Движение и речь
консультация (старшая группа) по теме
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_i_rech.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Движение и речь
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.
Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.
Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика: логопедическая ритмика. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.
Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Упражнения на развитие координации речи и движения
Петрушка
Стоит в лесу избушка, | Руки над головой изображают крышу дома. |
А в ней живет Петрушка. | Движение, имитирующее игру на дудочке. |
К нему идут зверушки | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Олени, носороги, | Скрещивание рук над головой. |
Медведи из берлоги | Переступание с ноги на ногу. |
Приходят друг за дружкой | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Косули и еноты, ежи и бегемоты | Выполнять «пружинку», руки на поясе. |
Идут после охоты | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Малиновка, овсянка,живая обезьянка, | Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть. |
У всех одно и то же- | |
Попрыгать, поиграть. | |
Стоит в лесу избушка, | |
А в ней живет Петрушка. | |
К нему идут зверушки | |
Попрыгать, поиграть. |
Огород
Мы лопатки взяли, | Движения, имитирующие носку лопаты на плече. |
Грядки раскопали. Раз-два, раз-два- Вот как раскопали, | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Грабли в руки взяли, | Движения, имитирующие носку лопаты на плече. |
Грядки причесали. Семена рядами в землю мы сажали. Раз-два, раз-два- Вот как мы сажали. | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два- Вот как поливали. | Движения, имитирующие полив грядок из лейки. |
Урожай богатый дружно собирали. | Полуприседания влево-вправо с отводом руки. |
Хоровод и песни | Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо. |
Сами затевали. | Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево. |
Раз-два, раз-два- | Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо. |
Вот как затевали. | Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево. |
Лето
Подарило лето Вместе с солнцем ярки Мамам, бабушкам и детям Вкусные подарки. | Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки. |
Мы в лесу гуляли, Мы грибы искали. Раз грибочек, два грибочек- Полный кузовочек. | Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок. |
Около тропинки Рвали мы малинку. Раз малинка, два малинка- Полная корзинка. | Встать, имитируя срывание с куста малины. |
По саду гуляли, Яблочками мы рвали. Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. | Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок. |
Принесем мы маме Кузовок с грибами, Красных яблок и малинки Полную корзинку. | Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки. |
Морское путешествие
Рыбки плавали, ныряли В чистой светленькой воде. То сойдутся-разойдутся, То зароются в песке. | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три- Морская фигура, замри. | Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз. |
Кто это? Что это? Куа угадать? Кто это? Что это? Как разгадать? | Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево. |
Это рыбацкая лодка, | Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону. |
А это морская звезда, | Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз. |
Это, конечно улитка. | Руки в стороны, выполнять круговые движения. |
Всех разгадаю вас я. | Руки развести в стороны. |
Заводные игрушки
Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: | Широко развести руки в стороны. |
Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата- | Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. |
Все на полочках сидят, | Присесть. |
С нами поиграть хотят. | Прыжки. |
Вот солдатики стоят, Начинается парад! | Исходное положение-стойка смирно. |
Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы шагать. | Дети маршируют друг за другом. |
Вот бегут машины, Шуршат своими шинами. Желтые и красные- Все такие разные. | Дробно топают с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях. |
Бум-бум, тра-та-та! Барабан гремит с утра- | Дети имитируют игру на барабане. |
Зайчики играют, Лапкой ударяют. | Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге. |
Используемая литература
1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
2.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динимические паузы в ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений на координацию движений с речью
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...
Родительское собрание "Движение и речь".
Показать родителям, что физическое воспитание-это основа формирования здорового,крепкого,закалённого, отзывчивого ребёнка,хорошо владеющего своими движениями,любящего физические и спортивные упражнени...
взаимосвязь эмоций, движений и речи
СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ, ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ...
Консультация для родителей "Движение и речь"
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...
Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)
Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....
Кинезиология в детской речи. Движение и речь.
laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...