Дидактические игры
статья по развитию речи (старшая группа)

Чалухина Наталия Данииловна

Работая с детьми с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи",можно отметить нарушение всех компонентов речи: звуковой стороны,фонематических процессов, лексики и грамматического строя. Большое значение в формировании грамматического строя у детей занимают дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования функций словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 Работая с детьми с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи», можно отметить нарушение всех компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов (дети затрудняются в выделении звуков родного языка на фоне слова), лексики (низкий словарный запас, затруднение операции обобщение предметов одной лексической группы) и грамматического строя. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает в себя работу над функцией словоизменения (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием, синтаксисом.

Большое место в формировании грамматического строя речи у детей занимают дидактические игры. Игра — основной вид деятельности детей, а дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия на ребенка. Я предлагаю для занятий с детьми следующие игры:

          «Где мы были, что мы видели?» на закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа. В процессе игры можно использовать картинки с изображением животных. Представляем, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных зверей. Дети говорят: «Мы видели много львов, тигров и т.д.».

Играя с ребенком в игру «У кого что находиться?»  Можно закрепить употребление в речи окончаний существительных родительного падежа с предлогом. Например: «У кого яблоко? Банан? У кого машинка?».

             Игра «Много» — закрепляет употребление в речи существительных родительного падежа множественного числа в сочетании с наречием «много».

Подберите изображение различных фруктов, овощей, ягод, грибов и т.д. и предложите ребенку сказать, например, каких овощей у него много. «У меня много моркови, много картофеля…».

            «Скажи правильно» - это игра на закрепление правильного употребления имен существительных в предложном падеже с предлогами «на» и «в». Играть можно, используя любую сюжетную картинку. Вы спрашиваете у ребенка: «Где, что лежит?» На столе. В коробке. И т.д.

             «Что забыл нарисовать художник?» - это игра на закрепление правильного употребления имен существительных единственного и множественного числа родительного падежа. Показываем ребенку предметную картинку, где отсутствует часть предмета, и спрашиваем у детей: «Чего нет у белки?» У белки нет хвоста.

Чтобы правильно использовать в речи существительные женского, мужского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах можно поиграть в игру «Измени слово».Предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное: «Я иду за грушей – я иду за …(грушами). Я мою яблоко — я мою …(яблоки). Я кормлю собаку- я кормлю…(собак).

С помощью игры «Угадай, кому нужны эти предметы?» можно повторить с ребёнком название профессий и закрепить формы дательного падежа. На картинках изображены различные предметы (ножницы, учебник, кастрюля, шприц, кукла…) Кому для работы нужны ножницы? Ножницы нужны парикмахеру.

Убирая вещи в комнате, можно поиграть с ребенком в игру «Помоги рассеянному». Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» и попросите найти брошенные вещи и положить их на место. Например: «Куртку повесил на вешалку. Игрушку положил на полку. Платье повесила в шкаф.» Эта дидактическая помогает закрепить употребление в речи имена существительные в винительном падеже с предлогами «на», «в», «под».

Предложите ребенку поиграть в «доктора». Врач принимает пациентом и советует, как лечиться. Например: Я порезал палец. Смажьте зеленкой. Перевяжите бинтом.  У меня болит горло. Завяжите шарфом. Это игра «Чем лечат?» помогает правильно использовать в речи формы имен существительных в творительном падеже.

Дидактическая игра «У кого какая мама» помогает запомнить названия животных и их детенышей, а также научиться образовывать имена существительные в творительном падеже с предлогом «с». Например: У кошки- …(котенок). С кем кошка? (С котенком).

 Играйте с ребенком живо и непринужденно. Надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам в развитии и воспитании вашего ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...