Это непослушное ударение
статья по развитию речи на тему

Асташкина Юлия Радиковна

Эта статья поможет найти многим родителям ответ на вопрос : "Как помочь своему ркбенку освоить правильность исспользования ударения в словах?"   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_neprostoe_udarenie.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТО НЕПРОСТОЕ УДАРЕНИЕ

Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой в речи не только детей, но и взрослых. А причина этого проста – в русском языке нет единых правил постановки ударения.

    Одной особенностью словесного ударения в русском языка является подвижность, заключающаяся в изменении его места в слове.

    Вторая состоит в том, что в пределах одного слова оно может перемещаться с одного на другой слог. Например, в слове «река» ударение падает на второй слог, вместе с этим во множественном числе в слове «реки» словесное ударение перемещается на первый слог.

     Будет не лишним выделить те слова, с которыми часто возникают сложности. Встречаются случаи, когда оно зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться – это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию. Начнём с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля.

    Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра. При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры.

    Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог: гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац; и на последний слог: апострОф, диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ. Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия. Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый. Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя.

     Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ. Не оставим без внимания также причастия и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский.

    Далее перейдём к глаголам: бралА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, поднятА, порвалА, баловАть, воспринЯть, облегчИть; заперлАсь, сбылАсь; включенО, звонИт, повторИшь; сЕрдится, чЕрпать.  

         Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но – электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова.

    Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл.

    Многие специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения, с ребенком, стоит заниматься, когда речь уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

    Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, ребенок с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. Чтобы помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

   Начните с воспроизведения различных ритмов с простыми слогами типа «та», «па», «ма». Например, ТА-та, та-ТА, ТА-тата и др. Добавьте, позднее, отхлопывание ритма с одновременным правильным произнесением соответствующих ему слогов. Играйте в «дирижеров»: дирижируйте рукой в воздухе. Вначале движение руки сопровождайте каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением. Позднее - движение руки сопровождает только ударный слог. В результате использования данного приема ребенок контролирует место положения ударного слога в произносимом слове.

    Когда ребенок усвоит и закрепит эти навыки, можно перейти к более сложным заданиям, выполняемых в игровых упражнениях, направленных на закрепление умения выделять ударный слог. Вот несколько примеров: составление схемы слова из разноцветных квадратиков (красный – ударный слог, синий – безударный); подбор слов по заданному ритму; определение места ударения в слове; придумывание слов по заданной схеме; расстановка ударения и др.

    А еще хочу привести пример занимательных стишков, которые помогут вам справиться с проблемой «неправильного ударения»: «стихи-запоминалки», помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Ребенку не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно запомнить и произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу.

Отнял мяч у Пети брат,

Он, конечно, виноват.

А сестра не отнялА,

Мишку Пете отдала.

тОрты любит есть Алена.

И зовут ее - «сластёна».

Говорят ей все друзья:

«Много тОртов есть нельзя!»

Нужно праздник нам начАть,

нАчал Лёша стих читать,

НачалА потом Марина

Нам играть на пианино.

Красит стены нам маляр.
Полки делает 
столЯр.

Как у нашей Марфы.

Все в полоску шАрфы.

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход — 
ворОта.

(Т.Куликовская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ударения"

Презентация на тему "Ударения"...

Игры на выделение словесного ударения

Игры на  выделение словесного ударенияВажным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков...

ударение

Состоит из жёлтых карточек, на которых стоят два гласных - всех гласных и картинки, которые укладываются на карточки с изображениями различных предметов. Карточки с согласными раскладываются на ковре ...

Правильное ударение

Стихи-запоминалки! Правильное ударение...

Игры и упражнения для работы над ударением

В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением...

Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...