Сказка ложь, да в ней намёк...
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовтельной деятельности по образовательной области коммуникации. Данное занятие направлено на ознакомление детей с одним из жанров русского народного творчества - сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazka_lozh.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме: «Сказка ложь, да в ней намёк…».

Образовательная область «Коммуникация»

Интеграция:  «Познание», «Социализация», «Музыка».

Цель: Поддержание интереса детей к устному народному творчеству.

Задачи:  1. Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширять знания о знакомых сказках, пополнить словарный запас.

2. Развивать диалогическую речь, умение внимательно слушать вопрос, отвечать на него  полным предложением, совершенствовать  память детей.

3. Воспитывать доброту, готовность приходить на помощь другому человеку, дать детям возможность испытать радость от встречи со сказочными героями.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, беседа о сказках.

Наглядные: рассматривание предметных картинок по сказкам.

Практические: разгадывание кроссворда, упражнения на формирование плавного выдоха, настольный театр.

Оборудование: кроссворды, карандаши, фигурки для настольного театра, большая книга сказок, медали по числу детей.

Словарная работа: намёк, жанр, проделки.

Индивидуальная работа: отрабатывать фразы на плавном выдохе; развивать мелкую моторику в процессе игры с настольным театром.

Ход:

1.Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

В: Здравствуйте, ребята. Мне показалось, что в группе  что-то изменилось. А вам так не кажется? (ответы детей)

В группе (на ковре) находится большая коробка в виде книги сказок, закрытая на замок. Дети обнаруживают книгу, рассматривают её. Дети и воспитатель располагаются на ковре вокруг коробки.

В:  Откуда здесь могла появиться книга? (Предположения детей)

В:  Давайте исследуем её.  Какая она по цвету, размеру?  По весу?

В:  Как можно открыть книгу? (Предположения детей)

В:   Вам интересно узнать, что там внутри? (ответы детей).

  Посмотрите, на книге замок. Кто же это закрыл  её? Чьи  это проделки? (Дети высказывают свои предположения)

Чтоб замочек отворить,

     Усилие нужно приложить.

   Какое же усилие? Давайте попробуем  подёргать его. ( Замок не открывается).

В: Как же нам быть? Давайте вспомним сказки. Что помогает героям?

Д: Волшебные предметы, заклинания, волшебные слова и т.д.

В: Давайте и мы с вами попробуем произнести волшебные слова.

(Предварительно нужно подобрать волшебные слова)

После того, как прикоснулись к книге и проговорили волшебные слова, книга под волшебную музыку открывается. В ней находится волшебный клубочек и письмо.

В: Посмотрите, что же это с нашей книгой  приключилось? Где же все сказки? Наверное,  в стране сказок  случилась какая-то беда и требуется наша помощь. Как вы думаете, куда исчезли все сказки? (дети выдвигают предположения, куда исчезли все сказки)

В: Давайте прочитаем это письмо.

Д: (читают письмо) «Я злой волшебник Гринготс. Я украл всех сказочных героев и превратил их в игрушки, которыми буду играть. Если хотите вернуть их, выполните мои задания»

В: Ребята, отправимся на помощь сказочным героям?

Д: Да!

В: Куда же нам идти? Ребята, я видела, что кроме письма там был клубочек. Как вы думаете, зачем он?

Д: Этот клубочек волшебный. Он покажет нам дорогу.

2. Основная часть:

Воспитатель бросает клубочек,  держа его за  ниточку.

Д: Нам, клубочек, подскажи,

Путь-дорогу укажи

В страну сказок приведи.

 Клубочек катится  и приводит детей  на полянку, где выполняется задание №1  «Отгадай название сказки».

В: посмотрите, куда нас привёл клубочек.

  На поляне  (ковре) расположены  цветы (4 цветка по 6 лепестков на каждом цветке), на лепестках написаны загадки (по сказкам). А так же (на столах) кроссворды  на листах  ватмана и простые карандаши. Кроссворды могут быть одинаковыми  для всех групп детей.

Дети делятся на 4 группы. Каждая группа берёт по одному цветку, и занимает место за одним из столов. При помощи воспитателя заполняется кроссворд.

В: Ребята, нам с вами нужно отгадать загадки и отгадки вписать в кроссворд

с

т

у

п

а

щ

у

к

а

п

л

а

т

о

ч

е

к

м

о

р

о

з

к

о

к

о

щ

е

й

и

в

а

н

у

ш

к

а


1.Транспортное средство Бабы Яги.

2.Кто помог Ивану – царевичу достать яйцо со дна моря.

3.Что обещали привезти родители из города своей дочке в сказке «Гуси – Лебеди».

4.В какой сказке дед по приказу мачехи отвез свою дочь зимой в лес. 

5.Чья смерть находится на конце иглы.

6.Как звали братца Алёнушки.

В: Какое слово получилось по вертикали? (СКАЗКА)

Конечно,  СКАЗКА – самый главный, самый интересный и мудрый жанр народного творчества.

«Сказка ложь, да в ней намек …»

Что такое намёк? (Маленькая подсказка)  

В сказке всегда есть урок, подсказка, но очень добрая. Это дружеский совет.

В: Ну, вот, первое задание мы выполнили. Пошли дальше?

Повторяем волшебные слова:

Нам, клубочек, подскажи,

Путь-дорогу укажи        

В страну сказок приведи.

Бросаем клубочек и переходим к заданию №2.  Клубочек приводит на следующую полянку, где выполняется задание №2

«Реши проблему». На ковре 2 конверта. В первом иллюстрация к сказке «Золушка», во втором к сказке «Красная шапочка».

В:  Я читаю отрывок, а вы должны решить что делать? (решение проблемных ситуаций)

      «Помоги Золушке»

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Но что ей с ними делать?

Дети внимательно слушают, обсуждают, а потом высказывают свои  предположения, как можно помочь героям выйти из этих ситуаций.

В: Мы справились и с этим заданием. Нам нужно продолжать свой путь.

Повторяем волшебные слова:

Нам, клубочек, подскажи,        

Путь-дорогу укажи        

В страну сказок приведи.

Клубочек приводит на следующую полянку, где выполняется задание №3

 «Прояви смекалку».

Организован «стол с подсказками», на котором размещены разные фигурки из настольного театра, декорации. А так же дополнительный материал (шишки, картон, пластилин и т.д.)

В:  Ребята, давайте организуем настольный театр.  Я предлагаю вам выбрать фигурки сказочных персонажей и декорации, которые вам понадобятся для придумывания сказки.

Дети разбиваются на группы по несколько человек.  Выбирают из предложенного фигурки и декорации, которые помогут им в составлении сказки. Объясняют свой выбор.

Группки детей рассаживаются за столы и приступают к обсуждению и придумыванию сказки.

Дети проигрывают диалог от лица персонажей, придумывают и развивают сюжет. Выставляют декорации. Каждая группа показывает свою сказку.

По ходу игр детей взрослый побуждает к тому, чтобы дети вели диалог от лица  персонажей.

В: Молодцы, ребята. И с этим заданием мы справились. Пришло время возвращаться домой  и заглянуть в волшебную книгу сказок, все ли в ней в порядке?  Где же наш клубочек?

Воспитатель  бросает клубочек, он катится и дети идут за ним.

Все вместе: Нам клубочек  подскажи,

 Путь - дорогу укажи

 И домой нас приведи.

Клубочек приводит на ковёр, где находится «Книга сказок».

В: Вот мы и дома. Заглянем-ка в волшебную книгу (в ней находится одна большая книга русских народных сказок или несколько книг)  Да, всё здесь в порядке. Все сказки и герои на месте. Вот какие мы молодцы!

В это время звучит аудиозапись «Вы выполнили все мои задания. За это я возвращаю вам сказки. Но в сказках всегда  происходят чудеса. Положите ладошки на книгу и скажите       «Унтики, фунтики, пять снегирей

  Волшебная книга откройся скорей».

Открыв одну из книг, дети обнаруживают  медали с изображением сказочных героев.

Итог:

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?

Мне тоже было очень интересно с вами. Путешествие было не лёгким, поэтому предлагаю немного отдохнуть.

Релаксационные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

проект по сказкам"сказка ложь да в ней намёк"

проект долгосрочный по русским народным сказкам, для младшей группы....

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...