Литературная викторина "Путешествие в сказочную страну "Лукоморье"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Горожанцева Наталия Владимировна

Итоговое занятие по сказкам А.С.Пушкина для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

Цели:

  • Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина
  • закреплять и уточнять полученные ранее знания о сказках А.С.Пушкина
  • Обогащать и активизировать словарь детей
  • Развивать монологическую и диалогическую речь; формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы
  • Закрепление четкого и правильного произношения всех звуков, совершенствование навыка самоконтроля за речью
  • Продолжать учить выразительному чтению стихов
  • Закреплять умение объяснять этимологию устаревших слов
  • Продолжать учить разгадывать ребусы, подбирать рифмы к словам
  • Закреплять навыки чтения, умение детей выделять первый звук в словах, сопоставлять его с буквой
  • Развивать мышление, внимание, память, пространственные представления, зрительное восприятие и мелкую моторику
  • Эмоциональное развитие детей, развитие театральных способностей
  • Учить пользоваться  средствами общения: словесными  ( регулирование темпа, громкости произнесения, интонации и др.) и невербальными  ( мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
  • Воспитывать любовь к родной литературе, родному языку

  Предварительная работа:

Чтение сказок А.С.Пушкина, беседы по сказкам; рассказ воспитателя о жизни и творчестве поэта; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры по сказкам Пушкина; рисование «Золотая рыбка», «Царевна лебедь», «Золотой петушок», «Невиданные звери»; разучивание стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…»; разгадывание кроссвордов.

  Материалы и оборудование:

Портрет А.С.Пушкина; книги А.С.Пушкина; декорация «Лукоморье»,; костюм кота, шапочки для детей(золотой петушок, золотая рыбка, лебедь, собака); следы из бумаги; картинки к ребусу «Петушок»; картина Врубеля «Царевна лебедь»; цифры от 1до 5; игра «Разрезные картинки»; картинки с изображением месяца, солнца, ветра, тучи и звезд; сундучок с веревкой, яблоком, зеркалом, орешком; конфеты для сюрпризного момента; музыка. 

Ход занятия:

     Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С.Пушкина.

   - Ребята, скажите, кто изображен на портрете? Да – это А.С.Пушкин, великий русский поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире.    

     Когда Пушкин был совсем маленьким и все звали его просто Сашей, у него была нянюшка, которую звали Арина Родионовна. Она знала много русских народных сказок, песен и замечательно их рассказывала. Это она познакомила Сашу с Бабой Ягой, Королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – прекрасным миром поэтического народного вымысла. Много лет спустя Пушкин напишет:

           Мастерица ведь была

           И откуда что брала.

           Приговорки, прибаутки,

           Небылицы, былины

           Православной старины!..

     И уже, будучи известным поэтом, он очень любил сказки, которые вечерами няня рассказывала Пушкину, а он их записывал. Сказки любимой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Сказки прошли рядом с поэтом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.

     В библиотеке нашей группы есть книги Пушкина с его сказками замечательными и чудесными. Мы с вами их читали. Назовите эти сказки. (Дети отвечают.)

     Я приглашаю вас  в сказочную страну под названием «Лукоморье».Как вы думаете, почему страна сказок Пушкина называется «Лукоморье»?(Потому что у Пушкина есть стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…»)

     Верно. А ведь мы с вами учили это стихотворенье. Давайте прочтем его все вместе, и оно перенесет нас в сказочную страну.

     (Дети по частям читают стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…» Меняются декорации. Появляется кот.)

Кот:     Я слышал, обо мне здесь вспоминали.

             Надеюсь, сразу все меня узнали!

             Здравствуйте, мои друзья!

             Кот ученый – это я.

             Я со сказками дружу,

             В гости милости прошу!

             Но в начале для порядка

             Загадаю вам загадки.

             Соглашайтесь без опаски!

             Вспомним пушкинские сказки,

             И героев, и названья.

             Приготовились? Вниманье!

( Дети садятся на ковер)

  • Вопросы по сказкам

Листочки на дубе непростые – волшебные: на них написаны задания для гостей Лукоморья.

Будем листики срывать

На вопросы отвечать.

(Кот срывает листочки и задает детям вопросы.)

  1. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
  2. С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (В первый раз – с тиной, во второй раз – с травою морскою, а в третий – с золотой рыбкой.)
  3. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда.)
  4. Какие животные помогли Балде обхитрить чертят? (Заяц и лошадь.)
  5. Подбери рифму.

Все сказки Пушкина написаны стихами. А вы умеете подбирать рифмы к словам? (Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.)

ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка.

СОВЕТ – ответ, привет.

КОТ – бегемот, кашалот.

КРЫЛЬЦО – кольцо.

БЕРЕЗЫ – мимозы, розы, занозы.

     Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете писать стихи.  

     Молодцы, справились с вопросами! А теперь я приглашаю вас отправиться по неведомым дорожкам, там вас ждут разные задания. А кто мне ответит, что значит неведомые? (Неизвестные, незнакомые)

    (На полу лежат следы, по которым дети идут за котом к следующему заданию.)

  •  Ребус «Петушок»

     Посмотрите, вы видите ребус, на лучах которого разные картинки. А вот если сложить первые буквы всех слов, то получится слово. Кто составит это слово? (Слово «петушок»)

     А в какой сказке Пушкина есть петушок?

    ( Ребенку одевается маска золотого петушка)

    Смотрите, ребята, а вот и петушок нас встречает!

  • Игра «Чудесное число»

    (На мольберте прикреплены цифры от 1 до 5.)

       Петушок:  Встрече с вами рад, друзья.

                    И хочу спросить вас я

                    Про чудесное число –

                    В каждой сказке есть оно.

                    Назовите без труда

                    И число, и чудеса!

     (Число три: три девицы, три чуда(белочка, 33 богатыря, царевна лебедь), три раза князь Гвидон превращался, Три раза ходил Балда за оброком и дал три щелчка попу.)

Кот:  Благодарим тебя, Петушок, за интересное задание. А мы идем дальше.

  • Загадка

(На доске висит картина Врубеля «Царевна-лебедь»)

Кот:       Три девицы под окном

                Пряли поздно вечерком.

                А четвертая девица,

                Скажем, чудо-мастерица,

                Не пряла и не ткала,

                А творила чудеса.

                Мой вопрос совсем простой:

                Как названье сказки той?

   ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

      Ребята, а кто изображен на картине? (Царевна-лебедь)

  • Игра «Добавь словечко»

       Лебедь:  У меня для вас, ребятки,

                Есть еще одна загадка.

                Вы стихи припоминайте

                И словечко добавляйте.

                          «Ветер весело шумит,

                     Судно весело…(бежит),

                          Мимо острова Буяна

                     В царство славного…(Салтана)

                     И желанная страна

                     Вот уж из дали…(видна).»

 

                     «Видит белочка при всех,

                     Золотой грызет…(орех),

                    Изумрудец вынимает,

                    А скорлупку…(собирает),

                    Кучки равные кладет

                    И с присвисточкой…(поет)

                    При честном при всем народе:

                    «Во саду ли, …(в огороде

  • Игра «Разрезные картинки»

              Будем с вами мы играть

              И картинки собирать.

     На столе лежит разрезанная картинка. Когда вы соберете картинку , вы узнаете героя сказки Пушкина.( Дети собирают картинку, после того как дети назовут героя, одеть маску Золотой рыбки ребенку)

        Рыбка: Все загадки отгадали

              И немножечко устали.

              Собирайся, детвора!

              У меня для вас игра:

             «Море волнуется раз,

              Море волнуется два,

              Море волнуется три -

              Сказочная фигура замри!»

Кот: Спасибо тебе Золотая рыбка за игру.

     (Дети по следам идут дальше)

     Ребята, а что за собачка нас встречает? В какой сказке есть собака и как ее зовут? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,а зовут его Соколко)

  • Игра «Сказочные последовательности»

Собака:   Здравствуйте, ребята!

                         У меня для вас вопрос,

              На него ответ не прост:

              У каких небесных сил

              Трижды помощи просил

              Королевич Елисей?

              Отвечайте поскорей!

    ( На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца,  ветра, тучи, звезд. Дети должны убрать лишнее и расставить изображения в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.)

Кот: Ну, что ж задание вы выполнили правильно. Отправляемся дальше.

  • Игра «Волшебный ларец»

Вот еще одна загадка

У меня для вас, ребятки.

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нем предметы.

Как они туда попали?

И кому принадлежали?

Я их буду доставать,

Ну, а вы – их называть!

(Яблоко, веревка, зеркальце, орешек)

Вот игре и конец,

Опустел мой ларец.

Заскочил к вам на минутку –

Разыгрался не на шутку.

Но прощаться мне пора.

До свиданья, детвора!

        Всегда помните: СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

      ( Кот уходит. Меняются декорации )

 Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по стране «Лукоморье»? Кого вы там встречали? А ученый кот вам передал ларец с сюрпризом.

Литература:

  1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  2. Васильева А.Б., Никонова Е.А. Загадки кота ученого. Вечер досуга по сказкам А.С. Пушкина для детей 6-8 лет. – СПб.: Издательство «Композитор», 1999.
  3. Жукова Л.М. История о великом поэте. А.С Пушкин. – М.: «Белый город», 2001.

                               Проект по сказкам А.С.Пушкина

Виды деятельности

    Виды детской деятельности

Результат проекта

Игровая деятельность

Настольно-печатные игры:

  • Лото по сказкам Пушкина
  • Сказочные последовательности
  • Расскажи сказку
  • Собери картинку

Театрализованные игры

Выставка книг А.С.Пушкина

Выставка детских работ «Мы рисуем сказки Пушкина»

Совместное изготовление декораций к викторине

Литературная викторина «Путешествие в страну «Лукоморье»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение сказок А.С.Пушкина

Подбор пословиц и поговорок к сказкам

Отгадывание загадок по сказкам

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя о творчестве А.С.Пушкина

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Расширение и активизация словарного запаса детей

Объяснение значения устаревших слов

Подбор рифм к словам

Разучивание стихов, отрывков из сказок

Беседа о Пушкине

Разгадывание ребусов и кроссвордов

Изобразительная деятельность

Раскраски по сказкам

Рисование «Царевна-лебедь», «Золотой петушок», «Золотая рыбка», «Невиданные звери»

Создание декораций «У лукоморья дуб зеленый…»

Образовательная область: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи детей.

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель проекта: сформировать представления детей о творчестве А.С.Пушкина, уточнить и обогатить знания о сказках Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения поэта. Способствовать развитию связной речи детей. Оформить выставку детских работ по сказкам Пушкина. Создать декорации к литературной викторине «Путешествие в страну «Лукоморье». Организовать в книжном уголке выставку книг по сказкам А.С.Пушкина.

Продолжительность проекта: 2-3 месяца.

Перспективное планирование по ознакомлению
с художественной литературой в подготовительной группе

Ноябрь.

Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закреплять знания о жанровых, композиционных и языковых особенностях русской сказки. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла.  Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками – иллюстраторами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на   осеннюю тематику.                                                                                                              

                                   Занятия

                 Совместная деятельность

  1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
  2. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка
  3. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
  4. «О чем печалишься, осень?» Чтение стихов об осени
  1. Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Сивка-бурка».
  2. Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима, А.Пушкина и др.
  3. Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».
  4. Заучивание стихотворений об осени.

Декабрь.

Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа стихотворения, произведений малых фольклорных форм; представления о назначении загадок, пословиц и поговорок; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок. Повторить с детьми известные им произведения малых фольклорных форм, познакомить с новыми; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы. Способствовать развитию связной речи детей.

                       Занятия

                  Совместная деятельность

  1. Русская народная сказка «Снегурочка»
  2. Ознакомление с малыми фольклорными формами
  3. Русская народная сказка « Василиса Прекрасная»
  4. Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»
  1. Слушание аудиозаписи «Снегурочка»
  2. Чтение сказок из книги «Пословицы и поговорки в сказках»
  3. Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
  4. Инсценировка знакомых сказок при помощи настольного театра.
  5. Чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка»,сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Январь.

Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках. Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи.

                                 Занятия

                Совместная деятельность

  1. Литературная викторина «Там на неведомых дорожках…»
  2. Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»
  3. Ознакомление с жанром басни. Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»

  1. Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.
  2. Отгадывание загадок по русским народным сказкам, драматизация любимых отрывков из сказок.
  3. Рассматривание книги «Басни И.Крылова»

Февраль.

Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, познакомить с новыми сказками. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.

                          Занятия

            Совместная деятельность

  1. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран»
  3. Басня И.Крылова «Ворона и лисица»
  4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
  1. Чтение сказок А.С.Пушкина
  2. Просмотр мультфильмов по сказкам Пушкина
  3. Драматизация отрывков из сказок Пушкина
  4. Беседа о защитниках отечества, чтение рассказов о войне.

Март.

Задачи: уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта, помочь почувствовать своеобразие их языка. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

                 Занятия

             Совместная деятельность

  1. «Весна идет» Комплексное занятие
  2. Беседа о маме. Е.Благинина «Посидим в тишине»
  3. «У лукоморья дуб зеленый»
  4. Литературная викторина «Путешествие в страну «Лукоморье»
  1. Чтение стихов о весне, рассказов М.Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час».
  2. Чтение стихов о маме, бабушке.
  3. Заучивание стихотворения «У лукоморья дуб зеленый»
  4. Рассматривание иллюстраций к сказкам Пушкина, разгадывание кроссвордов

Апрель.

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками. Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.

                   Занятия

                  Совместная деятельность

  1. Басня С.Михалкова «Ошибка»
  2. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»
  3. Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек»
  4. Сказка Х.-К.Андерсена «Гадкий утенок»
  1. Чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик»
  2. Чтение сказки Аксакова «Аленький цветочек»
  3. Знакомство с новыми книгами в книжном уголке

Май.

Задачи:  помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений зарубежных писателей, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной деятельности.

                     Занятия

                Совместная деятельность

  1. Сказки Х.-К.Андерсена
  2. Сказки Ш.Перо
  3. Литературная викторина по сказкам зарубежных писателей.
  1. Чтение сказок Андерсена, Перо.
  2. Инсценировка сказки Андерсена «Принцесса на горошине»
  3. Игры по сказкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературное развлечение "Сказочный мир" для детей 6-7 лет

Музыкально-литературное развлечение "Сказочный мир" по мотивам сказок  А.С. Пушкина для детей 6-7 лет"Читайте Пушкина друзья!" Цели и задачи:1. Развивать интерес к литературному творче...

Литературная викторина "Помощь сказочным жителям" (старшая группа)

Непосредственно-образовательная деятельность (развитие речи через художественную литературу)Литературная викторина «Помощь сказочным жителям» для детей старшей группы...

Музыкально-литературное развлечение в младшей группе «Сказочная страна А. Барто»

Цель: формировать положительное отношение к поэзии.Задачи: развивать память, речь детей, воспитывать интерес к стихам и желание их рассказывать. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям у...

Конспект литературно - музыкального утренника "Сказочное Лукоморье"

Конспект  содержит  драматизированные  сценки  из  сказок  А.С.Пушкина...

Литературная викторина "По сказочным страницам"

Цель: добиться уточнения знаний детей о сказках.Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о названиях...

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаЗадачи:ОО Познавательное развитие- раз...

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста

Задачи:ОО Познавательное развитие- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;- развивать познавательный интерес.- формировать умение вслушиваться в...