"Использование мнемотаблиц как средство обучения связной речи"
статья (развитие речи, средняя группа) по теме
Вашему вниманию предлагается статья на тему "Использование мнемотаблиц как средство обучения связной речи". Данная тема может быть полезна логопедам и воспитателям старшей и подготовительной групп.Надеюсь, что она поможет Вам превратить заучивание стихотворений и чистоговорок в увлекательную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sayt_sada_mnemotekhnika.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц как средство обучения связной речи.
Чтобы научить дошкольников связно, последовательно излагать свои мысли, рассказы из окружающей жизни, я использую мнемотехнику. Это система приёмов, облегчающая запоминание.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, которые позволяют детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Мнемотаблицы - схемы используются:
· при заучивании стихов,
· при пересказах художественной литературы,
· при обучении составлению рассказов,
· при отгадывании и загадывании загадок,
· для обогащения словарного запаса.
Обучение старших дошкольников на основе мнемотехнических таблиц позволяет развить не только речь , но и все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение ). Дети усваивают способы познания мира, способы обработки поступающей информации.
Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – ещё одна важная задача. Трудные для восприятия детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются интересно и доступно.
Мнемотаблицы имеют актуальность при разучивании стихотворений.
Заучивание стихов вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции. При заучивании стихов с детьми я поставила перед собой следующие задачи: побудить интерес у детей к занятиям, увлечь их, вызвать желание знать стихотворение, помочь понять содержание, научить выразительно читать, закреплять произношение каких – либо звуков.
Этапы заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому ребёнок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то гораздо лучше запоминается. Итак:
1)выбираю стихотворение для заучивания
2) Выразительно его читаю
3) Разбираю стихотворение на блоки и рисую возникшие образы на бумаге
4) Читаю данные строки для каждого блока и сопровождаю показом рисунка 5) Прошу ребёнка повторить, а затем рассказать, использую только ассоциации, то есть по нарисованным рисункам
6)Заключительный этап – рассказывание стихотворения без помощи картинок.
Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, они изъявляют желание сами рисовать картинки. Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры , она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, что особенно важно детям с проблемами в развитии. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие. У них появляется фантазия, существенно сокращается время для заучивания стихов, и кроме этого развиваются творческие способности детей.
Примеры мнемодорожек и мнемотаблиц
Чистоговорки
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Рассказ о насекомых по мнемодорожке
«Дикие животные»
У лисы | в лесу глухом | есть нора – надёжный дом. |
Под кустами | ёж колючий | нагребает |
листьев кучу. | Спит | в берлоге косолапый, |
до весны сосёт там лапу. | Есть у каждого свой дом. | Всем тепло, уютно в нём. |
«Хлеб»
Вот он хлебушек душистый, | вот он круглый, | золотистый. |
В каждый дом, | на каждый стол | он пожаловал, пришёл. |
В нём здоровье, | сила наша. | В нём чудесное тепло. |
Сколько рук | его растило, | охраняло, берегло! |
Творческих успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Применение мнемотаблиц в связной речи
Что такое мнемотаблицы?Как с ними работать....
Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"...
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных п...