ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТВОРЧЕСКИМ РАССКАЗАМ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Семинар для воспитателей детского сада. Проводился 20.01.2014 года.

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов,которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_st._doshkolnikov_tv.rassk_.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТВОРЧЕСКИМ РАССКАЗАМ

  1. общее

Воспитание творческой личности - одна из главных задач, выдвинутая в социальном заказе общества. Формирование творческого начала предполагается в дошкольном возрасте.  

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

 Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут

поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

 На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение,

эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его

заинтересованность.

Ученые выделяют творческое рассказывание, как высшую форму развития монологической речи.

Работа рассчитана на три года обучения и предполагает специальную подготовительную работу, направленную на формирование структуры рассказы, на обучение выразительным средствам раскрытия образа.

Характерными признаками творческого рассказывания являются:

• увлеченность деятельностью;

• умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации;

• умение представлять события в последовательности его развития, устанавливать

зависимость между остальными событиями;

• использование соответствующих языковых средств, в целях создания образа;

• самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета;

• вариативность, т.е. умение придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему.

Следовательно, термин «творческие рассказы» - условное название рассказов,

которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству, так как, от ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

  1. виды

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих

рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Э.П.Короткова, указывала на педагогическую ценность рассказывания по литературному образцу. Она отмечала, что подражание писателю-автору полюбившегося рассказа носит творческий характер. Заимствуя замысел, ребенок самостоятельно разрабатывает сюжет своего рассказа, делает героями новых лиц.

Выделяют сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Варианты творческого рассказывания :

1. придумывание предложения и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

К основным видам творческих рассказов (рассказывания с элементами творчества) относятся:

•        рассказы по аналогии,

•        придумывание продолжения и завершения рассказа,

•        составление рассказа по нескольким опорным словам,

•        составление рассказа на предложенную тему.

  1. подготовительная работа

Для успешного обучения детей творческому рассказыванию особое значение имеет участие педагога в этом процессе, а также создание педагогических условий обучения детей творческому рассказыванию:

1) обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2) обогащение и активизация словаря;

3) умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;  

4) правильное понимание детьми задания придумать.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).

Обучение детей  составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания

Обучение пересказу:

•        Игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения.

•        Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера).

•        Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание.)

•        Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:

а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

б) восстановление нужной последовательности предложений.

•        Составление творческих пересказов — с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение описанию:

•        Игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его предметов деталям, отдельным составным элементам.)

•        Составление описания предмета по собственному рисунку.

•        Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.)

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.      Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.      Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.      Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.      Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Организованная работа по формированию у старших дошкольников выразительной и образной речи требует решения следующих задач:

-воспитания чувственной основы восприятия детьми художественного слова произведений литературы и фольклора и тем самым создания условий для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»;

-акцентирования внимания на овладении детьми лексическими средствами речевой выразительности.

Знакомство дошкольников со стилистическими средствами художественной выразительности может осуществляться с помощью следующих упражнений и заданий:

•        назови слово, которое делает художественное произведение красивым;

•        назови слова, которые встречаются только в сказках;

•        найди в сказке красивые сказочные выражения, пословицы;

•        подбери красивые слова к тому или другому предмету (явлению);

•        найди, какого красивого слова не хватает;

•        найди слова, которые делают произведение нежным, напевным;

•        найди предметы, которые сравниваются;

•        найди красивое сравнение;

•        найди необычное сравнение и др.

В процессе работы с художественным текстом дети могут выполнять задания по подбору синонимов, антонимов, фразеологизмов. Для этого с воспитанниками проводится игры «Кто скажет иначе», «Какие слова вы услышали?». Когда в произведениях устного народного творчества встречаются фразеологизмы, то знакомство с ними осуществляется не только в связи с пониманием содержания этих художественных средств выразительности детьми, но и объяснением их смысла словами, похожими по значению (игра «Как сказать иначе»).

Рифмованное построение поэтических произведений литературы и фольклора дает возможность с наибольшей эффективностью проводить с детьми упражнения, требующие подобрать и вставить в текст слова, которые подходят по смыслу (варианты слов одного синонимического ряда предлагаются педагогом). Например, игра «Подбери наиболее подходящее слово». В этом случае рифма подсказывает детям наиболее подходящее слово из определенного синонимического ряда, она также подчеркивает значительность его выбора для красивой звуковой окраски стихотворения.

Композиционные средства выразительности художественных произведений дошкольники могут усвоить с помощью таких заданий, как «Начни, продолжи, закончи», «Определи начало произведения», «Найди повторы», «Подбери слово, похожее но звучанию», «Закончи фразу», «Найди одинаковые хвостики в словах»

Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с художественной литературой является инсценировка литературных произведений (как средство вторичного ознакомления с художественным текстом). Инсценирование фольклорного или литературного произведения возможно только при условии хорошего знания детьми его содержания и выразительных средств.

Существует достаточно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями . Инсценированный сюжет в значительной мере облегчает решение творческой задачи, поэтому с придумыванием сказок по таким сюжетам справляются не только шестилетние дети, но и дети четырех-пяти лет.

  1. Методика

Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

       Приемы обучения творческому рассказыванию

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Творческие рассказы разнообразны по степени сложности и самостоятельности.

Рассмотрим приемы логопедической работы над составлением дошкольниками  основных видов творческих рассказов.

При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме.

 Например:

В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправилась... (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой..., мама — ... А я захватил с собой... Мы ехали на/в... (поезд, машина и др.). Там ... (где?) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в на... за... (Что было дальше?) ... Домой мы вернулись... Мне очень поправилось на/в...

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей (например, в рассказах Е.А. Пермяка «Кто?» и «Как Маша стала большой»). В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включает:

•        двукратное чтение и разбор содержания текста;

•        конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);

•        рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей,

изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним - двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по выбору детей). Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа.  Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого и  доброго конца являются русские народные сказки («Курочка ряба», «Колобок», «Лисичка –сестричка и серый волк» и др.)

Обучение детей составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор — соответствующих картинок (например: «мальчик» — «удочка» — «река»; «ребята» — «лес» — «ежик»; «мальчики» — «озеро» — «плот» и др.). Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. (Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок «мальчик» — «удочка» — «река» и т.д.). Составлению рассказа предшествует называние

предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере» и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?»; «Кого он встретил на реке?»; «Что произошло во время рыбалки?»; «Что мальчик принес домой?»). При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

4. Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы.

В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

•        беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);

•        обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;

•        «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);

•        обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму);

•        «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему.

При обучении детей составлению рассказов на тему рекомендуется использовать: опору на образец начала рассказа, данный педагогом; вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания

Цель занятия        Виды заданий

Обучение пересказу        Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения.

Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа / сказки и их словесное описание). Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний), б) восстановление нужной последовательности предложений. Составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию по картинам        Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту, эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины  ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка!" (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента)

Обучение описанию предмета        Игра-упражнение "Узнай, что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам). Составление описания предмета по собственному рисунку. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и др.)

Остановимся в качестве примера на некоторых вариантах таких заданий. Так, после пересказа сказки "Хвосты" детям предлагается составить творческий пересказ с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (коров, петух, павлин), придумать какой-либо эпизод на основе ее сюжета. Перед выполнением творческого задания приводится дополнительная беседа по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), после чего детям объясняется предлагаемый способ “трансформации” сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием используется образец рассказа педагога или вопросный план (3-4 вопроса). При затруднениях вопросы повторяются по ходу составления рассказа. После составления пересказа сказки (например, “Пряничный домик” и др.) на отдельном занятии детям дается задание составить пересказ от первого лица. Составление таких рассказов  способствует развитию воображения и монологической речи дет ей.

На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям на основе их наглядного содержания предлагается придумать завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога). Для детей, более продвинутых в плане усвоения навыков связных высказываний, после составления рассказа по серии сюжетных картинок рекомендуется вводить различные творческие задания (например, по серии В.Г. Сутеева "Находка" составить рассказ с заменой главного персонажа и игрушки).

Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества детей, является игра-упражнение "Угадай-ка!" с использованием многофигурной картины ("Зимние забавы". "Летом в парке" и др.). Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображенного на закрытой части картины ("Здесь – каток" или "Там изображена горка" – по картине "Зимние забавы"). Дети, ориентируясь на общее содержание картины, высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные или близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание. В другом варианте задания детям предлагается крупноформатная картина с изображением только места действия, той или иной обстановки (например, места действия к картинам "Зимние развлечения". "Наш двор", "Летом на озере" и др.) без изображения соответствующих персонажей. На наборном полотне рядом с картиной помещают плоскостные фигуры возможных персонажей картины (людей, животных), а также тех или иных предметов. Задача, стоящая перед детьми, - установление действующих лиц и их взаимоотношений; требуется произвести правильный выбор персонажей и предметов и найти им нужное место на картине. По ходу "заполнения" картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначение предметов и указание на их место нахождения, определение выполняемых персонажами действий и др. После восстановления наглядного содержания картины дети переходят к его описанию.

Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.

В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на данную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др. При этом решаются следующие практические задачи – развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем, уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей (например, в рассказах Е. А. Пермяка "Кто?" и "Как Маша стала большой"). В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включает:

двукратное чтение и разбор содержания текста;

конкретное указание по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);

рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах, с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией. Для второго варианта задания (окончания рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним-двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по выбору детей). Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа.

Для составления рассказов по наборам игрушек могут быть использованы следующие темы: "У Тани день рождения"; "Таня в гостях у бабушки"; "Как Вова и Миша ходили в зоопарк" и др. Приведем пример построения одного из занятий ("Танечка заболела"). Для его проведения используется набор из трех-четырех игрушек-персонажей (девочка, мама, доктор, медицинская сестра) и предметов (два телефона, санитарная машина, кроватка, столик и т.д.). На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;

характеристика персонажей (внешний облик, "общественная роль" и "профессиональные действия"); описание предметов-атрибутов;

определение темы рассказа;

образец рассказа или его начала, предлагаемые педагогом;

составление рассказов детьми с использованием данного плана;

анализ детских рассказов. Можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей. Инсценирование сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний детей.

Обучение детей составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор – соответствующих картинок (например, "мальчик" – "удочка" – "река"; "ребята" – "лес" – "ежик"; "мальчики" – "озеро" – "плот"; и др.). Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, "зримыми" деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. (Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок "мальчик" – "удочка" – "река" и т.д.). Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: название рассказов "На рыбалке"; "Случай в лесу". "Приключение в лесу" и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: "Что взял с собой мальчик на рыбалку?"; "Кого он встретил на реке?"; "Что произошло во время рыбалки?"; "Что мальчик принес домой?").  При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

При обучении составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется, как правило, постоянно.

Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно – практических учебных занятиях (рисование, аппликация, конструирование). Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий рекомендуется использовать речевое планирование и "сопровождающее" описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели. Для составления рассказов детям предлагаются темы и сюжеты, близкие их жизненному опыту: "Мой домик"; "Путешествие на кораблике"; "У нас на детской площадке" и т.п. Рекомендуются приемы:  составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнение рассказа ребенка другими детьми и др. План будущего рассказа может быть составлен самим ребенком под руководством педагога (направляющие и уточняющие вопросы, подсказ).

В последующем может быть использован такой вариант задания: детям дается план – смысловая схема рассказа и предлагается нарисовать 3-4 рисунка соответственно числу основных вопросов, отражающих ключевые моменты возможного сюжетного действия. Так, к заданию составить рассказ на тему "Прогулка в лес" детям предлагается выполнить рисунки по следующим вопросам – указаниям: "Что взяли с собой дети, собираясь в лес?"; "По какой дороге они шли?"; "Что дети делали в лесу?"; "Кого они там встретили?" и т.п. Рисунки детей используются в качестве картинного плана. Опора на собственный рисунок – эффективное средство овладения детьми навыками рассказывания. Их интерес к таким занятиям способствует активизации самостоятельной речевой деятельности.

Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы.

В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

беседу – обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющих у детей представлений, связанных с темой рассказа);

обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;

"направляющие" указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);

обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму);

"домашнее задание": пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему.

При обучении детей составлению рассказов на тему рекомендуется использовать некоторые из указанных выше приемов, к числу которых  относятся: опора на образец начала рассказа, данный педагогом; вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др.

Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению)

        1. Своеобразие творческих, придуманных рассказов детей.

        2. Высокий уровень мыслительной и речевой подготовки. Богатый опыт, разнообразие жизненных впечатлений, основные условия проведения этого вида рассказывания.

        3. Требования.

        4. Виды рассказывания: реалистический, фантастический (сказки, небылицы).

        5. Тематика рассказов: нравственные темы, о детях, о природе.

        6. Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию на разных этапах обучения.

        7. Методические приемы:

                - предварительная беседа на тему рассказа;

                - план рассказа, составленный педагогом с детьми;

                - рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);

                - указания к составлению и анализу рассказа;

                - наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.

Требования к рассказыванию детей:

        1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

        2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

        3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию

        1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.

        2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

        3. Составление рассказа по пейзажной картине.

        

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес.): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец»

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

В детских садах сказки об игрушках обычно и сводятся к сказкам, придумываемым на инсценированный сюжет. Однако необоснованно сводить сказки детей к одному этому типу сказок, нежелательно к тому же делать шаблонным и однообразным использование игрушек на занятиях по творческому рассказыванию: «Внесение новых элементов в показ-демонстрацию игрушек оказывает на детей активизирующее воздействие, например, знакомство детей с игрушкой как с персонажем сказки (без инсценирования сюжета). Так, воспитатель, представляя детям игрушку как сказочный персонаж, помогает подметить особенности внешнего вида, движений и, что наиболее важно, черты характера персонажа (проворная, шустрая, веселая белочка, трусливый заяц, неуклюжий забавный любопытный медвежонок и т. д.), учит детей придумывать, передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявились бы черты характера персонажей». Встреча детей с игрушкой, выполняющей роль сказочного персонажа, должна быть обязательно эмоционально насыщенной.

При обучении творческому рассказыванию старших дошкольников следует использовать следующие приемы:

1.        Образец рассказа воспитателя.

2.        План рассказа, предложенный воспитателем.

3.        Предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета.

5.        Коллективное составление творческого рассказа.

6.        Составление творческих рассказов подгруппами детей.

7.        Указание воспитателя.

8. Составление рассказов по опорным моделям. [7, с.5].

В старшей группе целесообразно использование готовых схем-моделей, структурного изображения сказок, рассказов.

В подготовительной к школе группе нужно усложнять задачи обучения творческому рассказыванию (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста), используя все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением. Работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предложила серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Создание рассказа этого типа возможно при наличии у детей знаний о структуре повествования, средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Особую роль в обучении данному типу творческого рассказывания играет педагог, который советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Воспитатель предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план: «Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко расскажи, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого рассказывай все»).

Развитие словесного творчества детей под влиянием сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей .

Таким образом, организованная работа по формированию у старших дошкольников творческого рассказывания строится с учетом следующих моментов:

- воспитания у детей чувственной основы восприятия художественного слова произведений литературы и фольклор, что является базой для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»;

- акцентирования внимания на овладении детьми лексичес¬кими средствами речевой выразительности, обогащении и активизации словаря дошкольников;

- использования системы специальных упражнений и заданий на выделение лексических единиц, их сравнение, подбор синонимов, отбор устойчивых выражения, подбор рифм;

- реализации творческих возможностей инсценирования;

- использования многообразия методических приемов (образец рассказа воспитателя, план рассказа, предложенный воспитателем, предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета, коллективное составление творческою рассказа, составление творческих рассказов подгруппами детей, указание воспитателя, составление рассказов по опорным моделям и др.).

Можно использовать прием «А что было потом». Суть приема продолжения сказки заключается в «интуитивном анализе» текста, в ходе которого обыгрывается структура сказки, отбирается одна из линий, по которой пойдет дальнейшее развитие сюжета. Так, в известной сказке «Золушка» роль хранительницы очага воспринимается как наказание, в продолжении эта линия утрируется до карикатуры. Например, Золушка после того, как вышла замуж за принца, не расстается со своими старыми привычками, остается неряшливой, простоволосой, ходит в засаленном фартуке, вечно ворчит на кухне, не выпускает из рук метлы и т.д..

К продуктивным приемам стимуляции детского речевого творчества  относится «сказка-калька». Она представляет собой заимствование сюжетных линий, при котором из старой сказки получается новая, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная в новую среду. Наиболее существенным моментом «калькирования» является анализ заданной сказки.

Вопрос «Что было бы, если …». Суть приема заключается в предложении сочинить историю, которая являлась бы ответом на вопрос из четырех слов: что было бы, если. Необычность, оригинальность главного вопроса, на основе которого будет строиться сказка, есть залог того, что само произведение будет удачным. Основное назначение данной игры – упражнение в постановке необычного вопроса, развивающего оригинальность мышления. Необычный вопрос диктует оригинальный ответ. В рассказе-ответе необходимо описать, как необычная предпосылка влияет на окружающий мир, как меняет его. При этом необходимо выстраивать сюжет согласно жесткой логике ситуации в целом, находить и использовать ресурсы, постоянно помня о главной цели(«Что было бы, если бы на обычной карусели можно было бы летать по воздуху?», «Что было бы, если бы на такси можно было доехать до луны?», «Что было бы, если бы все цвета светофора стали голубыми?»).

В основе придумывания «смешных историй» (еще один продуктивный прием сочинительства) лежит построение текста на ошибке (сказка Д. Родари «Страна, где все слова начинаются с «не»), «оживление» метафор («Как гулял один рассеянный»), метод включения заурядного персонажа в незаурядный контекст или, наоборот, необычайного персонажа в обычный контекст («Волшебник Выключу», «Планета Новогодних Елок»), метод резкого опрокидывания нормы («История с телевизором», «Страна без углов»),сказки, созданные с применением слов, подсказывающих неожиданный поворот сюжета, готовых схем сюжета, совмещения нескольких волшебных сказок, создания сказки «на изнанку».

 

Анализ образцов творческого рассказывания детей осуществлялся по следующим показателям:

•        композиционная целостность;

•        выразительность речи;

•        самостоятельность.

•        вариативность.

Для выявления уровней творческого рассказывания использовались критерии, предложенные Л.В. Ворошниной:

•        умения представлять события в последовательности их развития от возникновения действия до его окончания, умение выявить героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами, выражать зависимость между отдельными событиями и поступками героев;

•        умение детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов;

•        понимание использования в речи образных средств языка (эпитеты, сравнения, повторы);

•        умение творчески использовать имеющийся опыт при поиске образов, развитии сюжета, при выборе героев.

•        владение связной монологической речью: умение и стремление связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

•        эмоциональное отношение к процессу творческого рассказывания и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы.

Рассказ о любимом герое у ребенка получился очень эмоциональным. Дошкольник с воодушевлением и большой любовью описывал своего питомца («Я очень сильно люблю Лилу»). Интонационно ребенок выделял важные по его мнению моменты в рассказе («Мы гуляем с ней вместе с родителями. … Она очень любит есть кашу. Дома я гуляю с ней с мячиком»). Необходимо отметить, что дошкольник в своем рассказе опирался на личный жизненный опыт, описав героя подробно и достоверно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по собственным рисункам»

Проект совместной деятельности педагога с детьми Тема:  Обучение рассказыванию по собственным рисункам детей старшей группыЦель:  обучение составлению  рассказов с использованием с...

Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"

Методические рекомендации ознакомят  с особенностями  организации по обучению детей  творческому рассказыванию по картинкам....

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»

В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, ...