План - конспект занятия по развитию речи "Похвалим котика".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Гришкина Наталья Михайловна

Программа указывает на необходимость знакомства детей с  родной культурой, заучивания с детьми патешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей 3-4 лет с ОНР 2 уровня отмечается низкий уровень понимания и воспроизведения малых фольклорных форм. Дети в силу речевых возможностей и сопутствующих нарушений ВПФ не могут быстро запомнить и качественно воспроизвести потешки , песенки и т. д. Отсутствие ситуации успеха при воспроизведении ими потешек ведёт к снижению интереса и нежеланию заниматься этим видом деятельности. Как же помочь детям быстро запомнить и качественно воспроизвести потешку, не снижая интереса к этому виду деятельности? Разрешая эту проблему был составлен алгоритм для заучивания потешек. Проведение занятий по данному алгоритму позволило лучше заучить потешки и повысить интерес к фольклору.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pokhvalim_kotika.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 38» Гришкина Н.М.

Тема: Похвалим котика.

Цель: Усвоение потешки «Как у нашего кота»

Задачи:

1. Побуждать детей внимательно слушать потешку, отвечать на вопросы по  её содержанию, договаривать фразы с опорой на картинки; передавать грамматические категории, заданные авторским текстом..                                                                                                                              3.Вводить в словарь детей слова, обозначающие части объекта, его действия, признаки, звукоподражания (кот, мыши, шубка, усы, глазки, зубки, лапочки, лавочка, удивительный, топ-топ, цап-царап)                                                                                         4. Совершенствовать умения  согласовывать речь с движениями.                                                                                         5. Развивать память посредством включения в деятельность различных анализаторов, мышление,  интонационную выразительность речи.   6.Способствовать воспитанию у детей аккуратности.                                                                                                                                                                                                                

Оборудование: ПК, презентация потешки, шапочка кота, маски мышей, плакат «Кот на лавочке»,  картинки – символы, картинки мышей, мольберт, карандаши (серые), кисточки, клей, салфетка, схемы-подсказки.

Ход занятия:

Деятельность взрослого

Деятельность ребёнка

1. Организационная часть.

Введение в тему (3 мин)

Загадывание загадки.

Первое знакомство с потешкой

Повторное прочтение потешки воспитателем и показ презентации потешки на ПК

Мотивация (2 мин)

Игра на внимание

«Где кот?»

Проблемная ситуация

Воспитатель приглашает ребят поиграть

Звучит фонограмма скрежета. 

 - Ребята, слышите, кто-то скребётся!

- Как вы думаете, кто это может быть?

- Пойдём, посмотрим, кто же это.

Воспитатель заглядывает за монитор

- Ах, вот это кто. 

Воспитатель загадывает загадку (слова из потешки)

- У него усы удивительной красы,                                                                                    Глаза смелые, зубки белые,                                                                                    Мягкие лапки, а в лапках царапки.                                                                                 Кто это спрятался?  

                                                                                                                  - Да, это кот к нам пришёл.

-А вот и он.

(На экране появляется КОТ).                                                                                                                                                             - Какой же он красивый. Послушайте, как его похвалит хозяйка

 (Включается фонограмма «Как у нашего кота…») 

- Я тоже хочу его похвалить.

- Садитесь, ребята на стульчики, слушайте.

Воспитатель рассказывает потешку наизусть по слайдам.

На экране пустая комната, хвост кота виден из-за лавочки.

- Где же кот?

-Найдите кота?

- Куда же спрятался кот?

- Как вы думаете почему?

- Кот обиделся, потому что дети его не хвалят.    

-Научимся хвалить котика?  

                                                       

Дети стоят в полукруге в центре группы

- Мышки, кошка, собачка, медведь  и т.д.

Дети проходят к ПК  и встают полукругом

- Кошка, котёнок, кот.

Дети слушают аудио-запись потешки.                                                                                                       

Дети садятся на стульчики перед экраном монитора.

 

- Спрятался.

Дети ищут на слайде кота, глазами.

- За лавочку.

- Обиделся, испугался, стесняется и т.д.

 

2. Основная часть (15 мин) 

Выкладывание последовательности потешки с помощью картинок - символов

Упражнения на имитацию движений и закрепление фразы

Разбор потешки с  договариванием текста с помощью картинок-символов.

Физкультурная пауза

 Инсценировка потешки 

Продуктивная деятельность детей

Итоговое чтение наизусть

- А помогут нам картинки – помощники.

Рядом с мольбертом, на столе выложены предметные картинки по содержанию потешки (части тела кота, лавочка)

- Лера, выбери, что хозяйка хвалила сначала у кота?

- Как она хвалила шубку?

- Давайте прохлопаем?

- А Рома, как прохлопает?

- Рита, выбери, что дальше хвалила хозяйка? и т.д.

По ходу воспитатель предлагает проговорить фразы потешки и обыграть их (изобразить усы –удивительной красы; показывают глаза, зубы, имитируют ходьбу по лавочке, царапание)

- Кто хочет похвалить кота?

- Уля, развесели кота, а помогут тебе картинки-подсказки.

 

 - А как вы думаете, кого ловит котик за лапочки? Фонограмма «Пищание мышей»

- Да, это мыши! Они хотят поиграть с котом.

- Я буду котом. (воспитатель надевает маску кота), а вы мышки, надевайте медальки.                                                                                                                        - Где живут мышки?

- Покажите, где будут прятаться мышки от кошки.

- Вставайте в круг.

- Проговаривайте вместе со мной слова потешки и повторяйте движения за мной.

- А как скажем «Цап-царап за лапочки», мышки убегают в норки, не толкаются,  а кот  вас догоняет.

- После каких слов будем убегать, Вика?

Текст с движениями (см.приложение)

- А теперь котом будет кто – то из вас. 

- Выберем кота с помощью считалки. (Текст считалки-потешка).

Воспитатель уточняет правила игры.

- Ребята, а как можно назвать нашу игру?

- А где же наш кот? Воспитатель обращает внимание на  плакат.                                                             - Наш кот  загрустил. Почему, как вы думаете?

- Все его мышки разбежались. Как можно ему  помочь?  

- Мы с вами нарисуем мышей и подарим коту.                                                                    – Проходите за столы                                                  

На столах: органайзеры с серыми карандашами, клей, кисточки, контуры мышей, схема этапов продуктивной деятельности.

- Ножки вместе подружи. Спинку прямо ты держи. Ручки отдыхают.  

- Ребята посмотрите на подсказки.

-Что сначала мы будем делать?

 - Какой карандаш по цвету мы возьмём, чтобы раскрасить мышей? Почему?

- Закрашивать надо аккуратно, не оставляя белых мест, не заходить за края.

- Что потом будем делать, посмотрите на подсказку.

- Да, ребята, Мы будем наклеивать мышей на общую картинку.                                                     - Наносить клей надо на всю мышку, не забыть про уголочки.  

Звучит фонограмма: чередование спокойной музыки и аудио запись потешки).

Во время работы детей воспитатель осуществляет

индивидуальный-дифференцированный подход.

Во время приклеивания на плакат воспитатель предлагает детям проговорить фразы из потешки.

- Вика, как ты похвалишь зубки у кота?

Как аккуратно вы сделали мышей, они как настоящие.  

Звучит фонограмма «Мяу»

- По-моему наш кот уже играет с мышами.

- Давайте кота ещё похвалим.

- А что нам поможет вспомнить потешку.

Оценка чтения стихов детьми  – герой потешки мяукает (фонограмма)                                                                                                                                                                                                                                                               

Дети подходят к мольберту, по- очереди выставляют картинки на наборное полотно.

- Шубку.

- Как у нашего кота, шубка очень хороша.    

Дети прохлопывают по слогам фразу.

-Усы.

Дети повторяют вместе и индивидуально.

Ребёнок рассказывает с опорой на картинки.

-Мышей

Дети надевают медальки

- В норках.

Дети показывают на чёрные круги из материала.

Дети вместе с воспитателем встают в круг

-Цап-царап за лапочки.

Ребёнок в шапочке кота садится на  лавочку.                                    

-Кот и мышки.

Дети снимают медальки.

- На лавочке сидит.

-Коту не с кем играть. Ему скучно.                                                                

-Нарисовать, слепить, подарить.              

Дети проходят, садятся на стульчики за столы

Дети обращают внимание на схемы-подсказки.

-Раскрашивать.

- Серый карандаш.

- Потому что мыши серого цвета.

- Наклеивать.

Дети выполняют штриховку картинок с мышками. Приклеивают на плакат «Кот на лавочке».

.

 

- Зубки белые.

 

- Картинки помощники.

2-3 ребёнка читают потешку

3. Заключительная часть

(1 мин)

                                                                                                     

– Жалко мне расставаться с котом. Давайте оставим его в группе.

- Он у нас такой игривый, а где в группе можно играть?                                              

- Правильно, а мы будем приходить сюда и играть с ним  в игру «Кот и мыши» и других детей научим.

- В спортивном уголке.

Дети вместе с воспитателем закрепляют плакат в спортивном уголке.

Подвижная игра «Кот и мыши». 

 Как  (развести руки) у нашего (ручки к себе) кота (ладошки как ушки над головой) Шубка очень хороша,                                     Повернуться, похваляясь вправо – влево                          Как (развести руки ) у котика (ладошки как ушки над головой) усы (пальчиками провести над верхней губой)                                                                                           Удивительной (покрутить пальчиками спирали ) красы, (гордо распрямиться)                        Глаза смелые,                                                    Показать пальчиками глаза                                        Зубки белые.                                                        Показать пальчиками улыбку                 Ходит кот по лавочке,                                    Берутся за руки и идут по кругу Ловит всех за лапочки.                                                                                                    Топ – топ по лавочке,                                 Останавливаются, топают, руки на поясе Цап-царап за лапочки.                      Показывают пальцами хватательные движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...