Методическое пособие Шорыгиной Т.А. - Какие месяцы в году
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Шорыгина Т.А. "Какие месяцы в году" - методическое пособие для детей 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое пособие по развитию речи "Какие месяцы в году" Шорыгина Т.А. | 976 КБ |
Предварительный просмотр:
Шорыгина Т.А.
Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы
Введение
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы.
Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки — интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого.
Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.
Надеюсь, что предлагаемая книга привьет малышу бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.
Приведенные в книге пословицы, поговорки, загадки, стихи помогут прикоснуться и к мудрому народному слову, и к поэтической образности русской речи.
Основные задачи пособия
I. Расширять у детей знания и представления об особенностях каждого месяца. Объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году, чем отличаются друг от друга и чем схожи. Подробное знакомство с каждым месяцем проводится по плану:
Общая характеристика месяца.
Растительный мир.
Животный мир.
Занятия людей.
II. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
совершенствовать умение выразительно читать наизусть
стихотворения.
III. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Автор выражает благодарность писателю и фольклористу В.А. Миронову за консультации и любезно предоставленные материалы.
Осень
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин
Сентябрь
Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Осеньхудожница
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит русская народная пословица.
Вопросы и задания
Почему сентябрь называют «златоцветом»?
Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
Отгадать загадки:
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
На потолке, в уголке
Висит сито —
Не руками свито.(Паутина)
Без рук,
А холст ткет. (Паук)
4. Нарисовать паутинку и паучка.
В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.
Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.
Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.
По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.
В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а, небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)
В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Вопросы и задания
Какая погода в сентябре?
Отгадать загадки:
Маленький Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Лист)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
3. Нарисовать и раскрасить листья березы, осины, липы.
В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок».
Вопросы и задания
Какие плоды созревают в сентябре?
Какие грибы растут в сентябрьском лесу?
Отгадать загадки:
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
Маленький Иван,
Костяной кафтан. (Орех)
У одной матери
Тысяча сыновей.
Она каждому шапочку дала,
А себе не взяла.
(Дуб, желуди)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).
После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы.
Осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной построят новое гнездо.
В сентябре в лесу можно найти много выпавших перьев: птицы линяют, старые перья выпадают, а новые зимние окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее.
В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.
Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».
Готовятся встретить суровую зиму звери. Строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять — шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают.
Осень
Осень — огненная белка.
В желтых травах вдоль опушки
Подожгла кустарник мелкий
И осинника верхушки.
По стволам взбираясь быстро,
Прячет на зиму орех,
Сыплет огненные искры
Рыжевато-красный мех.
И с вершин слетая смело,
Удирая наутек,
Зажигает то и дело
Золотистый огонек.
Вопросы и задания
Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?
Какие птицы готовятся к отлету в теплые края?
Как готовятся к зиме животные?
Отгадать загадки:
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (Ласточка)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
5. Нарисовать и раскрасить животных (белку или мышь), которые делают запасы на зиму.
В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинками, туесками — собирают грибы, ягоды.
С полей и огородов убирают урожай овощей; картофеля, капусты, свеклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».
Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. После вспашки земле удается накопить больше влаги за зиму, кроме того, погибают сорные травы, которые проросли осенью. В сентябре на полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. В конце осени озимые взойдут, и все поле станет ярко-зеленым.
Первого сентября дети идут в школу с ранцами и букетами осенних цветов — начинается учебный год.
Вопросы и задания
Какие работы у людей в сентябре в саду, в огороде, в поле?
Отгадать загадки:
Лето целое старалась —
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. (Капуста)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
3. Нарисовать и раскрасить морковь, яблоко, букет осенних цветов.
Октябрь
Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою — к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме.
В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают.
Вопросы и задания
Почему октябрь в старину называли «листопадом»?
Почему говорят, что в октябре «семь погод на дворе»?
Отгадать загадки:
Летел пан,
На воду пал.
Сам не тонет
И воды не мутит. (Лист)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
4. Нарисовать и раскрасить листья клена клена, рябины, дуба.
В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют.
Еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку.
Золотой клубочек
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка!
Это еж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели.
У животных продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А люди примечают: если шубки на животных раньше обычного становятся пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя.
Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как рассказывал о беличьем гнезде С. Гейченко (директор Пушкинского музея-заповедника в Михайловском):
«Как-то порушил ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней оказалось дупло, в нем беличье гнездо.
Белка очень хорошо подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем — яблоки.
Благодать.
Отрезали мы кусок ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит неподалеку.
Первое время белка боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг да около него, а потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы».
Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.
Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.
Насекомые: жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
Вопросы и задания
Кто укладывается спать на всю зиму?
Кто меняет на зиму шубку?
Кто делает запасы на зиму?
Кто зимует под листвой, в щелях в коре деревьев?
Отгадать загадки:
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
6. Нарисовать и раскрасить ежа.
В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает.
А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться.
Вопросы и задания
Назвать перелетных птиц.
Назвать птиц, зимующих в средней полосе России.
Отгадать загадки:
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
Кто это? (Гусь)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
А чем занимаются в октябре люди? Последние плоды собирают с огородов. Грибники по лесам бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята, сыроежки, моховики. Есть народная примета: «Появился поздний грибок — будет поздний снежок».
Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь — капустой», «Ни один рот без капусты не живет», «Крепкие сочные кочаны хрустят, сердце веселят».
В старину домовитые хозяева в октябре избы чинили, чтобы холода в дом не проникли. Все щелочки замазывали. В народе поучали: «Вычини избу до Покрова (14 октября), не то не будет в доме тепла».
Вопросы и задания
Чем занимаются в октябре люди?
Отгадать загадки:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Нет грибов дружней, чем эти,
— Знают взрослые и дети,
— На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (Опята)
Ноябрь
Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».
Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.
Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.
Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.
Вопросы и задания
Почему ноябрь называют «чернотропом»?
Какую пору ноября называют предзимьем («серебряной осенью»)? Почему?
Рассказать о погоде ноября.
Отгадать загадки:
Белые мухи прилетели,
На поле сели.
(Снег)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
5. Нарисовать капельку дождя и снежинку. Почему мы их нарисовали рядом?
Тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает. Всю долгую зиму косолапый будет сладко спать, посасывая мохнатую лапу.
Лисица старается пробраться в курятник, чтобы полакомиться курятиной.
Птичница-лиса
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят.
— Подходите без опаски
Всех попотчую пшеном,
Позабавлю песней, сказкой, Приголублю перед сном!
Но в сарае не на шутку
Поднялся переполох.
Закричали куры, утки,
Удирая со всех ног.
Пес залился громким лаем,
Зазвенели голоса:
— Эту птичницу мы знаем
— Это хитрая лиса!
Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и шишки.
Плохо сейчас косому, он уже поменял шубку на зимнюю и белый мех хорошо виден среди голых сучьев и на черной мокрой земле. Прячется зайчишка под кустами в самых глухих чащах и ждет — не дождется, когда белым ковром снег укроет землю. Ноябрь называют «месяцем полных кладовых», ведь многие звери запаслись на зиму орехами, шишками, грибами и желудями. Есть пропитание — никакой мороз не страшен!
Вопросы и задания
Рассказать, что делают в ноябре лесные обитатели: медведь, лиса, заяц, белка, барсук, полевая мышь.
Почему ноябрь называют «месяцем полных кладовых»?
Отгадать загадки:
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет?
(Волк)
Что за беленький клубок
Под кустом на землю лег? (Заяц)
Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют — жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.
Снегири, синицы, щегль! прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Вопросы и задания
Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются?
Как отмечают «синичкин день»?
Отгадать загадки:
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
-«Клё! Клё! Клё!» — поет со свистом. (Клест)
Пусть я птичка — невеличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
4. Нарисовать и раскрасить снегиря, синицу.
А что делают в ноябре люди? Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. Собраны в закрома овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах.
Собирались на посиделки — пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. А долгими вечерами при свете лучины рассказывали бабушки внукам сказки.
Вопросы и задания
Какие занятия у людей в ноябре?
Отгадать загадки:
Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка с ниткой)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
(Ножницы)
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится
— Пригласит чайку напиться. (Самовар)
Осенний период (обобщение)
Обзорная беседа «Осень».
Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубого небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета».
Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.
Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
I Чтение стихотворения.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь —
Значит наступила осень.
Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомнить и назвать их.
Составление рассказа о времени года с опорой на план:
Осенние месяцы.
Приметы ранней и поздней осени.
Животный мир (подготовка к зиме).
Осенние работы людей.
Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
сентябрь, октябрь, ноябрь, март:
картофель, яблоко, свекла, морковь;
подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
грач, стриж, ласточка, воробей:
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);
белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Зима
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песню севера петь
По лесам и степям.
И.Никитин
Декабрь
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.
Зима
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелеными. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Недаром говорят: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь — с мосточками».
Заколдованный дворец
Снежинки медленно летят —
Крупные, тяжелые.
Я не узнала старый сад,
Когда пришла из школы.
Он стал, как сказочный ларец,
Весь белый и резной,
Как заколдованный дворец
Царевны ледяной.
Вопросы и задания
Как называют декабрь в народе? Почему?
Что происходит с водой в реках, озерах, прудах?
Отгадать загадки:
Вез рук, без глаз
А рисовать умеет. (Мороз)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку. (Мороз)
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
4. Нарисовать снежинки.
Холодно в декабре зверям и птицам. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи сладко спят в берлогах.
Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей — «мышкует» — бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор.
Бродит по лесу злой и голодный волк. В декабре все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу.
Вопросы и задания
Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?
Куда прячется белка в сильные морозы?
Что делает зимой медведь?
Отгадать загадки:
Рыжий клубок
За белым — скок! (Лиса и заяц)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц)
Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет? (Белка)
В декабре украшают лес гости с севера — свиристели и снегири. Грудка у самца-снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.
Снегири
Стынут ветки на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо?
На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.
Синица
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость дает птахам тепло. Дятлы в лесу кузницу открывают: лущат еловые и сосновые шишки.
Вопросы и задания
Чем питаются зимой синица, снегирь, дятел?
Как люди помогают птицам?
Отгадать загадки:
Среди леса кузнецы куют. (Дятлы)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.
Обычай встречать Новый год появился у нас в России 300 лет назад, когда царь Петр I своим указом установил единый день празднования Нового годаи велел всем жителям Москвы встречать его торжествами: украшать дома елями, жечь на улицах костры, дарить друг другу новогодние подарки.
Новогодние деньки
Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.
Вопросы и задания
Какой праздник отмечают 31 декабря?
Как готовятся к встрече Нового года?
Отгадать загадку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Елка новогодняя)
Нарисовать и раскрасить новогоднюю елку, украшенную игрушками (хлопушками, шариками, звездами, бусами, гирляндой).
Январь
Январь — второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей».
Крылатые снежинки
Под ногой снежок скрипит,
Дети с гор катаются,
Лишь у Тани грустный вид,
Таня маме говорит:
— Оттого снежок скрипит,
Что у маленьких снежинок
Крылышки ломаются!
«Месяц январь — зимы Государь» — так народ говорит.
В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. Рисует мороз на стеклах удивительные узоры.
Сказка на стекле
На стекле Мороз начертил узор,
Серебром нанес
Белый пышный бор.
Рано поутру
Подойду к окну,
Буду в том бору
Слушать тишину.
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне,
Слышу сосен звон,
Вьется на снегу
Свежий лисий след,
Тает на лугу
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле
Белый дым берез —
Сказку на стекле
Начертил Мороз.
Вопросы и задания
Почему январь называют «лютым», «лютовеем»?
Почему говорят: «Зимой тулуп всякому люб»?
Отгадать загадки:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
4. Нарисовать «морозный» узор.
Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Белочка в самые трескучие морозы прячется в дупле, а лисица забирается в глубокую нору. Мишка-медведь спит в своей теплой берлоге. По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их ближе к жилью. Волки надеются поживиться теленком или ягненком. Лисы ловят мышей, зайцев и белок. У лисицы очень тонкий слух, она слышит, как под глубоким снегом, в норках пищат мыши. Плутовка быстро разрывает снег и хватает добычу.
А зайчики в пушистых шубках совсем незаметны на снегу. Они запутывают свои следы, чтобы лисица, волк и охотник не могли их найти. Днем зайцы сидят под кустами, а кормятся по ночам. Любимое зимнее лакомство зайчишек — горькая кора молодых осинок. Иногда косые забегают и в плодовые сады, обдирают кору с яблонь.
Птицы: сороки, галки, воробьи, синицы — прилетают поближе к людям, ищут корм. А у клестов появляются в январе птенцы. Недаром народ говорит: «У каждой пташки свои замашки».
Вопросы и задания
Куда прячется в зимние морозы лиса?
Что делает зимой медведь?
Зачем заяц следы запутывает?
Что едят зайцы зимой?
У какой птицы в январе появляются птенцы?
Отгадать загадки:
Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
7. Нарисовать зайца на снегу под кустом.
Седьмого января мы отмечаем светлый праздник Рождества Христова. 2000 лет тому назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть узнали пастухи, пасшие неподалеку скот. В эту волшебную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она и возвестила всему миру о рождении Иисуса Христа.
Нынче радость детворе —
Много снега на дворе,
Рукавичку Ваня скинул:
— Я хочу потрогать зиму!
В январе у детей много веселых забав: катание на санях, на лыжах, на коньках.
На катке
Вечер. Музыка играет,
Много на катке ребят.
Ель нарядная сияет,
Фонари кругом горят.
Режу острыми коньками
Синеватый гладкий лед,
И сверкает огоньками
Снежных хлопьев хоровод.
В январе солнце поднимается выше, светит ярче, день становится чуть-чуть длиннее.
На лыжах
Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.
Вопросы и задания
Какой праздник отмечают седьмого января?
Назвать зимние игры и забавы.
Отгадать загадки:
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
Льется речка — мы лежим,
Лед на речке — мы бежим.
(Коньки)
4. Нарисовать зимние забавы детей (на выбор).
Февраль
Февраль — последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса.
Снежинка
Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица, Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки.
В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Оттепель
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы враз осели,
В полдень с крыши потекло.
Вопросы и задания
Почему февраль называют «снеговеем»?
Что такое оттепель?
Отгадать загадки:
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Голубой платок
Алый клубок,
По платку катается,
Людям улыбается (Солнце)
Висит над окошком кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
4. Нарисовать солнышко, сосульку.
В феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают лесные обитатели — птицы, звери. Бойкие синицы взлетают на самые верхушки деревьев и затягивают веселую песенку. Оживляются воробьи и галки. Воробьи собираются в стайки, садятся на кусты, изгороди, громко и радостно чирикают. Начинаются игры у зайцев, у лисиц, дерутся между собой волки. Только медведи все еще спят в своих теплых берлогах.
Вопросы и задания
Рассказать, что делают лесные обитатели в феврале.
Отгадать загадки:
Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает
(Белка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Когда наступает оттепель, снег делается липким, из него можно строить снежные крепости, лепить снеговиков.
Снеговик
Мы с подругой Катей
Ком большущий катим.
Из пушистого комка
Слепим мы снеговика.
В белой шубке меховой,
С угольками вместо глаз,
Улыбаясь, как живой,
Снеговик глядит на нас.
Мы дадим ему метелку,
Слепим пышный воротник,
Пусть по улицам поселка
Ходит дворник — снеговик.
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица — это праздник встречи с солнышком.
Солнышко-ведрышко,
Из-за гор — горы!
Выгляни солнышко
До вешней поры.
Такой песенкой в старину дети звали весеннее солнышко.
Вопросы и задания
Какие вы знаете зимние забавы?
Какой праздник отмечают в конце февраля?
Почему в этот праздник пекут блины?
Отгадать загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце)
Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?
(Блины)
5. Нарисовать и раскрасить снеговика.
Зимний период (обобщение)
Обзорная беседа «Зима».
Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль.
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом.
Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаютс не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.
Чтение стихотворения.
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
По каким приметам вы узнали зиму?
Составление рассказа о времени года с опорой на план:
Зимние месяцы.
Приметы зимы.
Животный мир.
Зимние забавы детей.
Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
декабрь, январь, февраль, сентябрь;
береза, клен, ель, дуб;
синица, дятел, кукушка, сорока;
воробей, клест, галка, снегирь (появляются зимой птенцы);
шуба, свитер, платье, валенки;
гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.
Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Весна
Зима недаром злиться
Прошла ее пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора
Март
Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года» , «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Синий день
На сугроб ложится
Голубая тень,
Тенькают синицы:
— Синий-синий день!
Солнечный зайчик
Скачет, как мячик,
Солнечный зайчик,
Вверх-вниз
Со стола — на карниз.
Зеркальцем взмахну —
Побежит к окну,
И зигзагом по стене
Возвращается ко мне.
Запетлял по половицам,
Словно гонится лисица.
Раз — и прыгнул мне на парту,
Зайчик рад теплу и марту!
От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта — «капельник».
Капель
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы он мог на мир взглянуть.
Март — месяц переменчивый — то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.
Возле дома деревце
Все белым-бело.
Снег сегодня лепится —
Оттепель, тепло...
Быстро я слепила
Снежного зайчишку,
А Марина с Милой
Вместе лепят мишку.
Вопросы и задания
Как называют март в народе? Почему?
Рассказать о погоде марта.
Отгадать загадки:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее... (весна).
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. В конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».
А медведь все еще спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет» — так говорят люди. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами, ведь «родной куст и зайцу дорог».
Лиса и пес
Испугалась лиса
Быстрого пса
И пустилась наутек.
Словно рыжий огонек
Между сосен замелькал,
Ярко вспыхнул и пропал.
Вопросы и задания
1. Рассказать, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.
2. Какая птица прилетает в конце марта? Почему грача называют «вестником весны»?
Что в марте делают звери?
Отгадать загадки:
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
— Карр! Карр! Карр! (Ворона)
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам — враг. (Грач)
В марте мы отмечаем Международный женский день. Не забудьте поздравить своих маму, бабушку, сестренку и подарить им подарки.
Встану утром рано
Поцелую маму.
Подарю цветов букет,
Лучше мамы друга нет!
Вопросы и задания
Какие поздравления и подарки вы сделаете женщинам своей семьи?
Нарисовать и раскрасить букет цветов.
Апрель
Апрель — середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды».
Ручеек
Ручеек бежит
по лесенке,
По ступенькам
ледяным,
И весны живые
песенки
Звонко скачут
вслед за ним.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
В народе этот месяц называют «ледоломом» и «снегосгоном» — апрель лед ломает и снег отовсюду гонит.
Вопросы и задания
Как называют март в народе? Почему?
Почему говорят: «Апрель с водой и май с травой»?
Что такое ледоход?
Отгадать загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей)
Про апрель говорят: «Апрель водою славен, почками красен». Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике.
На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются желтые звездочки мать-и-мачехи.
На лесных полянах синеют подснежники, которые называют «синими глазами весны».
Подснежник
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок —
Голубой и нежный.
Вопросы и задания
Почему говорят, что апрель «почками красен»?
Какие цветы расцветают в апреле?
Как называют подснежники? Почему?
Отгадать загадки:
Был тугим он кулачком,
А разжался — стал цветком. (Бутон)
Первым вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
5. Нарисовать и раскрасить цветы мать-и-мачехи, подснежника.
В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата.
Волчата резвятся
На лесной опушке
Четверо волчат
Борются друг с дружкой,
Тявкают, рычат.
Словно дети малые
В салочки играют,
А потом усталые
Под елью отдыхают.
Тень волчат укроет,
Тишь и благодать!
А за их игрою
Наблюдает мать,
Знает мать-волчица
В вое питанье толк,
Многому учиться
Должен серый волк,
Чтобы из волчонка
Вырос поскорей
Сильный и красивый
Ловкий храбрый зверь.
У зайчишки в апреле мех пестрый, ведь косой меняет белую зимнюю шубку на летнюю — серо-бурую.
Звонкие капели
В апреле зазвенели.
Оседает, тает снег,
Посерел на зайке мех.
Белочка тоже линяет - пушистый серый мех меняет на рыжеватый — летний.
На лесных проталинках, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.
Вопросы и задания
Что делают в апреле лесные обитатели?
Отгадать загадки:
В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.
Шмель садится на цветок,
Пьет душистый сладкий сок.
Первая бабочка
Села на лавочку
Первая бабочка:
Теплая лавка!
А где же травка?
Где же цветочки?
Где клейкие почки?
Она оглянулась:
Я рано проснулась!
На лужицах лед,
Но солнце печет,
Журчит ручеек,
Чудесный денек!
В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.
Скворцы
Прилетели скворцы —
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Трясогузка
Трясогузка, трясогузка!
Полосатенькая блузка.
Я тебя весною жду —
Поселись в моем саду.
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной.
Вопросы и задания
Какие насекомые появляются в апреле?
Какие птицы прилетают в апреле?
3. Отгадать загадки:
В лесу у пня Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. ( Жаворонок )
4. Нарисовать и раскрасить бабочку, шмеля. Люди рады весне, встречают ее песнями.
Песенка встречи весны
(дети поют и водят хоровод)
Ой, весна — красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
Приходи к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистою,
С пшеницей золотистою,
С ячменем усатым,
С овсом кучерявым,
С калиной-малиной,
С черной смородиной.
В старину крестьяне встречали припет птиц из дальних краев, пекли из теста жаворонков. Дети пели песенку:
Жаворонки, прилетайте к нам,
Принесите лето теплое,
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.
Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.
Вопросы и задания
Какие занятия у людей в апреле?
Отгадать загадки:
Одно бросил —
Целую горсть собрал. (Зерно)
В дом зерно возьмет — Каравай вернет. (Поле)
Нарисовать печенье «Жаворонки».
Май
Май — сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю.
Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака.
В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли.
После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Радуга
Над речкой-рекой
Рыбка выгнулась дугой.
Оперлась на хвост,
Изогнулась словно мост.
В каплях майского дождя
Засверкала чешуя
семицветная.
И над зеленью ракит
В небе радуга горит
самоцветами!
Вопросы и задания
Рассказать о погоде мая.
Что происходит с травами, цветами и деревьями после майских дождей?
Отгадать загадки:
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
Меня ждут не дождутся,
Как увидят — разбегутся. (Дождь)
Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу — не найду. ( Молния)
Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов. (Гром)
Крашеное коромысло
Над лугом повисло. (Радуга)
Про весну народ говорит: «Весна цветами красна», а месяц май называли «цветень» В мае распускаются в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.
Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады — цветут яблони, вишни, сливы.
Черемуха
Цвети, черемуха душистая, цвети!
По ветру, разметав соцветий пряди,
Словно царевна в свадебном наряде
Зелеными шелками шелести.
И пусть никто не занесет топор,
Тебя не срубит и не искалечит,
И не сомнет твой праздничный убор —
Убор Весны-царевны подвенечный.
Качели
Качели мои, оттолкнусь — ив полет!
Взлетаю я выше сирени.
Я так раскачаюсь, что сердце замрет,
Лечу, подгибая колени.
Мелькают внизу города, терема,
Леса, крыши дальних селений,
Я сказки себе сочиняю сама,
Взлетая над садом весенним.
Вопросы и задания
Как называют май в народе? Почему?
Какие цветы распускаются в мае?
Какие деревья и кустарники цветут в мае?
Отгадать загадки:
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
5. Нарисовать и раскрасить ландыш, ветку сирени.
Недаром месяц май зовут «песенником». Из дальних стран прилетели к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец — соловей. Птичка серенькая, неприметная. Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи и ивы возле рек и ручьев, в оврагах.
Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, задорно распевают дрозды.
Вода в реках, озерах и прудах прогревается и «болотные певцы» — лягушки громко квакают, поют «свадебные песни».
Песенка лягушки
Поет с утра лягушка:
— Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка,
Здесь сочная трава.
Болотной пахнет влагой,
Прохладно жарким днем,
Под старою корягой
Мы будем петь вдвоем!
У зверей продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса.
У лисиц, зайцев, волков и белок подрастают малыши.
Вопросы и задания
Почему май зовут «песенником»?
Какая птица поет лучше всех?
Какие места выбирают соловьи дли своих гнезд?
Отгадать загадки:
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Не ворона, не синица,
— Как зовется эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
На Красной площади в Москве в этот день проходит праздничный парад. Ветеранам и участникам войны мы дарим цветы и подарки, слушаем их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах и мужестве наших солдат.
В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Вопросы и задания.
Какой праздник отмечают 9 мая?
Какие у людей весенние работы: в доле, в саду, в огороде?
Отгадать загадки:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
(Морковь)
Сидит дед
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Над землей трава,
Под землей алая голова. (Свекла)
Нарисовать и раскрасить лук, свеклу.
Весенний период (обобщение)
Обзорная беседа «Весна».
Весенние месяцы — март, апрель и май.
Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег.
На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Чтение стихотворения.
Весной
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки
Из гнезда летят шмели.
У Весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
О каких приметах весны говорится в стихотворении? Вспомнить и назвать их.
Составление рассказа о времени года с опорой на план:
Весенние месяцы.
Приметы ранней и поздней весны.
Животный мир.
Весенние работы людей.
Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
март, апрель, май, январь:
мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
трактор, лопата, грабли, вилы.
Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Лето
Есть что то прекрасное в лете.
С. Есенин
Июнь
Вот и пришло долгожданное лето. Первый летний месяц — июнь — лучшая пора года!
Дни долгие, солнечные, теплые. «Заря с зарею сходится» — так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю зарю и утреннюю.
В жаркие июньские дни разражаются грозы с сильными теплыми ливнями. Перед дождем в садах сильно пахнет цветами, во дворе поют петухи. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.
В июне густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Цветет рябина, малина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появились на колючих кустах шиповника.
На лесных солнечных опушках загораются в зеленой траве алые огоньки сладкой-пресладкои, душистой ягоды — земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».
День рождения
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы,
Одуванчик, только дунь —
Тотчас разлетится.
В молодой траве густой
Солнечные блики.
Нынче день рожденья мой,
Мой — и земляники.
Вопросы и задания
Рассказать о погоде июня.
Какие растения цветут в июне?
Почему июнь называют «земляничником»?
Отгадать загадки:
Поднялись ворота, Всему миру красота. (Радуга)
Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, трава)
Стоит Егорка
В красной ермолке;
Кто ни пройдет,
Всяк поклонится.
(Земляника)
5. Нарисовать и раскрасить радугу, ягоды земляники, цветы.
Июньский лес полон жизни, движения, птичьего щебета. Звери заняты заботой о подрастающих малышах.
Ранним утром лисица выводит из норы лисят погреться на солнышке, порезвиться. Но сначала она долго принюхивается, внимательно осматривает полянку: проверяет, не грозит ли малышам опасность.
Играют возле своих нор маленькие забавные барсучата, выводит из гнезда бельчат бельчиха-мама. Родители усердно заботятся о своих малышах: кормят их, приучают к лесным обычаям, учат находить пропитание, спасаться от врагов.
Много дел в июне и у птиц. В гнездах появились прожорливые горластые птенцы. Они высовывают головы, широко раскрывают клювы — ждут, когда родители угостят их вкусным червяком или мошкой.
В конце июня птенцы подрастают, оперяются и начинают под присмотром родителей вылетать из гнезда.
В лесах и лугах над душистыми цветами порхают, кружатся бабочки и стрекозы, пьют нектар из венчиков цветов пчелы и шмели. «Где цветок, там и медок». (Народная пословица.) По стеблям трав медленно ползают улитки, рыхлят влажный чернозем червяки.
Улитки
Где вы прячетесь улитки?
В мокрых травах у калитки.
Утром пьем росу из флоксов,
В полдень дремлем у колодца,
Вечером, когда не жарко,
Расползаемся по парку.
Под березами без спешки
Объедаем сыроежки.
Вопросы и задания
Какие заботы в июне у лесных птиц и зверей?
Как называются детеныши лисицы, бельчихи, волчицы, барсучихи?
Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу в июне?
Отгадать загадки:
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица.
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар)
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
5. Нарисовать и раскрасить стрекозу, гусеницу.
На светлой июньской зорьке, когда на травах блестит холодная роса, выходят люди на покосы. Серебристые травы ложатся под звонкими косами ровной широкой полосой.
В полдень женщины ворошат сено граблями, а через день-другой собирают его в небольшие душистые копны. В народе говорят: «Зазвенела коса на лугу — на душе радость»; «Плохое лето, коли сена нету».
В лесах и полях начинают сбор целебных трав и цветов. Ягодники собирают поспевшую землянику, а грибники — первые грибы.
В июне сеют гречиху. Зреют в полях пшеница, рожь, ячмень и овес.
Вопросы и задания
Чем люди занимаются в июне?
Отгадать загадки:
Не море, а волнуется. (Нива)
Согнута в дугу,
Летом — на лугу,
Зимой — на крюку. (Коса)
Июль
Июль — второй месяц лета. В народе его называют «макушкой лета», «красой», «сердцем лета».
Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» — примечают люди.
Июль — месяц сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки, донник.
Лето
Сколько запахов у лета!
Сладкий — липового цвета,
Горький — листьев тополиных,
Нежный, еле уловимый
Запах зреющей малины.
В середине месяца зацветает липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекающий пчел.
Липа зацвела
Липа зацвела в июле
Соком сахарным полна,
Ароматом, словно тюлем,
Вся окуталась она.
Всякий, кто проходит мимо,
Аромат медовый пьет,
Кажется, что из кувшина
Липа льет янтарный мед.
Бубенцом звенит веселым
Желтый липовый цветок,
Из него шмели и пчелы
Пьют душистый сладкий сок.
В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика. Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые (боровики).
Вопросы и задания
Как называют июль в народе? Почему?
Какая погода в июле?
Какие ягоды созревают в июле?
Какие грибы появляются в лесу в июле?
Отгадать загадки:
Стоят в поле сестрички —
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Черненькая сладенькая,
Всем ребятам миленькая. (Черника)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в иголках, будто еж, —
Вот и назван... (ежевика).
6. Нарисовать и раскрасить ягоды: малину, ежевику; цветы: ромашку, василек, колокольчик.
Зверям в июле — приволье. Много вкусных лакомств приготовил для них лес: сладкие ягоды и сочные травы, молодые нежные коренья и грибы.
Медведь ходит по лесу, лакомится спелой малиной, брусникой, ежевикой, ищет пчелиные гнезда — добывает мед.
Ежик ловит насекомых, дождевых червей. Барсук любит пообедать улитками, яйцами птиц.
Сыты в июле и другие обитатели леса: зайчишка и белка, волк и лиса.
В лесу, в полях и лугах порхают пестрые нарядные бабочки: павлиний глаз и махаон. В траве прыгают и трещат кузнечики, суетятся деловитые муравьи.
Муравьиный терем
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни,
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Птичьи голоса в июле становятся тише. Птенцы уже выучились летать и теперь сами добывают себе пищу — жучков, паучков, мошек.
В полдень знойные солнечные лучи проникают в самые глухие уголки леса. Пни, стволы деревьев — все сухое, теплое и золотистое.
Вопросы и задания
Чем питаются в июле медведь, ежик, барсук?
Отгадать загадки:
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все ж не может. (Гусеница)
Я на дереве сижу
И жужжу, жужжу, жужжу. (Жук)
4. Нарисовать и раскрасить бабочку павлиний глаз, жука.
В июле в деревнях продолжаются сенокосы. «Кто дорос — спеши на сенокос» — так говорит народная пословица. Скошенное сено просушивают и собирают в высокие плотные стога.
У огородников в июле дел немало: надо картошку окучить, грядки прополоть, вредителей уничтожить, собрать первый урожай.На лугах и в полях люди собирают целебные травы и цветы: мяту, крапиву, зверобой, пустырник, тысячелистник, ромашку.
Для ребят июль — веселое и беззаботное время, разгар школьных каникул, когда можно купаться, загорать, удить рыбу, собирать грибы и ягоды.
У реки
Вода речная слаще меда,
Теплей парного молока;
Мальчишки плещутся у брода
И строят крепость из песка.
Белоголовы, загорелы
Они почти до черноты,
Солдатиком ныряют смело
И фыркают, набрав воды.
А речка разлеглась вольготно,
Глядит с улыбкой на ребят,
И счастлива,что беззаботно
Они хохочут и кричат.
Вопросы и задания
Какие занятия у людей в июле?
Назвать летние забавы детей.
Отгадать загадки:
Не жар, не огонь,
А руки обжигает. (Крапива)
У него — два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
Он в воде сидит,
А я на берегу.
На него я наглядеться
Не могу. (Поплавок)
Август
Август — последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся короче. Солнышко еще ласкает своими теплыми лучами, но в полдень поднимается уже не так высоко. Дожди в августе не редкость.
Тучи
Шли над желтыми полями
Тучи, полные дождем,
Тучи стукнулись боками —
Загремел сердито гром.
Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах — морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов. Поэтому и зовут август в народе «хлебосолом».
Август
Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки рвет,
И в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.
В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки — приметы ранней осени, а на солнце поблескивают легкие серебряные нити паутины.
Вопросы и задания
Почему август называют «хлебосолом»?
Отгадать загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива)
Не матушка родима,
А яблочками оделила. (Яблоня)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони —
Золотым зерном набит. (Колос)
3. Нарисовать и раскрасить сливы, груши, яблоки.
Хорошо в августе в лесу! Тепло, сухо, много ягод, грибов, орехов.
Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
В конце августа жизнь в лесу постепенно замирает. Смолкают птичьи голоса. Молодняк ведет самостоятельную жизнь. Старые птицы перед началом осени линяют. Животные: ежик, белка, барсук — начинают делать запасы в свои лесные кладовые.
Август — праздник жатвы. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. В садах снимают с веток румяные наливные яблоки, укладывают их в корзины. В огороде собирают морковь, свеклу, лук, репу.
Вопросы и задания
Чем занимаются люди в августе?
Почему говорят: «Хлеб всему голова»?
3. Отгадать загадки:
В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы)
Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа)
Летний период (обобщение)
Обзорная беседа « Лето ».
Летние месяцы — июнь, июль, август — самая благодатная, самая щедрая пора в году.
Стоят жаркие солнечные деньки. Земля прогрета и напоена влагой теплых дождей. В лугах, полях и лесах наливаются соком травы и распускаются яркие цветы. Воздух наполнен сладким медовым ароматом.-В полях колосятся хлеба, в садах зреют яблоки, груши, сливы, в огородах — овощи. В лесах много грибов, орехов и ягод. Недаром лето называют «медовым», «яблочным», «малиновым»!
Порхают над лугом бабочки, сверкают на солнце голубые и черные стрекозы, пьют из чашечек цветов сладкий нектар пчелы и шмели.
Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что умеют сами.
Летом у людей немало дел: прополоть, окучить и полить гряды в огороде, скосить сено в лугах.
Лето — чудесная пора для ребятишек! Можно вдоволь накупаться в речке, позагорать на теплом песочке, поудить рыбу, поиграть в веселые игры.
Чтение стихотворения.
Я рисую букет
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек луговой.
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я зарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке
Ромашки расцвели,
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Ползут в траве букашки,
Скользит по веткам свет,
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки,
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки.
Их нарисую тоже,
А рядом — колоски,
Чтобы припомнить позже
Июльские деньки,
Пропахшие цветами,
И зноем, и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.
О каких приметах лета говорится в стихотворении? Вспомнить и назвать их.
Составление рассказа о времени года с опорой на план:
Летние месяцы.
Приметы лета.
Животный мир.
Летние работы людей.
Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
июнь, июль, август, апрель:
ромашка, ландыш, колокольчик, василек;
стрекоза, кузнечик, ящерица, комар.
яблоко, земляника, малина, черника.
Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Список использованной литературы
Булатов М. Тридцать три пирога. М.: Детская литература, 1973.
Сборник загадок/Сост. Т.В.Карпенко№.: Просвещение, 1988.
Миронов В А. Двенадцать месяцев года. М.: Советская россия, 1991.
Миронов В А. Месяцеслов. Народный календарь. М.: Фаир, 1997.
Огнев С.И. Жизнь леса. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
Сухин И.Г. 800 загадок, 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996.
Шорыгина ТА. Солнечный зайчик: Стихи для детей. М.: ИСИПРИА, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Дидактическая игра помогает формировать у детей умение изменять прилагательные по родам....
Методические пособия для родителей .Тема «Какие игрушки необходимы детям»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»
Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...
Методическое пособие по определению темперамента детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года) «Консультации для родителей «Какой темперамент у вашего ребенка?»
Уважаемые коллеги!Данные рекомендации адресованы родителям детей 1,5-3 лет, чтобы помочь им определить темперамент их ребенка для лучшего взаимопонимания между взрослым и ребенком, а также для лучшей ...
Методическое пособие "Беседы о здоровье" Шорыгина Т.А.
Методическое пособие "Беседы о здоровье" Шорыгина Т.А....
Методическая разработка конспект к непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по дням недели, месяцам, временам года».
Цель: Закрепление знаний по теме, дифференциация дней недели, времён года, месяцев.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы2.Продолжать знако...