конспект занятия в детском саду"Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
С детьми подготовительной группы
« Откуда хлеб пришёл».
Образовательные области «Коммуникации»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, благородное отношение к труду людей, участвующих в выращивании хлеба.
Задачи:
- Познакомить с различными профессиями и техникой, уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба ( зерновых культур);
- Развивать связную речь детей: активизировать в речи прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь прилагательными;
- Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- Координировать речь детей с движениями;
- Развитие памяти и слухового внимания.
Предварительная работа:
- Экскурсия на кухню в день выпечки булочек;
- Лепка из слоёного теста;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе;
- Рассматривание иллюстраций.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: С давних пор гостей встречали самым дорогим - ХЛЕБОМ С СОЛЬЮ! (Слайд )
Дети водят хоровод:
Для гостей любимых наших, испекли мы каравай,
Вот такой вишины, вот такой нижены,
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Каравай, каравай, всем здоровья пожелай!!!
Дети читают стихи:
Вот он - хлебушек душистый, вот он - тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила в нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём Земли родимой соки, солнце свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырём!
В: Давайте подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб.
Д: Ответы детей: вкусный, мягкий, белый, чёрный, свежий, душистый, ароматный, аппетитный, пахучий, хрустящий, витаминный, зерновой, самый главный на каждом столе.
В: Хлеб - наша главная еда, которую нельзя заменить ничем другим. Про него с уважением говорят: « Хлеб всему голова!» (Слайд )
Дети читают стихи:
У народа есть слова: « хлеб - всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
В: А какие пословицы о хлебе знаете вы?
Д:
- Хлеб на стол, так и стол – престол.
- Хлеба ни куска, так и стол - доска.
- Худ обед, если хлеба нет.
- Гречневая каша – матушка наша.
- Хлебушек ржаной – наш отец родной.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Хлеб кушай и добрых людей слушай.
- Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори.
В: Но хлеб – это не только еда. В нём труд многих людей. Люди, которые взращивают хлеб называются хлеборобами . Родится хлебный каравай на широком поле.
Дети читают стихи:
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Игра « Назови какое?»
- Поле с рожью – ржаное; (Слайд )
- Поле с пшеницей – пшеничное; ( Слайд )
- Поле с ячменём – ячменное; ( Слайд )
- Поле с овсом – гречишное; ( Слайд )
- Поле с гречихой - гречишное; ( Слайд )
- Поле с кукурузой - кукурузное. (Слайд )
В: Выращивать хлеб помогают сильные машины. Сначала по полю пройдёт трактор с плугом. ( Слайд ) Что трактор делает с землёй?
Д: Трактор землю пашет, боронит. ( Слайд )
В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Д: На тракторе работает тракторист. ( Слайд )
В: Вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно что делать?
Д: Когда землю вспахали, можно сеять.
В: В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером слева направо. ( Слайд )
В: Давайте представим себе, что мы сеятели. Как вы думаете, какая должна быть погода?
Д: Погода должна быть хорошая, безветренная.
В: Почему?
Д: Чтобы семена не относило в одну сторону.
В: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, что солнце и дождь в меру и песенку пели:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Это было раньше так.
В: А сейчас что цепляют к трактору?
Д: К трактору цепляют сеялку. (Слайд)
В: И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.
Психогимнастика
В землю зёрнышко упало (приседают )
Прорастать на солнце стало ( руки над головой ладошки вместе )
Дождик землю поливал ( встряхивание кистями рук )
И росточек подрастал ( медленно встают )
К свету и теплу тянулся ( встать на носочки )
И красавец обернулся ( руки на пояс, повороты вправо влево ).
В: Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотое. ( Слайд )
Д: Стихотворение
Котик – кот,
Иди к доске,
Расскажи о колоске.
Котик: Колосок, мои друзья
Он усатенький, как я.
Работы детей, которые они сделали после чтения и драматизации «Колосок».
В: Пришло время убирать хлеб с поля. Раньше это делали так: мужчины брали косы, женщины серпы. Колосья срезали вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба. (Слайд )
В: Не гром грохочет, не пальба
Идёт грохочет молотьба.
Давайте постараемся проговорить чистоговорку.
Чистоговорка «Ч»:
Чу –Чу –Чу - я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга )
Чу –Чу –Чу - жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями )
Чу –Чу –Чу - муку получу ( щёлкают пальчиками )
Ач –Ач –Ач - испеку калач ( «пекут пирожки» - то одна рука сверху, то другая )
Чо –Чо –Чо - в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди )
Ачики –Ачики - вкусные калачики ( хлопают в ладоши )
В: Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на поля убирать урожай?
Д: Убирать урожай на поля выходит зерноуборочные комбайны. ( Слайд )
В: Кто работает на комбайнах?
Д: На комбайнах работают комбайнёры. (Слайд )
В: Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор, где сушат и очищают семян сорняков.
В: Потом зерно попадает куда?
Д: Зерно попадает на мельницу или на мукомольный комбинат. ( Слайд )
В: Кто там работает?
Д: Там работает мельник или мукомол. ( Слайд )
В: Там из зерна мелют муку. Какую?
Из ржи - ржаную (Слайд )
Из пшеницы - пшеничную ( Слайд )
Из овса - овсяную ( Слайд )
Из ячменя - ячменную ( Слайд )
Из кукурузы - кукурузную ( Слайд )
Из гречи - гречневую ( Слайд )
В: Куда дальше повезут муку?
Д: Муку повезут на хлебозавод.
В: Может быть кто – то из вас знает, какие хлебозавод нашего города вы знаете?
Д: В нашем городе хлебозавод «Каравай», « Хлебный дом», « Арнаут».
В: Давайте поиграем в игру « Не ошибись». По заданной схеме, нужно доехать до места назначения, а место назначения «Хлебозавод». Кто желает, пожалуйста. (руль ). 3 схемы. Музыка.
В: Муку вывезли на хлебозавод, где испекут много разнообразной продукции. Давайте и мы поможем печь.
Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )
Из пшеничной из муки
Испекли мы пироги ( пекут )
Плюшки, пряники, печенье
Кексы, торты, калачи ( загибают пальчики )
Булки, бублики, баранки ( произносят медленно )
И достали из печи ( одновременно протягивают обе руки )
Вот румяный каравай ( соединяют руки в каравай )
Приходите к нам на чай ( поклон от груди ).
В: Давайте покажем, что мы пекли. ( фотографии с детскими работами ).
В: Дети, прохлопайте слова: ба – ран –ка, суш – ка, пи –рог. Определите самое длинное слово, самое короткое. Назовите гласные звуки в слове баранка, хлеб.
В: Послушайте внимательно текст и назовите слова – родственники, слова –звучащие одинаково.
Я у мамы не нахлебник, в магазин схожу за хлебом.
Захвачу и хлебный квас, два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу, затем маму подожду.
Хлебушка кусок отрежу, маму чаем угощу.
Д: Нахлебник, хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек.
В: Какие слова – родственники вы ещё можете назвать?
Д: Хлебороб, хлебопечь, хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, хлебобулочные, хлебоуборочный.
В: Анализ слова « сушка». Обычно схему мы выкладываем фишками на стол, а сегодня это будет на экране.
В: Назовите слова которые начинаются на слог « су».
Д: Сухарь, сумка, суфле, сутки, сумерки, сурок, сундук, суп, суслик.
В: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Д: Он пахнет полем, печкой, небом, а главное работой пахнет, хлебом.
В: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времён к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.
От слова «ЖИТЬ» народ произвёл название ржи и пшеницы - ЖИТО.
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
В: Закончите предложение: Я знаю, что хлеб - наше богатство, поэтому я …. …. …. …. .
Примерные ответы:
- Беру столько, сколько съем.
- Не бросаю на землю, на пол.
- Хлеб всегда доедаю. Старые люди говорят, что оставляя кусочек, оставляешь своё здоровье.
В: Ребята, давайте спросим у наших гостей, как они закончат предложение.
Сценка.
БУЛКА.
Три паренька по переулку,
Играя будто – бы в футбол.
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой. ( С.Михалков )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-507711-1434043306.jpg)
конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел" в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему "Откуда хлеб пришел"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1071438-1609509817.png)
конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел"
конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел"...
Конспект занятия по окружающему миру "Откуда хлеб пришел"
Конспект по окружающему миру в средней группе ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-681649-1444202933.jpg)
Конспект занятия в логопедической группе «Откуда хлеб пришел»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-1222384-1585206923.jpg)
Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Откуда хлеб пришел к нам?»
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-1348593-1644260556.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришел?"
Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю возникновения хлеба;Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания ...