Словарная работа по теме "МЕБЕЛЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Продолжать работу над активизацией и классификацией словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_teme_mebel.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Черлакский детский сад №9».
НОД
Словарная работа в дидактических играх
по теме «Мебель»
(Подготовительный возраст. Логопедическая группа.)
Воспитатель: Сердюкова Е.В.
Черлак – 2007г.
Цель. Продолжать работу над активизацией и классификацией словаря. Учить понимать назначение предметов домашнего обихода. Закреплять умение в подборе слов с противоположным значением. Расширять и обогащать словарь относительными прилагательными, формируя навык образования отымённых прилагательных. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку и внимание друг к другу.
Материал. Магнитная доска, магниты. Картина «Мебель». Мяч. Плоскостная кукла. Облако со знаком «?». Предметные картинки с изображением мебели. Маска-шапочка «Стол». Шесть картинок с изображением: бревно, скамья, табурет, стул, компьютерный стул, кресло. Два альбомных листа с графическим изображением дома, шкафа в которых спрятаны слова шуба, диван.
Показатель успешности. Расширяя и активизируя словарь по лексической теме «Мебель» дети вводятся в игровую ситуацию с плоскостной куклой Машей. Через игру решается несколько развивающих и обучающих задач: это и составление рассказа «День рождение Маши», и образование относительных прилагательных, и подбор антонимов. Детям было интересно узнать историю мебели через составление цепочки предметов. Очень познавательными были хороводные и пальчиковые игры, которые также были использованы для расширения знаний о предметах мебели и истории её создания, для расширения и активизации словаря. Использования ребуса внесло дополнительную заинтересованность детей в результативности своей деятельности. Здесь дети самостоятельно составляли слова из букв, спрятанных в нарисованном предмете мебели. В итоге дети нарисовали свою комнату и обставили её мебелью. Каждый из детей с удовольствием рассказал кукле Маше о мебели в своей комнате, тем самым они закрепили словарь по теме «Мебель».
Возраст детей. 6-7 лет логопедической группы.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на картину и задаёт вопрос «Это что?» - мебель. Затем организовывает игру с мячом «Мебель - это...».
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение. На каждое название мебели вы будите загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика
В нашей комнате - столовой -
Есть отличный стол дубовый,
Стулья - спинки все резные,
Ножки гнутые, витые,
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых - спальне -
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И берёзовый комод,
Мама там бельё берёт.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке - центр музыкальный.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят перед магнитной доской полукругом.
Воспитатель: Дети, сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам и наводящим вопросам составляют рассказ «День рождения Маши». ПЛАН РАССКАЗА:
- Где Маша готовила еду? (На кухне.)
- Какая там стоит мебель? (Кухонная.)
- Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника.)
- Где Маша резала салаты? (На столе.)
- Где жарила мясо? (На плите.)
- Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? (Из платяного.)
- В какую комнату Маша пригласила гостей? (В гостиную комнату.)
- Куда Маша поставила угощение для гостей? (На обеденный стол.)
- Откуда Маша достала тарелки? (Из серванта.)
- Перед чем Маша расчёсывала волосы, когда гости ушли? (Перед трюмо.)
- В какой комнате легла Маша спать, когда гости ушли? (В спальной
комнате.) - Какая там стояла мебель? (Спальная мебель.)
- Куда Маша сложила праздничное платье? (В платяной шкаф.)
- Куда Маша легла спать? (В кровать.)
Ответы даются распространёнными предложениями. Затем дети
самостоятельно, с опорой на предметные картинки, повторяют рассказ.
Воспитатель: Маша задумалась - «Откуда мебель попадает к нам в дом?»
Проводиться хороводная игра «Откуда стол пришёл».
- Ты скажи, скажи нам, стол, ты откуда к нам пришёл? - Я пришёл из леса.
- Чем ты был в лесу дремучем?
- Был я деревом скрипучим, ветер листьями играл, птиц на ветках я качал.
- Как на ветках птиц качал?
- Так вот и этак вот птиц я качал.
- Как же ты столом-то стал?
- Лесорубы заходили и пилой меня спилили. - Как пилой тебя пилили?
- Так вот и этак вот пилой меня пилили.
- Что потом с тобой случилось?
- Потом приехал лесовоз, на фабрику меня увёз. - Как тебя он вёз?
- Так вот и этак вот на фабрику он вёз.
- Что потом с тобою было?
- А потом, а потом стал красивым я столом.
- Куда же ты с фабрики попал?
- В домах стал жить, людям служить.
Воспитатель: У Маши много разной мебели. (Организовывается игра с мячом).
Игра «Мастер».
Воспитатель: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?» Дети отвечают: «Деревянная табуретка». Словарь к игре: Шкаф из дерева - деревянный.
Стул из пластмассы - пластмассовый.
Скамейка из металла - металлическая.
Диван с обивкой из плюша - плюшевый.
Кресло с обивкой из велюра — велюровое.
Воспитатель: Мебель не только разная по свойствам, но и по другим признакам. Игра «Скажи наоборот»
Большой - маленький (стол)
Высокий - низкий (стул) Длинная - короткая (кровать)
Узкий - широкий (шифоньер)
Новый - старый (буфет)
Тёмный - светлый (сервант) Мягкий - жесткий (диван)
Порядок - беспорядок (в комнате)
Спать — просыпаться;
Начинать — заканчивать.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
Воспитатель: Дети, Маша опять задумалась о том, что было в далёкие времена, когда люди еще не знали ни чего о мебели. Детям предлагается взять картинки и из шести картинок составить цепочку, что было сначала, а что потом.
Воспитатель: На день рождения принято дарить подарки. Маше тоже приготовили подарки, и мы узнаем какие, если отгадаем ребус. Нужно из букв составить слова, которые спрятались в нарисованном предмете.
Воспитатель: Молодцы дети, вы правильно отгадали, что Маша получила в подарок. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать свою комнату и рассказать Маше, какая мебель есть в вашей комнате.
Рисование «Моя комната».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов на тему "Организация словарной работы с детьми на занятиях и вне их"
конспект совета педагогов...
Рекомендации для родителей по словарной работе
Собрание игр по разделу : словарная работа...
Рекомендации для родителей по словарной работе
Предлагается нагладная помощь, при обучении детей составлению рассказа...
Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...
Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....