Пальчиковые игры
консультация по развитию речи на тему
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 595 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, чаще всего обращают внимание на чтение и счёт. Однако при обследовании детей на готовность к школе самые низкие показатели наблюдаются в развитии моторики и произвольного внимания.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся детям , и они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят ребенка к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых ребенок ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра - по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Вот несколько примеров пальчиковых игр для использования дома.
Пальчиковые игры
Юбилей у окуня | |||
Всю семейку пескарей |
| И застолье увидала | |
Окунь звал на юбилей | Окунь щуку в дом позвал | ||
Он за стол их посадил | Чаем щуку угощал | ||
Чаю в чашки им налил | Щука чай не захотела: | Грозим пальчиком | |
Подал в вазочке варенье | «Пескарей бы я поела!» | ||
И на блюдечке — печенье | Им пришлось уплыть скорей | ||
Щука мимо проплывала | Вот так славный юбилей! | Разводим руки в стороны |
Дуб | |
На пригорке дуб стоит, он ветвями шевелит | |
На ветру листвой играет | быстро шевелим пальчиками |
Утром солнышко встречает | |
Крепкий ствол покрыт корою | складываем ладони и предплечья вместе |
А корнями под землею он питается и пьет | |
Очень долго дуб живет | |
А на ветках там и тут птицы разные живут | |
В гнездышках они сидят, птенчиков своих растят |
Колобок | |||
Жил на свете Колобок, круглый бок, румяный бок | Мишку обманул в пути | ||
Он из дома убежал | Но от Лисички не уйти | «грозим» пальчиками | |
В лес дремучий он попал | Рыжая хитра плутовка, провела бедняжку ловко | ||
Там Зайчишку повстречал | Сесть просила на носок — | ||
И от Волка убежал | И пропал наш Колобок! |
Наша семья | |
Мама лепит пирожки | |
Папа полку мастерит | Ударяем кулачками друг о друга |
Дед в очках читает книжку | |
Шьет бабуля мне штанишки | Имитируем шитье иглой |
Моет пол сестричка Маша | |
Трудится семья вся наша | |
На лужок я побежал | |
Всем большой букет нарвал! |
Разноцветная лужайка | |
Над зеленою лужайкой бабочка летела | |
И на белую ромашку отдохнуть присела | |
А с ромашкой рядом вырос синий василечек | |
Черненький паук залез на его листочек | |
Ярко- желтенький тюльпан наклонил головку | «колокольчики» двумя руками отдельно |
И ползет по стебельку гусеница ловко | |
А пушистый одуванчик — как воздушный шарик | |
А на шарике сидит серенький комарик |
Весна | |
Звонко капает капель: кап, кап, кап, кап | поочередно ударяем по большому пальцу подушечками других пальцев |
Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап | |
На носки лисичка наша поднялась, да случайно прямо в лужу… | |
...шлепнулась! | Шлепок по коленям |
На пригорке белый заинька стоял | |
Над лисичкой во все горло хохотал |
Осень | |
Ветер старый клен качает, листья с веток осыпает | |
Спрятались давно жучки | |
Дремлют в норках паучки | |
Гуси-лебеди галдят | |
Улетать на юг хотят | |
Зайка серенький линяет, шубку летнюю меняет | |
Строит мишка толстоногий | |
На зиму себе берлогу | |
Солнце ниже опустилось — значит, осень наступила |
Зима | |
Зайка выглянул в окошко | |
Ушками пошевелил | «зайка» — двигаем пальцами-«ушками» |
Кто-то ночью строил норку | |
Кто-то елки побелил | |
Кто-то яблоньку укутал | |
Набросал на ветки снег | Ритмично сжимаем кулачки |
У дверей следы запутал | |
Заморозил речки все | |
Это зимушка-зима за ночь сделала сама | |
Кошка Матрешка | |
Жила была кошка по имени Матрешка | |
Была у нее подружка — корова Пеструшка | |
И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам | |
А с козою Майкой скакали по лужайке | |
А с собачкой Журкой они играли в жмурки | |
Кошка Матрешка, корова Пеструшка, лошадка, коза и собачка Журка весело жили | |
Крепко дружили | |
Никогда не ругались, всегда обнимались — вот так! | обнимаемся |
Покупки для зверей | |
Раз, два, три, четыре, пять | поочередно загибаем пальцы на обеих руках одновременно |
Идем подарки покупать | |
Мишке — штанишки | |
Зайке — фуфайку | |
Свинке — косынку | |
Барашку — рубашку | |
Синичке — рукавички | |
Корове — чулки | |
А теленку — ползунки! | разводим руки в стороны |
«Наперсток» | |
Вышивает, шьет иголка. | Левая ладошка раскрыта, в правой — воображаемая игла. |
Пальцу больно, пальцу колко, | Игла «шьет» и задевает кончик указательного пальца левой руки. |
А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! | Делают движение, как будто надевают наперсток. |
Говорит иголке: «Шей!» | Вновь «шьют». |
«А колоться ты не смей!» | Грозят указательным пальчиком правой руки |
Белка - продавец | |
Сидит белка на тележке... | Сжимают-разжимают пальцы рук. |
Продает она орешки. | Хлопают, в ладоши. |
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого. |
Кому в платок, Кому в зобок... | Ударяют, кулачками друг о друга. |
Кому в лапочку. | Показывают ладошки. |
Репка | |
В огороде дедка Репку посадил, И водой из лейки Репку он полил. («Колечки».) | |
Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. («Хлопки».) | |
Выросла репка Всем на удивленье («Колечки».), Большая-пребольшая, Всем хватит угощенья. («Лучики».) | |
Выросла репка И сладка, и крепка. Выросла репка И сладка, и крепка. («Хлюпки».) |
Теремок | |
В чистом поле теремок Был ни низок ни высок. («Веер».) | |
Звери разные в нем жили, Жили дружно, не тужили. («Здравствуй».) | |
Там и муха, и лягушка, Зайчик с лисонькой-подружкой Еж колючий, серый волк — В дружбе знали они толк. («Колечки».) | |
Но набрел на теремок Мишка косолапый («Замок», поворачивать его влево - вправо.) | |
Раздавил он теремок Своей огромной лапой. («Лучики».) | |
Звери очень испугались, Поскорее разбежались («Волны».), | |
А потом собрались снова, Чтоб построить терем новый. («Здравствуй».) | |
В нем теперь живут все вместе И поют такие песни («Колечки».)'. | |
— Стоит в поле теремок, Он ни низок, ни высок... («Веер».) | |
Заюшкина избушка | |
В лубяной избушке Жил заяц на опушке | |
А в ледяной избушке — Лисица на горушке. | |
Растаяла весною избушка на горушке («Волны»), Лисица побежала к зайцу на опушку. {«Колечки».) | |
Выгнала зайчишку Из лубяной избушки («Лучики».), | |
Да сама жить стала В избушке на опушке. («Кулачки».) | |
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки».) | |
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок») | |
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй».), В лубяной избушке, избушке на опушке. («Колечки».) |
Про курочку Рябу | |
Курочка Ряба бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду (Колечки) | |
Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед (Молоточки) | |
Мышка-норушка мимо бежала (Волны) Яичко смахнула, оно и упало (Лучики) | |
Плакали горько и баба, и дед (Колечки) Яйцо ведь разбилось, пропал их обед (Лучики) | |
С тех пор уже Ряба бабе и деду(Колечки) Несет лишь простые яйца к обеду (Кулачки) |
Зимовье зверей | |
Звери однажды избу срубили («Молоточки».), | |
Печь в ней сложили и счастливы были. («Здравствуй».) | |
Узнали про это Волк и медведь («Колечки».) , | |
Им захотелось Хозяев всех съесть.(«Кулачки».) | |
Тихонько к зимовью они подошли, Дверь приоткрыли и в сени вошли... («Колечки».) | |
Голосом страшным заблеял баран («Лучики».), | |
Петух кукарекал («Клювики».), | |
Бык в бок забодал. («Коза».) | |
Кот с печки зафыркал («Волны».), | |
Ну а свинья хрюкала с визгом: — Здесь хата моя. («Лучики».) | |
Волк с перепугу выскочил прочь, Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. («Волны».) | |
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник».), |
Дождь прошел | |
Дождь прошел, и солнце светит, Согревая все кругом («Колечки».), | |
На полянку вышли звери, Что сидели под грибом. («Лучики».) | |
Сушат крылья, сушат шерстку, Сушат перья и носы...(«Колечки».) | |
Рады все, что зайчик спасся От прожорливой лисы. | |
Солнце светит, солнце греет(«Веер»), | |
Гриб стоит, как великан(«Лучики»), | |
На поляне веселиться будут звери, Трам-там-там... («Хлопки».) | |
А зеленые лягушки, Квакнут громко («Коленки».):— Ква-ква-ква («Лучики».), | |
Верные друзья, подружки («Колечки».) Выручат в беде всегда! («Лучики».) | |
Петушок | |
У цыпляток папа — важный петушок («Лучики».): | |
На головке у него красный-красный гребешок («Гребешок».), | |
Под головкою бородка, Он трясет ей очень ловко («Бородка», шевелить согнутыми пальцами.). | |
Хвост красивый и большой, Перья выгнулись дугой. («Колечки».) | |
— Ку-ка-ре-ку! — он кричит («Клювики».), |
Курица | |
Курица по саду ходит, Целый день цыпляток водит («Колечки».) | |
— Учит зернышки клевать («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о левую ладонь.), | |
Червячков в земле искать. («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о правую ладонь.) | |
Гуси | |
Гусь с гусынею идут, За собой гусят ведут. («Колечки») | |
Все гогочут: — га-га-га, Мы ходили на луга («Клювики».), | |
Там щипали все траву, Потом плавали в пруду («Лучики».) | |
Утки | |
Утки крякают:— Кря-кря! («Клювики») | |
У нас дружная семья. («Здравствуй».) | |
У утяток мама — утка, Папа — селезень, друзья.(«Колечки») |
«Скворечник» | |
Мы построили скворечник -дом веселого скворца. (Кулачки то правой, то левой рукой; «Домик») | |
Мы повесили скворечник возле самого крыльца. ( «Крыльцо» ) | |
Все семейство вчетвером проживает в доме том: (Показывают четыре пальца на обеих руках; «Домик»). | |
Мать, отец и скворушки — черненькие перышки. («Птички»). | |
Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат: (Левой рукой - открытый клюв, правой — закрытый; «кормит», затем, меняют руки.) | |
«Мы хотим добавку — муху и козявку!» Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося - закрывающегося клюва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...
Комментарии
Познавательная консультация
Познавательная консультация