Занятие по развитию речи «Волшебные задания» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие по развитию речи «Волшебные задания» в подготовительной группе
Цель: Закрепить и углубить знания детей о русских народных волшебных сказках, развивать интерес детей к художественному слову.
Задачи: 1. Закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки. 2. Продолжать учить связно последовательно и выразительно расскаывать о сказочных героях, высказывать свое мнение о героях, давать характеристику их нравственных качеств, оценивать их поступки. 3. Закрепить умение отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок. 4. Воспитывать умение слушать воспитателя, ответы друг друга.
Методы и приемы: Вопросы проблемного характера, загадывание загадок, составление характеристики героев волшебных сказок. Разгадывание кроссворда, складывание разрезных картинок из 12 частей разделенных изогнутыми линиями. Сюрпризный момент (появление на занятии сказочного персонажа)
Материал: Демонстрационный: кроссворд, иллюстрации к загадкам «Волшебные предметы», кроссворд. Раздаточный: разрезные картинки «Герои сказок» из 12 частей разделенные, изогнутыми линиями.
Активизация словаря: присказка, зачин, концовка, формула, социально-бытовая. «Девица-красавица», «растет не по дням, а по часам», «ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать», «ни в сказке сказать, ни пером описать»…
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание репродукций картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», В.Беспалова «Баба-Яга». Составление описания внешнего вида героев, их характерных черт на занятиях в группе. Дома вместе с родителями подбор сравнений, синонимов, цитат из сказок для характеристики героев сказки. Просмотр диафильмов: «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»,«Иван-царевич и Серый Волк», «Жар-птица», «Молодильные яблоки», «Финист Ясный Сокол», «По щучьему велению», «Девочка-снегурочка», «Про Иванушку-дурачка», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль»…Решение кроссвордов, разгадывание загадок.
Индивидуальная работа: Упражнять Кирилла К., Алешу М. в сложении разрезных картинок из 12 частей разделенными изогнутыми линиями. Учить Кирилла К., Настю К., Ксюшу П. различать концовку сказки и присказку, находящуюся в конце сказки. Упражнять Ваню С., Наташу А., Илью З. в умении составлять характеристику героев сказок. Упражнять Алешу М., Кирилла К., Никиту С. в умении слышать и выделять в сказке события, повторяющиеся трижды.
Вопросы к детям: ▲ с высоким уровнем;
● со средним уровнем;
▼ с низким уровнем.
Ход занятия:
▼ Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее.
▲ Воспитатель. А почему?
Дети. У меня хорошее настроение, потому что я вчера долго гуляла. У меня хорошее настроение, потому что я сегодня приехала в детский сад с папой на машине. У меня хорошее настроение, потому что я вчера ходил кататься на горку…
▼ Воспитатель. А бывает у вас плохое настроение?
Дети. Да. ▲Воспитатель. В каких случаях? Дети. Когда меня заставляют игрушки убирать. Когда мне мама не дает утром подольше поспать. Когда я не успеваю на зарядку…
▲Воспитатель. Что вы делаете, чтобы настроение снова стало хорошим?
Дети. Я играю с сестрой. Иду к бабушке и играю у нее с куклами. Играю с друзьями…
▼Воспитатель. Ребята, как вы думаете, сказка может поднять настроение?
Д. Да, может.
Воспитатель. Почему сказка поднимает настроение?
▼Дети. Сказки веселые. В сказке могут быть приключения, в ней случается что-нибудь необычное. В сказке может быть волшебство, а это очень интересно…
▲Воспитатель. Какие виды сказок вы знаете?
Дети. Сказки про животных, социально-бытовые, волшебные. ▲Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга? Дети. В сказках о животных главные герои – разные звери. В волшебных сказках происходят разные чудеса, приключения, героям помогает волшебство. В социально-бытовых сказках герои одерживают победу с помощью своего ума, смелости, хитрости.
●Воспитатель. Какие вы знаете социально-бытовые сказки?
Дети. «Каша из топора», «Дележ гуся», «Болтливая старуха», «Золотой топор»… ▼Воспитатель. Какие вы знаете сказки о животных? Дети. «Журавль и цапля», «Теремок», «Лиса и кувшин», «Заюшкина избушка»… ● Воспитатель. Какие вы знаете волшебные сказки? Дети. «Лягушка-царевна», «Морозко», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и Серый Волк»…
▼Воспитатель. Какие сказки вам нравятся больше?
Д. Волшебные.
Воспитатель. Почему? ▲Дети. Мне нравится волшебство. Они очень интересные. В них встречаются разные чудеса.
●Воспитатель. Ребята, а с чего может начинаться любая сказка?
Дети. С присказки.
▲Воспитатель. Правильно. А для чего нужна присказка?
Дети. Чтобы подготовить слушателя к началу сказки.
▼Воспитатель. Верно. А где еще в сказке можно встретить присказку?
Дети. В конце сказки.
▲Воспитатель. Правильно. Для чего нужна присказка в конце сказки?
Дети. Дать понять, что сказка закончилась.
▲Воспитатель. Верно. Но присказка может быть в сказке, а может и не быть. Какие три части обязательно есть в любой сказке?
Дети. Начало или зачин, середина, конец.
●Воспитатель. Точно. Для чего нужен зачин?
Дети. В нем говорится о героях сказки, где происходят события.
●Воспитатель. Правильно. Что происходит в середине?
Дети. Основные события.
▼Воспитатель. Верно. Чем заканчиваются все сказки?
Дети. Концовкой.
▲Воспитатель. Правильно. А что в сказке повторяется трижды?
Дети. Все важные события, задания для героя.
▲Воспитатель. Верно. Ребята, в разных сказках при описании героев используются одни и те же выражения. Кто вспомнит?
Дети. «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «девица-красавица», «растет ни по дням, а по часам», «ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать»…
▲Воспитатель. Молодцы. Как называются такие выражения?
Дети. Формула.
Воспитатель. Правильно. Ребята, наши повара приготовили для вас угощение – зефир, чтобы ваше настроение стало сегодня еще лучше. Мы все обязательно попробуем его после занятий.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Кто я?
Дети. Узнали! Баба Яга! Баба Яга. Я случайно услышала, что вы тут зефир есть собрались? А меня угостите? Я его просто обожаю!
Дети. Конечно, угощайтесь, пожалуйста!
Баба Яга. Спасибо, а где он?
Дети. На подносе, под полотенцем.
Баба Яга приподнимает полотенце, берет одну штучку и надкусывает.
Баба Яга. Ох, как вкусно. Пожалуй, я возьму еще штучку. Хотя нет, возьму все, что есть на подносе. Я его 100 лет не ела.
Воспитатель. Баба Яга, подожди, так нельзя. Это угощение для всех, ты очень нас огорчишь, если заберешь весь зефир. Мы тебя уже угостили.
Баба Яга. Но я хочу весь зефир, я его давно не ела.
Воспитатель. Нет, уважаемая Баба Яга, всем должно достаться поровну.
Баба Яга. Ах, так, ах вот вы как! Ну, так пусть не достается он никому!
Баба Яга произносит волшебные слова, убирает полотенце, и все видят, что зефир превратился в снежные комки.
Баба Яга. Ха-ха, ну, что? Съели ваш зефир?
Воспитатель. Баба Яга, ну как тебе не стыдно! Ведь мы тебя угостили, а ты нас всех обидела, оставила без угощения!
Баба Яга. Действительно, что-то я погорячилась. Ну, да ладно, я сегодня добрая. Вот вам конвертик, а в нем задания. Если сумеете все решить, тогда все комки превратятся обратно в зефир. А у меня дел полно, мне в сказку пора!
Баба Яга отдает конверт с заданиями воспитателю и уходит.
Воспитатель. Ну, что, ребята, будем делать? Задания наверняка трудные. Хотите попробовать их решить, трудностей не боитесь?
Дети. Конечно, хотим.
Воспитатель открывает конверт и достает первое задание.
1 Задание. Загадки «Вчера и сегодня»
Воспитатель. Первое задание – отгадать загадки. Баба Яга пишет «Вы уже привыкли к тому, что живете в мире настоящих чудес. Что солнце в виде электричества само приходит в ваш дом, что вода сама течет из крана. Поезда ходят под землей, а огромные самолеты спокойно поднимаются в воздух и везут людей в разные части света. А ведь многие из этих чудес давным-давно были предсказаны в русских народных волшебных сказках. Только назывались они по-иному и выглядели иначе. Отгадайте, во что превратились сказочные предметы в настоящее время?»
1. Ковер-самолет, с помощью которого очень быстро можно было преодолевать большие расстояния? Дети. Самолет, поезд.
2. Перо жар-птицы, которое освещало все вокруг? Дети. Электрический фонарик, лампа.
3. Клубочек ниток, который показывал путникам дорогу? Дети. Компас. 4. Наливное яблочко и серебряное блюдечко, которые показывали все, что делается на свете? Дети. Телевизор.
2 Задание. Игра «Волшебные предметы»
Воспитатель. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием. А вот и второе. Баба Яга просит вас вспомнить волшебные предметы, которые так и остались лишь в сказках. Итак, как назывались:
1. Обувь, благодаря которой ее владельцы могли в считанные секунды преодолевать большие расстояния? Дети. Сапоги-скороходы.
2. Головной убор, который делал своего владельца невидимым? Дети. Шапка-невидимка.
3. Длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполняет любое желание его владельца? Дети. Волшебная палочка.
4. Полотно, которое накормит любыми блюдами? Дети. Скатерть-самобранка.
5. Волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля? Дети. Меч-кладенец.
3 Задание. Сложи картинку и узнай сказочного героя
Воспитатель. Молодцы. И с этим заданием вы справились. Теперь надо решить третье задание. Ребята, вот каждому из вас конверт, в котором лежит разрезанная на 12 частей изогнутыми линиями картинка, на которой изображен сказочный герой. Вам нужно сложить картинку, узнать сказочного героя, назвать сказки, в которых его можно встретить, описать его, рассказать какой он, по вашему мнению.
На занятиях в группе и дома с родителями вы уже выполняли подобное задание, поэтому, надеюсь, вы сейчас легко справитесь с задачей.
▲Воспитатель. Какие герои у вас получились? Что вы можете про них сказать? Дети. У меня получилась Снегурочка. Она встречается в сказке «Снегурушка». Она красивая, приветливая, веселая, добрая.
▲Воспитатель. Пожалуйста, пофантазируйте и придумайте с кем или с чем можно сравнить Снегурочку? Она красивая как… Добрая как… Веселая как… Дети. Красивая как принцесса, добрая как мама, веселая как ребенок…
Выслушиваются ответы детей про всех сказочных героев.
Физкульт-минутка
Воспитатель. Молодцы, вы все справились с заданием. Вы, наверное, устали, хотите отдохнуть и поиграть?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Изобрази сказочного героя». Вот ее правила. Сначала все идут по кругу обычным шагом. По моему сигналу вы должны вообразить себя тем героем, имя которого я назвала, и идти дальше «в образе» - так, как мог бы ходить этот сказочный персонаж.
Команды воспитателя: Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке, летит Жар-птица, идет на цыпочках Василиса Прекрасная, летят гуси-лебеди, шагают великаны, идут мелкими шажками гномы, скачет лягушка-царевна.
4 Задание. Решение кроссворда
Воспитатель. Ребята, вы молодцы. Но нам осталось выполнить самое сложное задание – разгадать кроссворд. Решив его, мы узнаем, с помощью чего Баба Яга превратила зефир в комочки. Готовы? Начинаем!
1. В сказке всех она умнее, да еще и красивее.
Дети. Василиса.
2. Много серебра и злата в сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет. Кто?
Дети. Кощей Бессмертный.
3. У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы, высоко они летят, далеко они глядят. Кто?
Дети. Гуси-лебеди.
4. Стрела у Ивана, как птица в полете. Жена у Ивана живет на болоте. Кто?
Дети. Лягушка.
5. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. Кто?
Дети. Емеля.
6. На метле, бабуля эта, мчится в небе как ракета. Кто?
Дети. Баба Яга.
7. Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта, что сама собой она вкусных кушаний полна.
Дети. Скатерть-самобранка.
8. Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги. Зато есть замечательный аппарат летательный. Какой?
Дети. Ступа.
9. Спору нет, что шапка эта по заслугам знаменита. Стоит лишь ее надеть, будут сквозь тебя глядеть.
Дети. Шапка-невидимка.
10. Змей Горыныч ночью, днем любит полыхнуть… Чем?
Дети. Огнем.
|
|
|
| В | А | С | И | Л | И | С | А |
|
|
|
|
| К | О | Щ | Е | Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л | Е | Б | Е | Д | И |
|
|
|
|
Л | Я | Г | У | Ш | К | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е | М | Е | Л | Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б | А | Б | А | - | Я | Г | А |
|
|
|
|
|
| С | А | М | О | Б | Р | А | Н | К | А |
|
|
| С | Т | У | П | А |
|
|
|
|
|
|
|
| Н | Е | В | И | Д | И | М | К | А |
|
|
|
|
|
|
| О | Г | О | Н | Ь |
|
|
|
|
|
▲Воспитатель. Молодцы! Кроссворд вы решили. Какое слово здесь загадано?
Дети. Волшебство.
Воспитатель. Правильно. Баба Яга заколдовала зефир при помощи волшебства. Посмотрите! Конверт с заданиями пуст. Мы справились со всеми заданиями. Может, посмотрим, сдержала ли Баба Яга слово и превратила ли комки обратно в зефир?
Воспитатель поднимает полотенце, и все видят, что на подносе лежит зефир. Все дети и взрослые угощаются.
Воспитатель. В сказке героям помогает не только волшебство, но и смекалка, сообразительность, смелость. Ребята, вы сегодня молодцы. Не испугались трудностей и справились со всеми задачами! На этом наше занятие закончено. Приглашаю всех на чаеитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».
Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...
КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".
Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....
Комбинированное занятие по развитию речи (познавательно-речевое) в подготовительной группе по теме "Путешествие по осеннему лесу"
Дети развивают правильность грамматического строя речи, расширяют словарный запас. Учатся придумывать полные предложения по картинкам. Закрепляют навыки счета в пределах 6. Беседуют о погоде....
Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам
Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Лесные животные»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованиюв подготовительной группе «Лесные животные»...
Открытое занятие НОД по развитию речи _Волшебные слова_ (старше – подготовительная группа) 06.11.2020г.
Открытое занятие НОД по развитию речи"Волшебные слова"(старше – подготовительная группа)Воспитатель: Ионцева Е.Н. 06.11.20Цель: Развитие нравственных представлений, чувств п...