Артикуляция группы свистящих и сонорных звуков
статья по развитию речи на тему
Статья посвещена проблеме артикуляции группы свистящих и сонорных звуков у дошкольников с диагнозом ОНР и возможные варианты неправильной артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsiya_gruppy_svistyashchikh_i_sonornykh_zvukov.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляция группы свистящих и сонорных звуков
Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков группы свистящих С, З, Ц и сонорных Р, Л (Р’, Л’) встречаются довольно часто, а для групп с диагнозом ОНР или дизартрия у большинства детей. Чтобы уметь устранять их, воспитателю необходимо знать не только правильную, но и возможны варианты неправильной артикуляции.
Артикуляция звуков С, З, Ц:
Губы при звуке С (перед А, Э (Е), Ы, И) слегка раскрыты, напряжены и растянуты в улыбку, зубы сближены, иногда почти сомкнуты; несколько обнажены; перед О, У губы несколько округлены и выпячены вперёд. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к нёбу к альвеолам (бугоркам), образуя с ним узку. Щель через которую проходит воздушная струя. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, отчасти и к твёрдому нёбу, так что в передней части языка образуется продольный желобок. Воздух, в момент выдоха проходит по желобку языка и дальше между зубами. Если к той же артикуляции присоединяется голос (дрожит голос, связки) получается звук З. Если передняя часть спинки приподнимается, то получаются мягкие варианты этих звуков. При этом кончик языка немного оттягивается назад и ротовая щель несколько расширяется.
Артикуляция звука Ц:
Губы и зубы расположены также как при С. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения прижата к твёрдому нёбу, как при Т, а кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка без заметного взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С. Мягкое нёбо приподнято. Условно Ц можно рассматривать как сочетание звуков Т и С, произносимых как один звук. Ц всегда произносится твёрдо.
Недостатки произношения этих звуков:
- Кончик языка просовывается между зубами – в большинстве случаев получается призвук Ш (пришепётывание).
- Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов, преграждая свободный выход воздуха в межзубную щель; слышится притупленный звук, сходный с Т и Д, с присвистом (котса, кодза).
- При нормальном положении передней части спинки языка её средняя часть недостаточно опущена. Получаются смягчённые СЬ и ЗЬ.
- Спинка языка на незначительном участке выгорблена и образует широкую длинную щель, кончик языка несколько оттянут от зубов назад – С и З произносятся почти как мягкие Ш и Ж (шяпки, жямок).
- Кончик языка упирается в верхние зубы или в десну, боковые края его не прижимаются к боковым зубам и воздух проходит не по желобку языка, а между боковыми краями и щеками. Слышится хлопающий звук.
- Опущенное нёбо смыкается с выгорбленной спинкой языка, воздух проходит через нос, образуются гнусавые неясные звуки.
- С и З часто заменяются звуками Ш и Ж, реже Ф
- Ц заменяется на С, Т, Ч.
Для устранения недостатков звука С воспитатель объясняет, что надо сделать язык лопаткой, горкой, желобком, на улыбке подуть в бутылочку или пузырёк. В случае пришепётывания дети пробуют произносить этот звук перед зеркалом со сближенными зубами, а затем прямые слоги СА, СО, СУ, СЫ. Затем произносятся слова с начальным С, затем обратные слоги и слова с конечным С. Если вместо С получается хлюпание, то ребёнок высовывает широко распластанный язык лопаткой между зубами и в этом положении произносит С и З в слогах и словах. После этого кончик языка постепенно оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется. Иногда нажимается на спинку языка шпателем. Когда при межзубном положении языка не удаётся устранить боковые щели или гнусавость, начинают исправление звука с задуванием на язык высунутый лопаткой между губами (и над бутылочкой). После чего переходят к произнесению межзубного С, заменяемого потом нормальным С.
Артикуляция Р:
Этот звук появляется в норме к 4,5 – 5 годам.
- Губы и зубы принимают положение последующего гласного.
- Широкий напряжённый язык плотно прижимается боковыми краями к боковым зубам, а кончик языка касается альвеол.
- Мягкое нёбо приподнято.
- Воздушная струя давит на кончик языка. Он отскакивает от альвеол, начинает вибрировать. При РЬ средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а кончик языка касается верхних дёсен и зубов. Излишняя раскатистость портит звук. Одноударный Р требует автоматизации.
Недостатки произношения Р (ротацизм):
- Отсутствие звука.
- Картавость. Получается в следствии дрожания или мягкого нёба с маленьким язычком или одного маленького язычка. Иногда он образуется сближением задней спинки языка с нёбом – образуется щелевой звук (Г украин). При дрожании одного маленького язычка картавый звук почти не отличается от нормального (глассирующий).
- Р произносится губами (вама) иногда даже с дрожанием губ (кучерское).
- Р заменяется звуками В, У, Ы, Й, Л, ЛЬ, РЬ.
Для исправления недостатков произношения применяются следующие упражнения: лопатка, слизывание мёда с губ сверху-вниз и снизу-вверх, «почистить» верхние и нижние зубы кончиком языка, индюк – язык лопаткой высовывается изо рта и попеременно ударяется о верхние и нижние губы, затем о зубы (болтушка), лошадка (фыркание губами с высунутым между зубами языком), кучер (тоже с выдвинутым между губами языком).
Артикуляция Л:
- Губы и зубы раскрыты.
- Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или дёснам. Середина языка ложкообразной формы. Боковые края несколько отстают от зубов и дёсен, образуя щель через которую проходит воздух (звук Л боковой).
- Мягкое нёбо приподнято, связки вибрируют.
Недостатки произношения Л (ламбдацизм):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для шипящих, свистящих, сонорных звуков
Артикуляционная гимнастика для всех групп звуков...
Методическая разработка по теме: «Характеристика свистящих, шипящих и сонорных звуков с использованием плана-схемы».
Характеристика свистящих, шипящих и сонорных звуков с испоьзованием плана-схемы....
Картотека на свистящие, шипящие и сонорные звуки.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и в стихах....
Презентации для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей с ОНР
Презентации содержат игровые задания и упражнения для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей с ОНР...
"Считай и называй" Игра для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Игра "Считай и называй" предназначена для автоматизвции свистящих, шипящих и сонорных звуков.Принцип игры прост: найти одинаковые картинки , считать и называть их...
Картотека по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков в словосочетании
картотека...
"Короткие стихи для автоматизации правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков".
Цель: Учить детей правильно и чётко проговаривать все слова в предлложениях.Вырабатывать интонационную выразительность речи....