Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Жаркова Элла Юрьевна

Грибы

Конспект         интегрированный непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста

(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)

Задачи: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать у детей речь и познавательный интерес к природе, а также память, умение анализировать, делать выводы;

- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, игры, продуктивная деятельность.

Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) . заготовка гриба. Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Будем по лесу гулять

и грибочки собирать

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Пойдем грибы собирать?

Воспитатель: Ребята, а какие бывают грибы?

Дети: съедобные и несъедобные.

Воспитатель: Почему называют съедобные грибы? а несъедобные?

Ну а теперь отправляемся в лес. Что возьмем с собой в лес?

Дети: Корзину.

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Под березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем.

Вот мы и пришли в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .

- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.

- Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо рассказать ему сказку

(По картинкам рассказывают сказку «Под грибом»)

- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «Старичок - Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко).

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Что осенью в лесу вырастает? ( грибы.)

- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы (уточнить какие? »

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.

Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).

А теперь давайте поиграем. Будем собирать грибы в одну корзину съедобные грибы, а в другую несъедобные.

Дети встают и ходят по комнате, находят грибы (плоские их изображения).

А теперь садимся на пенечки.

Давайте посмотрим какие грибы мы нашли(достают из корзины. И называют их)

Лесовичок: А теперь расскажите мне о грибочках

- Как называется гриб, который ты нашел?

- Какой он - большой или маленький?

- Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Ребята, а какие животные едят грибы?

Ну пойдемте дальше по лесу искать.

Физминутка

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали.

Рыжики срывали

 

Старичок – Лесовичок: А кто знает загадки про грибочки?

загадки.

1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

4. На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Старичок – Лесовичок: А  как можно приготовить грибы?

Дети: Сварить Суп грибной, пожарить грибы, засолить, засушить.

Старичок – Лесовичок: А как называют Сбор грибов ?

Дети: «тихой охотой».

Старичок-Лесовичек: А как нужно правильно собирать грибы?

Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь.

Старичок – Лесовичок: Как мы можем помочь?

Дети: Надо помочь насобирать им грибов.

Старичок - Лесовичок: Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! »

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с бумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание:

 

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, а то скоро стемнеет и мы не выберемся из леса .

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.

Старичок – Лесовичок: Молодцы! Мне очень понравились ваши грибочки 

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .

- А нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Чем мы занимались в лесу?

Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем?

Воспитатель: Всем спасибо за работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Грибы

Конспект         интегрированный         непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста

(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)

Задачи: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать у детей речь и познавательный интерес к природе, а также память, умение анализировать, делать выводы;

- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, игры, продуктивная деятельность.

Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, магнитофон, запись «Голоса леса», телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок) . заготовка гриба. Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Будем по лесу гулять

и грибочки собирать

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Пойдем грибы собирать?

Воспитатель: Ребята, а какие бывают грибы?

Дети: съедобные и несъедобные.

Воспитатель: Почему называют съедобные грибы? а несъедобные?

Ну а теперь отправляемся в лес. Что возьмем с собой в лес?

Дети: Корзину.

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Под березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем.

Вот мы и пришли в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .

- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.

- Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо рассказать ему сказку

(По картинкам рассказывают сказку «Под грибом»)

- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «Старичок - Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко).

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Что осенью в лесу вырастает? ( грибы.)

- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы (уточнить какие? »

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.

Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).

А теперь давайте поиграем. Будем собирать грибы в одну корзину съедобные грибы, а в другую несъедобные.

Дети встают и ходят по комнате, находят грибы (плоские их изображения).

А теперь садимся на пенечки.

Давайте посмотрим какие грибы мы нашли(достают из корзины. И называют их)

Лесовичок: А теперь расскажите мне о грибочках

- Как называется гриб, который ты нашел?

- Какой он - большой или маленький?

- Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Ребята, а какие животные едят грибы?

Ну пойдемте дальше по лесу искать.

Физминутка

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали.

Рыжики срывали

Старичок – Лесовичок: А кто знает загадки про грибочки?

загадки.

1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

4. На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Старичок – Лесовичок: А  как можно приготовить грибы?

Дети: Сварить Суп грибной, пожарить грибы, засолить, засушить.

Старичок – Лесовичок: А как называют Сбор грибов ?

Дети: «тихой охотой».

Старичок-Лесовичек: А как нужно правильно собирать грибы?

Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь.

Старичок – Лесовичок: Как мы можем помочь?

Дети: Надо помочь насобирать им грибов.

Старичок - Лесовичок: Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! »

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с бумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание:

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, а то скоро стемнеет и мы не выберемся из леса .

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.

Старичок – Лесовичок: Молодцы! Мне очень понравились ваши грибочки  

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .

- А нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Чем мы занимались в лесу?

Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем?

Воспитатель: Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...