конспект занятия в детском саду"Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Комарова Ирина Яковлевна

                                                                                                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_khleb_prishyol.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Непосредственная  образовательная деятельность

С детьми подготовительной группы

« Откуда хлеб  пришёл».

Образовательные области  «Коммуникации»

Цель:   Воспитывать   у  детей бережное  отношение  к  хлебу, благородное   отношение  к  труду   людей,  участвующих  в  выращивании  хлеба.

Задачи:

-  Познакомить  с  различными  профессиями  и  техникой,  уточнить  и  закрепить  представления   детей  о  выращивании  хлеба ( зерновых  культур);

-  Развивать  связную  речь  детей:  активизировать в  речи  прилагательные,  учить   образовывать  однокоренные  слова,  обогащать  словарь  прилагательными;  

-  Активизировать  словарь  детей  русскими  пословицами  и  поговорками;

- Координировать  речь  детей  с  движениями;

-  Развитие  памяти  и  слухового  внимания.

Предварительная  работа:

-  Экскурсия  на  кухню  в  день  выпечки  булочек;

-  Лепка  из  слоёного  теста;

-  Заучивание  стихов,  пословиц,  поговорок  о  хлебе;

-  Рассматривание  иллюстраций.

Ход  непосредственной  образовательной  деятельности.

В:   Дети,  сегодня  к  нам  пришли  гости,  давайте  поздороваемся.

Д:  Здравствуйте!

В:  С  давних  пор гостей  встречали  самым  дорогим  -  ХЛЕБОМ  С  СОЛЬЮ!  (Слайд )

Дети  водят  хоровод:

                        Для  гостей  любимых  наших,  испекли  мы  каравай,

                        Вот  такой  вишины,   вот  такой  нижены,

                        Вот  такой  ужины,  вот  такой  ширины,

                        Каравай,  каравай,  всем  здоровья  пожелай!!!

Дети  читают  стихи:

                Вот  он -  хлебушек  душистый,  вот  он -  тёплый,  золотистый.

                В  нём  здоровье  наше,  сила  в  нём  чудесное  тепло,

                 Сколько  рук  его  растило,  охраняло,  берегло.

                В  нём Земли  родимой  соки,  солнце  свет  весёлый  в  нём.

                 Уплетай  за  обе  щеки,  вырастай  богатырём!

В:  Давайте  подумаем  и  назовём  много  слов,  каким бывает  хлеб.

Д:  Ответы  детей:  вкусный,  мягкий,  белый,  чёрный,  свежий,  душистый,  ароматный,  аппетитный,  пахучий,  хрустящий,  витаминный,  зерновой,  самый  главный  на  каждом  столе.

В:  Хлеб  -  наша  главная  еда,  которую  нельзя  заменить  ничем  другим.  Про  него  с  уважением  говорят:  « Хлеб  всему  голова!»  (Слайд )

Дети  читают  стихи:

               У  народа  есть  слова:  « хлеб -  всей  жизни  голова!»

           Славится  он  первым  на  земле,  ставится  он  первым  на  столе.

В:  А  какие  пословицы  о  хлебе  знаете  вы?

Д:                        

  • Хлеб  на  стол, так  и  стол – престол.
  • Хлеба  ни  куска,  так и  стол -  доска.
  • Худ  обед,  если  хлеба  нет.
  • Гречневая  каша – матушка  наша.
  • Хлебушек  ржаной – наш  отец  родной.
  • Хочешь, есть  калачи,  не сиди  на  печи.
  • Хлеб  кушай  и  добрых  людей  слушай.
  • Хлеба  к  обеду  в  меру  бери,  он – драгоценность,  им  не  сори.

В:  Но  хлеб – это  не только  еда.  В  нём  труд  многих  людей.  Люди,  которые  взращивают  хлеб  называются  хлеборобами .  Родится  хлебный  каравай  на  широком  поле.

Дети  читают  стихи:

                 Хлеб  ржаной,  батоны,  булки  не  добудешь  на  прогулке.

                  Люди  хлеб  в  полях  лелеют,  сил  для  хлеба  не  жалеют.

Игра  « Назови  какое?»

  • Поле  с  рожью – ржаное; (Слайд )
  • Поле  с  пшеницей – пшеничное;  ( Слайд )
  • Поле  с ячменём – ячменное;   ( Слайд )
  • Поле  с  овсом – гречишное;  ( Слайд )
  • Поле  с  гречихой  - гречишное;  ( Слайд )
  • Поле  с  кукурузой -  кукурузное.  (Слайд )

В:  Выращивать  хлеб  помогают  сильные  машины.  Сначала  по  полю  пройдёт  трактор  с  плугом.   ( Слайд ) Что  трактор  делает  с  землёй?

Д:  Трактор  землю  пашет,  боронит. ( Слайд )

В:  Как называется  профессия  человека,  который  работает  на  тракторе?

Д:  На  тракторе  работает  тракторист.  ( Слайд )

В:  Вот  земля  стала  мягкой,  рыхлой.  Теперь  можно  что  делать?

Д:  Когда  землю  вспахали,  можно  сеять.

В:  В  старину  это  было  так:  к  этому  событию  готовились.  Мылись  в  бане.  Надевали  чистую  рубаху  и  с  лукошком  на  груди  выходили  в  поле.  В  лукошке  семена  пшеницы  или  ржи.  Вот  идёт  сеятель  по  полю,  набирает  полную  пригоршню  семян  и  через каждые  два  шага  разбрасывает  их  веером  слева  направо.   ( Слайд )

В:   Давайте  представим  себе,  что  мы  сеятели.  Как  вы  думаете,  какая  должна  быть  погода?

Д:  Погода  должна   быть  хорошая,  безветренная.

В:  Почему?

Д:  Чтобы  семена  не  относило  в  одну  сторону.

В:  Вот  и  надеялись  люди  на  хорошую  погоду,  что  солнце  и  дождь  в  меру  и  песенку  пели:

                     Дождик,  дождик  поливай,

                    Будет  хлеба  каравай

                   Будут  булки,  будут  сушки,  будут  вкусные  ватрушки.

Это  было  раньше  так.

В:  А  сейчас  что  цепляют  к  трактору?

Д:  К  трактору  цепляют  сеялку.  (Слайд)

В:  И  в земляные  борозды  ровными  рядами  упадут  зёрна.

                  Психогимнастика

         В  землю  зёрнышко  упало (приседают  )

        Прорастать  на  солнце  стало ( руки  над  головой  ладошки  вместе )

       Дождик  землю  поливал ( встряхивание  кистями  рук )

       И  росточек  подрастал ( медленно  встают )

       К  свету  и  теплу  тянулся ( встать  на  носочки )

      И  красавец  обернулся ( руки  на  пояс,  повороты  вправо  влево ).

В:  Всё  лето  зёрна  созревают  в  колосьях.  Поле  в  это  время  очень  красивое,  золотое.   ( Слайд )

Д:            Стихотворение

           Котик – кот,

          Иди  к  доске,

         Расскажи  о  колоске.

                     Котик:   Колосок,  мои  друзья

                                     Он  усатенький,  как я.

Работы  детей,  которые  они  сделали  после  чтения  и  драматизации  «Колосок».

В:  Пришло  время  убирать  хлеб  с  поля.  Раньше  это  делали  так:  мужчины  брали  косы,  женщины  серпы.  Колосья  срезали  вручную  и  собирали  в  снопы.  Когда  снопы  высыхали,  начиналась  молотьба.              (Слайд )

В:   Не  гром  грохочет,  не  пальба

      Идёт  грохочет  молотьба.

Давайте  постараемся  проговорить  чистоговорку.

Чистоговорка  «Ч»:

                 Чу –Чу –Чу -   я  зерно  молочу  ( дети  стучат  кулаками  друг  о  друга )

                 Чу –Чу –Чу -   жернова  кручу  ( потирают  ладони  друг о  друга  вращательными  движениями )

                 Чу –Чу –Чу -   муку  получу  ( щёлкают  пальчиками )

                 Ач –Ач –Ач -  испеку  калач  ( «пекут  пирожки» - то  одна  рука  сверху,  то  другая )

                Чо –Чо –Чо -  в  печке  горячо  ( то  вытягивают  руки  вперёд,  развернув  ладони  от  себя,  то  прижимают  их  к  груди )

                Ачики –Ачики -  вкусные  калачики  ( хлопают  в  ладоши )

В:  Так  было  раньше,  а  в  наше  время,  какая  техника  выходит  на  поля  убирать  урожай?

Д:  Убирать  урожай  на  поля  выходит зерноуборочные  комбайны.   ( Слайд )

В:  Кто  работает  на  комбайнах?

Д:  На   комбайнах  работают  комбайнёры.  (Слайд )

В:  Комбайны  срежут  стебли,  отделят  зёрна  от  колосков.  На  поле останутся копны  жёлтой  соломы,  а  зерно  погрузят  в  машины  и  увезут  на  элеватор,  где сушат  и  очищают  семян  сорняков.

В:  Потом  зерно  попадает  куда?

Д:  Зерно  попадает  на  мельницу  или  на  мукомольный  комбинат.  ( Слайд )

В:  Кто  там  работает?

Д:  Там  работает  мельник  или  мукомол.   ( Слайд )

В:  Там  из  зерна  мелют  муку.    Какую?

                          Из  ржи -   ржаную   (Слайд )

                          Из  пшеницы -   пшеничную   ( Слайд )

                         Из  овса -   овсяную   ( Слайд )

                         Из  ячменя -   ячменную    ( Слайд )

                        Из  кукурузы -   кукурузную   ( Слайд )

                        Из  гречи -   гречневую   ( Слайд )

В:  Куда  дальше  повезут  муку?

Д:  Муку  повезут  на  хлебозавод.

В:  Может  быть  кто – то  из  вас  знает,  какие  хлебозавод  нашего  города  вы  знаете?

Д:  В  нашем  городе  хлебозавод  «Каравай»,  « Хлебный  дом»,  « Арнаут».

В:  Давайте  поиграем  в  игру  « Не  ошибись».  По заданной  схеме,  нужно  доехать до  места  назначения,  а  место  назначения  «Хлебозавод».  Кто  желает,  пожалуйста.  (руль ).  3 схемы.  Музыка.

В:  Муку  вывезли  на  хлебозавод,  где испекут  много  разнообразной  продукции.  Давайте  и  мы  поможем  печь.

               Физкультминутка  ( пальчиковая  гимнастика )

         Из  пшеничной  из  муки

         Испекли  мы  пироги  ( пекут )

         Плюшки,  пряники,  печенье

        Кексы,  торты,  калачи  ( загибают  пальчики )

       Булки,  бублики,  баранки  ( произносят  медленно )

       И  достали  из  печи  ( одновременно  протягивают  обе  руки )

       Вот  румяный  каравай  ( соединяют  руки  в  каравай )

       Приходите  к  нам  на  чай  ( поклон  от  груди ).

В:  Давайте  покажем,  что  мы  пекли.  ( фотографии  с  детскими  работами ).

В:  Дети,  прохлопайте  слова:  ба – ран –ка,  суш – ка,  пи –рог.  Определите  самое  длинное  слово,  самое  короткое.  Назовите  гласные  звуки  в  слове  баранка, хлеб.

В:  Послушайте  внимательно  текст  и  назовите  слова – родственники,  слова –звучащие  одинаково.

                     Я  у  мамы  не  нахлебник,  в  магазин  схожу  за  хлебом.

                     Захвачу  и  хлебный  квас,  два  пакета  про  запас.

                     В хлебницу  весь  хлеб  сложу,  затем  маму  подожду.

                     Хлебушка  кусок  отрежу,  маму  чаем  угощу.

Д:  Нахлебник,  хлеб,  хлебный,  хлебница,  хлебушек.

В:  Какие  слова – родственники  вы  ещё  можете  назвать?

Д:  Хлебороб,  хлебопечь,  хлебозавод,  хлеборезка,  хлебосольный,  хлебобулочные,  хлебоуборочный.

В:  Анализ  слова  « сушка».  Обычно  схему  мы  выкладываем  фишками  на  стол,  а  сегодня  это  будет  на  экране.

В:   Назовите  слова  которые  начинаются  на  слог  « су».

Д:  Сухарь, сумка,  суфле,  сутки,  сумерки,  сурок,  сундук,  суп,  суслик.

В:  А  знаете  ли  вы,  чем  пахнет  хлеб?  Ломоть  ржаного,  трудового  хлеба?

Д:  Он  пахнет  полем,  печкой,  небом,  а  главное  работой  пахнет,  хлебом.

В:  Вот  какой  долгий  и  трудный  путь  хлеба  к  нашему  столу. Поэтому  нам  надо  очень  бережно  относиться  к  хлебу.  С  древних  времён  к  хлебу  относились  по  особому.  Его  сравнивали  с  золотом,  солнцем,  самой  жизнью.

От  слова  «ЖИТЬ»  народ  произвёл  название  ржи  и  пшеницы  -  ЖИТО.

Необходимо  всегда  всем  помнить,  чтобы  вырастить  урожай  зерновых  культур,  надо  много  трудиться,  любить  родную  землю,  ценить  труд  хлебороба.

В:  Закончите  предложение:      Я знаю,  что  хлеб  -  наше  богатство,  поэтому  я ….  ….  ….  ….  .

       Примерные  ответы:

  • Беру  столько,  сколько  съем.
  • Не  бросаю  на  землю,  на  пол.
  • Хлеб  всегда  доедаю.  Старые  люди  говорят,  что оставляя  кусочек,  оставляешь  своё  здоровье.

В:  Ребята,  давайте  спросим  у  наших  гостей,  как  они  закончат  предложение.

Сценка.

                                                     БУЛКА.

                           Три  паренька  по  переулку,

                           Играя  будто – бы  в  футбол.

                           Туда – сюда  гоняли  булку

                           И  забивали  ею  гол.

                                         Шёл  мимо  незнакомый  дядя,

                                         Остановился  и  вздохнул.

                                         И,  на  ребят  почти  не  глядя

                                         К  той  булке  руку  протянул.

                            Потом,  насупившись  сердито

                            Он  долго  пыль  с  неё  сдувал

                            И  вдруг  спокойно  и  открыто

                           При  всех  её  поцеловал.

                                         -  Вы  кто  такой? -  спросили  дети,

                                         Забыв  на  время  про  футбол.

                                         -  Я  пекарь! -  человек  ответил

                                         И  с  булкой  медленно  ушёл.

                              И  это  слово  пахло  хлебом

                              И  той  особой  теплотой.     ( С.Михалков )

       

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел" в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему "Откуда хлеб пришел"...

конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел"

конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел"...

Конспект занятия по окружающему миру "Откуда хлеб пришел"

Конспект по окружающему миру в средней группе ДОУ...

Конспект занятия в логопедической группе «Откуда хлеб пришел»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь...

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Откуда хлеб пришел к нам?»

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришел?"

Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю возникновения хлеба;Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания ...