Изучение родственных слов в работе воспитателя с детьми с ТНР ОНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор: Антипова Анна Александровна
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». Н. К. Крупская
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Нарушения грамматической стороны речи у этих детей медленно поддаются коррекции. Изучение особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи становится более актуальным в связи с тем, что процент детей, у которых отмечаются эти нарушения, в последнее время увеличивается. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность, я использовала в обучении игровые приемы и упражнения. В своей практике я использую различные игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у детей навыков правильного словоизменения и словообразования. Предлагая ребятам такие игры, я заметила, что сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми непринужденно, спонтанно и более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, в ходе этих игр они развивают и закрепляют усвоенные ранее языковые знания и речевые навыки, учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Однокоренные ( родственные ) слова - это слова , содержащие один и тот же корень. Словообразование: о бщее лексическое значение слова складывается из значений отдельных морфем. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но приставки и суффиксы у них разные, поэтому и лексическое значение разное. (лес, лесной, лесник) Не путать со словоизменением. Словоизменение. Разные формы одного слова - это словоформы данного слова с различными окончаниями: лесник - лесника - леснику. В этом случае набор морфем одинаковый (одно и то же лексическое значение), а разными являются окончания.
Способы словообразования: - префиксальный - суффиксальный - приставочно-суффиксальный - изменение части речи только с 7 лет: сложение (школа-интернат) сокращение основы ( медсестра) аббревиация (ВУЗ, ООН)
Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования : - Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка). Д/игра «Большие и маленькие ». - Образование глаголов при помощи приставок (ушел – пришел). Д/игра «Скажи наоборот ». - Образование относительных прилагательных (сок березы - березовый сок). Д/игра «Что из чего сделано», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Скажи какой дом?». - Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы – лисий хвост). Д/игра «Чей дом?», «Какой лист?». Нужно упражнять детей, образовывать сложнее существительные на - ищ -. Например, лапка, а большая … лапище домик … домище кот … котище
В работе над словообразованием используются следующие приёмы: Дидактические игры и упражнения. Д/игры: «Подбери пару», « Дюймовочка и Гулливер»… Игры с игрушками (образовывают детёнышей животных). Демонстрация картин, альбомов, фотографий (парные картинки – уменьшительный суффикс) иллюстрации к сказкам и другим книгам (например, «Заяц – хваста ».) Художественная литература ( потешки , стихи, сказки – способствуют правильному усвоению суффиксов. «Заяц – хваста » - зуб- ищ -е, лап- ищ -и) Наблюдение за окружающей жизнью (накопить опыт употребления сходных по значению суффиксов можно в свободном общении с людьми, в играх с игрушками, а также при рассматривании и названии картинок). Обогащать словарь ребёнка через музыку, театр. Использовать технические средства. Применять совместное «чтение» текстов, содержащие пиктограммы (помогают вводить в речь ребёнка слова, содержащие суффиксы; помогает воспитывать активное внимание ребёнка, побуждает к чтению).
Работу по словообразованию нужно строить по плану : Диагностика сформированности словообразования у детей . Создание рабочей группы. - Формирование интереса (игровая ситуация: волшебная книга, медаль…). Разработка приёмов. Подготовка необходимых материалов и атрибутов. Работа с родителями (для закрепления).
Каждое занятие по словообразованию по методике Тумановой Т.В., Левиной Р. В . нужно проводить следующим образом: П ервая серия заданий - ориентировка в звуковом составе разных частей речи . Вторая серия заданий - образование производных имен существительных, прилагательных и глаголов от заданной производящей основы.
Заключение Использование системы дидактических игр и не только в условиях тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования у детей с ОНР. П равильно спланированная работа приведёт к результатам: - увеличится активный словарь детей; - повысится интерес к словотворчеству; - речь детей станет грамотной; - дети научатся отличать выдуманные слова от русской речи.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...
"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"
Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи....
Использование мнемотехники в подготовительной к школе группе при изучении родственных слов
Как помочь детям научиться подбирать родственные слова? Как помочь им справиться с огромным потоком информации? В этом поможет мнемотехника. ...
Статья " Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи"
В статье отражены затруднения, возникающие при усвоении лексических значений у детей с ОНР. Последовательность работы над однокоренными словами у детей с ОНР....
Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных с...