проект по развитию речи Зима
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Антоненко Евгения Владимировна

проект включает предварительную работу и занятие с детьми в области коммуникация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    4

                                              Введение.

        

      Развитие речи, речевого общения - одна из главных задач по развитию и обучению ребенка1. Эта общая задача включает в себя ряд более конкретных:

-развитие образного мышления;

-развитие общей и мелкой моторики;

-формирование слухового внимания детей к речи;

-развитие внимания ребенка на изменение интонации;

-развитие внимания к звуковому составу речи;

-формирование и стимуляция звукоподражания;

-обогащение и активизация лексической стороны речи, обогащение активного словаря ребенка.

          Все это особенно важно для дошкольников с нарушениями речи, которые по многим показателям отстают от сверстников, таких

1.Программа по восп.и обуч. в дет.саду под ред.М.А. Васильевой,М.М.-Синтез, 2006, с.36.

                                                               5

нарушений не имеющих. Эти приемы хорошо работают в привычной среде детского сада. Работа должна проводиться регулярно,                                            

целенаправленно, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Воспитатель должен , исходя из поставленных задач, вести ежедневную постоянную работу в выбранном направлении.  Для достижения положительных результатов в работе по развитию речи хорошо подходит форма проекта.

        Данный проект «Зима» расчитан на срок с ноября по март, реализуется внутри одной возрастной группы ( старшая группа детского сада, дети 5-6 лет). Тема является обязательной в программе , интересна и близка детям. Содержание проекта расширено за счет привлечения родителей к решению педагогических задач по развитию речи и  формированию образного мышления. В процессе работы дети закрепляют умение слушать, слышать звуки в словах, продолжают учиться наблюдать и описывать свои наблюдения, используя прилагательные, сравнения, образуя новые слова.

        Немаловажным фактором в реализации проекта является среда. Групповая комната украшается в зимней тематике различными картинами, поделками из природного материала, обстановка постоянно

                                                     6

меняется, привлекая внимание детей. В благоприятной для ребенка среде хорошо работает прием подражания речи взрослого (                                            здесь задействованы и родители , и воспитатель). При его использовании решается сразу несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания и активация речи, отработка ритмической структуры слова.

           Наиболее важный фактор развития мышления дошкольников – это творчество, благодаря которому дети раскрепощаются,  легче идут на контакт. Тема  «Зима» дает широкий простор для творчества во всех направлениях, при этом развивается мелкая моторика,  образное мышление,  расширяется кругозор.

        Благодаря включенным в содержание проекта логопедическим играм и упражнениям тренируется артикуляционный аппарат и прогнозируется более четкое произношение некоторых звуков в словах.  Предполагается также развитие интереса родителей к систематическому выполнению заданий дома с детьми, более тесное общение с воспитателем по вопросам развития и правильности речи.

                                                 

                                         7

                          Основная часть.

           Для реализации проекта был разработан план, составленный на основе программы под редакцией М. А. Васильевой « Воспитание и обучение в саду», где особое внимание отводится развитию фонематического слуха и совершенствованию связной речи детей, развитию внимания, его переключаемости, совершенствованию грамматического строя речи.  В процессе работы по проекту «Зима», дети закрепляют умение наблюдать, описывать увиденное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

        Предварительная работа.

      1.Работа с родителями.

  - беседа с родителями о начале работы по проекту «Зима»

  - Родительское собрание. Чтение доклада « Роль пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.»

   -Раздача печатных памяток с комплексом артикуляционной гимнастики.

    -Рекомендации к прочтению дома еще раз сказок «Морозко», «Волк и Лиза», Заучивание с родителями стих. И.Бунина «Первый снег».

   2.Чтение с детьми.

     -стихи о зиме (И.Никитин «Встреча зимы», А.Пушкин «Зимний вечер»,А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,А.Блок «Ветхая избушка», « Снег да снег», Т.Шарыгина «Сказка на стекле», С.Есенин «Вьюга», «Белая избушка»,

                                                                    8

     -рассказы В.Бианки, К Паустовского, М.Пришвина,  С.Георгиева « Я спас Деда Мороза».

      -малые фольклорные формы: Приметы и поговорки  на зимнюю тематику, песни «Как на тоненький ледок», « Ты мороз, мороз…»

  3.Рисование.

       -рисование акварелью зимних деревьев, зимней улицы (расположение их в пространстве)

       -рисование карандашами на тему «Зимние забавы», « Снеговики большие и маленькие»

        -рисование восковыми мелками и акварелью «Иней»

      4. Аппликация  и  ручной труд.

      -обрывная аппликация  «Снегопад»

      -коллективная аппликация «Зимняя улица»

      -вырезание и наклеивание снежинок, украшение игровой комнаты.

      -аппликация «Веселый снеговик»

                                                        9

   -поделка « Снегири на рябине» ( объемная аппликация и гуашь)

  5. Лепка.

       -«Лепим снеговиков»

       -пластилинография « Зима»

      - « Лепим девочку в зимней одежде»

      -«Лыжник» ( человек в движении)

   6. Прогулка.

      -Наблюдение за изменениями в окружающей природе;

      -Кормление птиц, беседа о помощи диким животным зимой;

      -Сгребание снега к корням деревьев;

      -Наблюдение за деревьями и кустарниками, описание и узнавание их;

       -Рассматривание следов на снегу ( птицы, человек, животные);

       -Рассматривание теней от предметов на снегу, изменение цвета снега;

        -Беседы о зимней одежде, профилактике заболеваний;

                                                             10

   -Различные зимние подвижные игры ( « Два Мороза», « снежинки и ветер», « Метелица»…)

      7. Знакомство с живописью русских  художников ( зима в работах К. Юона, Б. Кустодиева, К. Коровина, Н.Крылова, К. горбатова …),  рассматривание тематических картин о зиме, беседы по ним.

       8.Разучивание танцев, знакомство с музыкальными произведениями на зимнюю тематику ( танец «Снегурочка и снежинки», муз. Р. Глиера,   танец « Снеговики»

      9.Подготовка и проведение Новогоднего утренника.

     10.Викторина « Что мы знаем о зиме».

     11.Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры

( «Лыжник», « Саночки»…)

                             Конспект  НОД  «Зима».

        Образовательные  цели : обобщать и систематизировать знания детей о зиме,  особенностях зимних природных явлений ( снег, снегопад, метель, вьюга,

                                                      11

мороз), упражнять в подборе слов-определений к заданным словам, согласовывать их; учить четко проговаривать звуки в словах, учить изменять слова.

          Развивающие цели:  развивать правильное дыхание и правильный речевой вдох при произношении слов,  развивать общую и мелкую моторику.

           Здоровьесберегающая цель:   профилактика утомляемости детей в процессе образовательной деятельности,  сохранение функций зрения.

           Коррекционно-развивающая цель:  развивать слух и зрительное внимание, мышление, творческое воображение, координацию речи с движениями.

                                 Начало занятия

ОРГ.МОМЕНТ.

               Чтение ребенком стих.о зиме( В.Степанов, «Пришла Зима»)

        -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами поговорим?  Как вы догадались?( ответы детей)

     

                                                     12

   Итак, сейчас время года-зима. А как мы замечаем приход зимы? Давайте назовем ее признаки…(ответы детей)

       А сейчас давайте посмотрим на нашу картину, что мы видим на ней?(  побуждать  детей давать определения к названным существительным: снег какой? белый, синеватый, серый… деревья  какие? голые, большие, маленькие…  небо какое?  серое, пасмурное   и т.д.) Что еще видите на этой картине?

                                       Физкультминутка.

       А сейчас мы поиграем в любимую зимнюю игру «Снежки»! Все любят играть в нее? Будем брать и бросать снежки, кто дальше бросит. ( дети играют со снежками из ваты)

       Молодцы, далеко бросаете и сразу видно, что в эту игру любите играть.(собираем снежки в корзину)

     А теперь давайте ненадолго превратимся в волшебников и будем превращать слова, обозначающие большие предметы в слова, обозначающие такие же предметы, только маленькие… ( сл.-дид.игра «Большой -маленький»)Будем все уменьшать!  Например, дом-домик… ( Слова: гора,

                                                             13

ветер, дорога, куст, санки, льдина, дерево, собака, птица, туча, мороз,лопата…) Мы с вами сейчас образовывали новые слова.

        А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками, чтобы они не скучали на этом занятии.  ( Пальчиковая игра « Семья»)

       ( Разгибаем пальцы по очереди, начиная с большого)

       Этот пальчик-дедушка,

       Этот пальчик- бабушка,

       Этот пальчик – папочка,

       Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик-Я!

        Вот и вся моя семья!

        (Ритмично сжимаем пальцы)

        Раз, два, три, четыре, пять-

       ( поочередно, начиная с большого, разгибать пальцы)

                                                              14

    Вышли пальчики гулять.

        ( ритмично сжимаем и разжимает пальцы)

       Играли,  играли, замерзли, захотели домой…

        Раз, два ,  три, четыре, пять,

        ( сгибаем все пальцы в кулак, начиная с мизинца)

         В домик спрятались опять.

        ( Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

         Молодцы, пальчики потренировали, теперь потренируем свой язык…   Кто знает скороговорки про зиму?  Мы с вами раньше проговаривали…

       -  В зимний холод   всякий молод.

       - Мороз  не велик, а стоять не велит.

        - Шапка да шубка, вот наш Мишутка.

        - Снегири и синицы- веселые птицы.

          - Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

                                                      15 

        -Зимой поле белое, промерзло-заледеное.

        

        Стук в дверь. Появляется Снеговик ( переодетый взрослый, в костюме, немного припорошенный настоящим снегом).

-Здраствуйте , ребята!  Вы узнали меня? Я-Снеговик. Я принес вам немного снега, посмотрите.( снег в прозрачном стакане).Какого он цвета? А как вы думаете, раз он белый, он чистый? Вот я вам его оставлю и вы потом проверите, какая там вода будет, когда он растает…А мне пора, я уже тоже начинаю таять в тепле…

      Дети прощаются со Снеговиком.

    -Ребята, мы оставим этот снег в тепле, подождем, пока он растает, а сами займемся одним очень интересным делом. Изготовим красивую поделку в подарок родителям. Давайте  перейдем за столы, там есть все необходимое. Мы с вами слепим маленьких снеговиков и я помогу поместить их в баночки с водой и блестками.У нас будет красивая и интересная поделка.  ( Дети рассаживаются, воспитатель объясняет, что будут делать и как, напоминает приемы работы с пластилином).

                                                  16

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

           

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

               17

  Материалы: Тематическая картина «Зима», муляжи снежков из ваты, костюм Снеговика, пластилин, доски, стеки, стеклянные баночки с крышками от детского пюре, блестки.

                                                 

                       Предполагаемые результаты и рекомендации .

В результате проделанной работы , направленной на развитие речи и образного мышления,  дети, имеющие различные нарушения речи, начнут более четко проговаривать звуки в словах. Это достигается путем регулярных занятий артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми , словесно-дидактическими играми.  Развивается умение слушать и слышать звуки в словах, благодаря частым беседам по теме, картинкам, наблюдениям развивается монологическая речь, образное мышление, расширяется активный словарь.   При знакомстве с литературными произведениями развивается память и расширяется пассивный словарь дошкольника. Дети закрепляют и систематизируют полученные ранее знания о зиме в России, как времени года.  Узнают новые факты о повадках птиц и животных в холодный период.

       Рекомендуется теоретические знания подкреплять, по возможности , опытами. Например, с переходом воды из одного состояния в другое ( таяние  

                                                                 18

снега и замерзание  воды), измерением толщины снежного покрова у стволов деревьев и на открытом пространстве… Если дети не усвоили что-то, необходимо вернуться к этому еще раз обязательно, а при необходимости, и несколько раз.

     Пространство групповой комнаты должно полномерно  отражать  тематику проекта, но не должно быть постоянным. Картины и тематический материал постоянно обновляются, изменяются.  Внимание детей  рекомендуется специально обращать на эти изменения, обговаривать их, побуждая детей самих искать и описывать их.

    Подключая и заинтересовывая в работе по проекту родителей, мы добиваемся положительных результатов и за пределами детского сада. Ребенок как бы не выпадает из области познания, а переходит в другое место и продолжает так же наблюдать и развивать речь.

    Благодаря проектному способу работы , дети в рамках одной темы охватывают различные области , такие, как музыка, танец, творчество, знакомство с  литературой и окружающим миром…  Работая таким образом,  легче достигнуть намеченных результатов в развитии речи детей.

                                                         

                                                                   19

                                     Использованная литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду,  под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 4 издание, исправленное и дополненное, М.Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения, пособие для воспитателей д.с., 3 перераб. И дополненное издание, м., Просвещение, 1989.
  3. Артикуляционная гимнастика, комплекс для старшей группы, М.Н.Касина, М.,Мозаика- Синтез, 2005.
  4. Уроки логопеда, игры для развития речи, Е.М.Косинова, М., Эксмо, 2007.
  5. В.Степанов, Стихи, М., Оникс, 2005.

                                                          2     

                                             Содержание.

Введение.

Основная часть.

  1. Работа с родителями.
  2. Чтение с детьми.
  3.  Рисование.
  4.  Аппликация и ручной труд.
  5.  Лепка.
  6.  Прогулка и наблюдение.
  7.  Знакомство с живописью.
  8. Знакомство с муз.произведениями на зимнюю тему, разучивание танцев.
  9. Подготовка и проведение Новогоднего утренника.
  10. Проведение викторины «Что мы знаем о зиме?».

                                                                 3      

 Конспект НОД «ЗИМА».

                                                           

  Предполагаемые результаты и рекомендации.

  Использованная литература.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образование « Методический центр»     ( МОУ « Методический центр»)

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

                                                     Модуль №1

                                                       (36 часов)

                                Контрольная работа

                                                                     Выполнил: Антоненко Е.В.

                                                                               Воспитатель,  МОУ Прогимназия №1                                                            

                                       Г.Электрогорска

                                                   Электрогорск 2013

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Методический центр» ( МОУ «Методический центр»)

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

                                                      Модуль №1

                                                       36 часов

Коррекционно-развивающее направление в работе воспитателя на  занятиях по развитию речи.

                                     Итоговый проект.

                                        «Зима»        

                                                                                           Выполнил: Антоненко Е.В.

                                                                             Воспитатель, МОУ мПрогимназия №1

                                                                             Г.Электрогорск

                                                            Электрогорск 2013

                                           

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи "Зимующие и перелетные птицы"

Занятие помогает закрепить, расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное отношение к окружающему миру....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"

Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста....