справились с вопросами! А теперь я приглашаю вас отправиться по неведомым дорожкам, там вас ждут разные задания. А кто мне ответит, что значит неведомые? (Неизвестные, незнакомые)
(На полу лежат следы, по которым дети идут за котом к следующему заданию.)
- Ребус «Петушок»
Посмотрите, вы видите ребус, на лучах которого разные картинки. А вот если сложить первые буквы всех слов, то получится слово. Кто составит это слово? (Слово «петушок»)
А в какой сказке Пушкина есть петушок?
( Ребенку одевается маска золотого петушка)
Смотрите, ребята, а вот и петушок нас встречает!
- Игра «Чудесное число»
(На мольберте прикреплены цифры от 1 до 5.)
Петушок: Встрече с вами рад, друзья.
И хочу спросить вас я
Про чудесное число –
В каждой сказке есть оно.
Назовите без труда
И число, и чудеса!
(Число три: три девицы, три чуда(белочка, 33 богатыря, царевна лебедь), три раза князь Гвидон превращался, Три раза ходил Балда за оброком и дал три щелчка попу.)
Кот: Благодарим тебя, Петушок, за интересное задание. А мы идем дальше.
- Загадка
(На доске висит картина Врубеля «Царевна-лебедь»)
Кот: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А четвертая девица,
Скажем, чудо-мастерица,
Не пряла и не ткала,
А творила чудеса.
Мой вопрос совсем простой:
Как названье сказки той?
( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)
Ребята, а кто изображен на картине? (Царевна-лебедь)
- Игра «Добавь словечко»
Лебедь: У меня для вас, ребятки,
Есть еще одна загадка.
Вы стихи припоминайте
И словечко добавляйте.
«Ветер весело шумит,
Судно весело…(бежит),
Мимо острова Буяна
В царство славного…(Салтана)
И желанная страна
Вот уж из дали…(видна).»
«Видит белочка при всех,
Золотой грызет…(орех),
Изумрудец вынимает,
А скорлупку…(собирает),
Кучки равные кладет
И с присвисточкой…(поет)
При честном при всем народе:
«Во саду ли, …(в огороде)»
- Игра «Разрезные картинки»
Будем с вами мы играть
И картинки собирать.
На столе лежит разрезанная картинка. Когда вы соберете картинку , вы узнаете героя сказки Пушкина.( Дети собирают картинку, после того как дети назовут героя, одеть маску Золотой рыбки ребенку)
Рыбка: Все загадки отгадали
И немножечко устали.
Собирайся, детвора!
У меня для вас игра:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три -
Сказочная фигура замри!»
Кот: Спасибо тебе Золотая рыбка за игру.
(Дети по следам идут дальше)
Ребята, а что за собачка нас встречает? В какой сказке есть собака и как ее зовут? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,а зовут его Соколко)
- Игра «Сказочные последовательности»
Собака: Здравствуйте, ребята!
У меня для вас вопрос,
На него ответ не прост:
У каких небесных сил
Трижды помощи просил
Королевич Елисей?
Отвечайте поскорей!
( На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца, ветра, тучи, звезд. Дети должны убрать лишнее и расставить изображения в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.)
Кот: Ну, что ж задание вы выполнили правильно. Отправляемся дальше.
- Игра «Волшебный ларец»
Вот еще одна загадка
У меня для вас, ребятки.
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нем предметы.
Как они туда попали?
И кому принадлежали?
Я их буду доставать,
Ну, а вы – их называть!
(Яблоко, веревка, зеркальце, орешек)
Вот игре и конец,
Опустел мой ларец.
Заскочил к вам на минутку –
Разыгрался не на шутку.
Но прощаться мне пора.
До свиданья, детвора!
Всегда помните: СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.
( Кот уходит. Меняются декорации )
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по стране «Лукоморье»? Кого вы там встречали? А ученый кот вам передал ларец с сюрпризом.
Литература:
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Васильева А.Б., Никонова Е.А. Загадки кота ученого. Вечер досуга по сказкам А.С. Пушкина для детей 6-8 лет. – СПб.: Издательство «Композитор», 1999.
- Жукова Л.М. История о великом поэте. А.С Пушкин. – М.: «Белый город», 2001.
Проект по сказкам А.С.Пушкина
Виды деятельности | Виды детской деятельности | Результат проекта |
Игровая деятельность | Настольно-печатные игры:
Театрализованные игры | Выставка книг А.С.Пушкина Выставка детских работ «Мы рисуем сказки Пушкина» Совместное изготовление декораций к викторине Литературная викторина «Путешествие в страну «Лукоморье» |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение сказок А.С.Пушкина Подбор пословиц и поговорок к сказкам Отгадывание загадок по сказкам | |
Познавательное развитие | Рассказ воспитателя о творчестве А.С.Пушкина | |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций к сказкам Расширение и активизация словарного запаса детей Объяснение значения устаревших слов Подбор рифм к словам Разучивание стихов, отрывков из сказок Беседа о Пушкине Разгадывание ребусов и кроссвордов | |
Изобразительная деятельность | Раскраски по сказкам Рисование «Царевна-лебедь», «Золотой петушок», «Золотая рыбка», «Невиданные звери» Создание декораций «У лукоморья дуб зеленый…» |
Образовательная область: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи детей.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: сформировать представления детей о творчестве А.С.Пушкина, уточнить и обогатить знания о сказках Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения поэта. Способствовать развитию связной речи детей. Оформить выставку детских работ по сказкам Пушкина. Создать декорации к литературной викторине «Путешествие в страну «Лукоморье». Организовать в книжном уголке выставку книг по сказкам А.С.Пушкина.
Продолжительность проекта: 2-3 месяца.
Перспективное планирование по ознакомлению
с художественной литературой в подготовительной группе
Ноябрь.
Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закреплять знания о жанровых, композиционных и языковых особенностях русской сказки. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла. Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками – иллюстраторами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на осеннюю тематику.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Декабрь.
Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа стихотворения, произведений малых фольклорных форм; представления о назначении загадок, пословиц и поговорок; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок. Повторить с детьми известные им произведения малых фольклорных форм, познакомить с новыми; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы. Способствовать развитию связной речи детей.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Январь.
Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках. Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Февраль.
Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, познакомить с новыми сказками. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Март.
Задачи: уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта, помочь почувствовать своеобразие их языка. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Апрель.
Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками. Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
Май.
Задачи: помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений зарубежных писателей, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Занятия | Совместная деятельность |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературное развлечение "Сказочный мир" для детей 6-7 лет
Музыкально-литературное развлечение "Сказочный мир" по мотивам сказок А.С. Пушкина для детей 6-7 лет"Читайте Пушкина друзья!" Цели и задачи:1. Развивать интерес к литературному творче...
Литературная викторина "Помощь сказочным жителям" (старшая группа)
Непосредственно-образовательная деятельность (развитие речи через художественную литературу)Литературная викторина «Помощь сказочным жителям» для детей старшей группы...
Музыкально-литературное развлечение в младшей группе «Сказочная страна А. Барто»
Цель: формировать положительное отношение к поэзии.Задачи: развивать память, речь детей, воспитывать интерес к стихам и желание их рассказывать. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям у...
Конспект литературно - музыкального утренника "Сказочное Лукоморье"
Конспект содержит драматизированные сценки из сказок А.С.Пушкина...
Литературная викторина "По сказочным страницам"
Цель: добиться уточнения знаний детей о сказках.Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о названиях...
Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста
Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаЗадачи:ОО Познавательное развитие- раз...
Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста
Задачи:ОО Познавательное развитие- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;- развивать познавательный интерес.- формировать умение вслушиваться в...