"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Серякова Венера Ахтамовна

Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova_word_1.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение родственных слов при работе с детьми

с общим недоразвитием речи

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня имеют бедный словарный запас: не понимают, не знают значения многих слов, не умеют правильно употребить слова. Их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с ОНР без предварительного обучения с заданиями на словообразование не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи - обогащение словарного запаса через обучение навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

Последовательность ознакомления с родственными словами:

- наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

- упражнения в определении родственных слов в тексте;

- задания на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданным словом, пересказ текстов, составление рассказов).

 Педагог объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью, заучиванием. Слова-«родственники» не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Для определения родственных слов используются сюжетные и предметные картинки.

Работа с загадкой всегда интересна для детей. Помимо всего прочего загадка имеет ещё один секрет - слова-«родственники», которые спрятаны в ней, их надо услышать и назвать.

Если песню он поёт, если паром он чихает

Значит, чашки он зовёт и на чай нас приглашает. Чайник.

 После того, как дети научатся узнавать их, выделять из текста, целесообразно выполнять упражнения на их группировку и самостоятельный подбор. (Закончите рифмованные строчки нужными словами-«родственниками»)

Мама сыплет соль в солонку. Масло я кладу в …маслёнку.

Вот идёт усатый кот и ведёт…котёнка.

На поляне рыжий лис, а рядом два…лисёнка.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ- газета, лес- лиса, мак- макушка. Здесь уместно упражнять в прослушивании и определении лишнего слова: баран, бараний, барабан, барашек, баранина. Песок, пёс, песочек, песочница, песочный.

Называя лишнее слово, дети привыкают задумываться над значением слова.

Упражнения для самостоятельного подбора родственных слов

1. Подобрать с помощью картинок слова-«родственники»

    Балет- балерина, носить - носильщик, двор- дворник и т.д.

2. Подобрать с помощью картинок родственные слова:

    Дом- домик- домище, рыба- рыбка- рыбища, нос- носик- носище

3. Закончить цепочку слов:

    Волейбол- волейболист- …волейболистка, журнал- журналист-…журналистка, учить - учитель-…учительница, продавать - продавец-…продавщица, кот- котёнок-…котёночек и т.д.

4. Игра с мячом «Назови слово-«родственник».

Игра активизирует мыслительные способности детей, учит       использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Педагог имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идёт подбор.

5. Закончить объяснение слова:

   Строитель- тот, кто…, рыбак- тот, кто…, овощевод- тот, кто…и т.д.

6. По данному объяснению назвать  слово-«родственник».

Посуда, где хранят хлеб-…хлебница, посуда, которая нужна для селёдки -…селёдочница; тот, кто очень добрый-…добряк, тот, кто очень сильный-…силач; тот, кто варит-…повар, тот, кто помогает-…помощник, тот, кто пасёт-…пастух и т.д.

7. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал) и составить с ними предложения:

Прилетел, улетел, залетел, облетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел

Листья на деревьях давно облетели.

На следующем этапе дети учатся пересказывать тексты с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно, не должны «потеряться»:

 «Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка - полезная ягода». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье».

Постепенно следует усложнять задания, предлагая детям придумывать свои небольшие рассказы из 4-7 предложений со словами-«родственниками»:

Лес, лесной, лесник; снег, снежки, снеговик; рыба, рыбак, рыбища, рыбный; гриб, грибок, грибник, грибница, грибной и т.д.

Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребёнок вместе со взрослыми составляет минисочинение с заданными родственными словами, которое записывает и красочно оформляет.

Дидактический материал и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имеют общую часть.

Использование родственных слов делает речь ребёнка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счёт развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова.

Упражнения способствуют развитию память, поскольку слова-«родственники» группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически-грамотного письма в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

Использование мнемотехники в подготовительной к школе группе при изучении родственных слов

Как помочь детям  научиться подбирать родственные слова? Как помочь им справиться с огромным потоком информации? В этом поможет мнемотехника. ...

Статья " Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи"

В статье отражены затруднения, возникающие при усвоении лексических значений у детей с ОНР. Последовательность работы над однокоренными словами у детей с ОНР....

Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных с...