Развитие связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ошлакова Валентина Михайловна

 

Представлена  система работы по развитию связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_skazkoy.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Ошлакова Валентина Михайловна

МДОУ «Детский сад№8 комбинированного вида»

город Гатчина

 


Развитие  связной  речи  детей

с  общим недоразвитием речи  

через  организацию  образовательной  работы

по  русским  народным  сказкам

         

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его устной связной речи. В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ОНР все-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта своей работы и работы своих коллег знаю, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

III уровень развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Работа по развитию правильной речи является важной предпосылкой полноценного развития и благополучной социальной адаптации личности.

Принципы образовательной и коррекционной работы.

1. Принцип личностно-ориентированной модели обучения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в  центр всей  дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

Личностно-ориентированные технологии – это атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества с самореализации личности.

Акцент цели:

- развивать индивидуальные познавательные способности каждого    ребенка;

- максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребенка;

- помочь личности познать себя и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

В своей работе я использую следующие способы стимулирования творческой активности:

- обеспечение благоприятной атмосферы: доброжелательность, отсутствие критики в адрес ребенка;

- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его речи и любознательности;

- поощрение высказывание оригинальных идей;

- обеспечение возможности для упражнения и практики;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Я стараюсь использовать правила:

- не заниматься наставлениями, помогая детям действовать самостоятельно;

- не сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;

- учу прослеживать межпредметные связи;

- помогаю детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Свою задачу я вижу в том, чтобы не подавлять природу ребенка, являясь, по сути, его скульптором, поэтому  тактика общения с детьми - сотрудничество. Зная индивидуальные особенности, интересы, способности каждого ребенка, я тщательно отбираю те задания, которые ориентированы именно на него, не завышая и не занижая его возможности, учитывая возрастные особенности, симптоматику, причины, механизмы речевой патологии. Результаты работы воспитателя не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому, что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Что оправдано зоной ближайшего развития детей, то есть теми умениями, которые под силу освоить детям данной возрастной группы.

Оценка деятельности ребенка всегда носит положительный характер, даже в том случае, когда задание не выполнено или выполнено неправильно. В этом случае я предлагаю свою помощь, и сложное задание выполняется вместе. Мною введена система поощрения в виде наклеек, смайликов, поощрительных призов. Таким образом, у ребенка появляется уверенность в собственных силах, стремление довести начатое дело до конца.

Гуманное отношение к личности воспитанника, предъявление посильных требований к ребенку и уважение его прав и свобод — залог успеха ребенка.

2. Здоровьесберегающий принцип.

Дети – это наш вклад в общество будущего, от их здоровья будет зависеть уровень благосостояния и стабильности России на долгие годы вперед.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделать его сначала крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо.

В последние годы количество относительно здоровых детей резко уменьшается.(30% -9,5млн.детей) Число детей инвалидов за последние пять лет выросло в шесть раз.

Работая с таким количеством больных детей, воспитатель должен отдавать себе, отчет в том, что, прежде всего он является для ребенка центральной фигурой образовательного процесса, что именно он в состоянии сделать для здоровья дошкольника больше чем врач. Это не значить, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Воспитатель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерб здоровью ребенка,  поэтому в своей практической деятельности часто использую логоритмику. Логоритмика - система физических упражнений, построенная на связи движений с речью. Особенность логоритмики состоит в том, что музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Логоритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, перенапряжение мышечного тонуса детей, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Использую сказки, способствующие развитию всех сторон речи, а также активизации психических процессов. Они могут быть артикуляционные, пальчиковые, фонетические и др. Для постановки сказок использую различные виды театров.

3. Принцип «Обучение - через игру».

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен существования. Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ребенку поверить в свои силы, а нам воспитателям дает возможность обучать детей, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности и сохраняя здоровье  дошкольников.

Основным направлением моей работы является развитие связной речи. Я стараюсь, чтобы обучение было воспринято с радостью и интересом детьми.

Верным помощником в данном случае является игра и сказка. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра включает в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся.

Игра может быть прекрасным коррекционным инструментом. Игры по сюжету сказки помогают выработать чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. В то же время игры отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, в течение занятия применяю словесные, наглядные, практические игры.

Большое значение придаю подвижным играм. Ведь чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Организация предметно-развивающей среды в группе. Работа                   с детьми проводиться в группе, которая соответствует принципам построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: принципу дистанции/позиции при взаимодействии; принципу активности/самостоятельности, творчества; принципу стабильности/динамичности развивающей среды; принципу комплексирования и/гибкого зонирования; принципу индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка; принципу учета возрастных особенностей детей.

Предметно-развивающая среда группы отвечает современным требованиям. Удобные шкафы дают возможность детям подойти и взять игрушку, игру, обводку, мозаику, конструктор. Большой ковролин на стене, с дополнительным набором  героев сказок, деревьев, птиц, зверей, людей, игрушек позволяет детям самостоятельно создавать композиции на любую лексическую тему. Стена творчества позволяет оставить рисунок по изучаемой сказке или стать участником конкурса «Нарисуй свою сказку». Имена победителей можно найти на стенде «Звездочки недели». Предметно - развивающая среда постоянно меняется, и дети стараются отметить эти изменения. Ковер на полу позволяет провести игры на релаксацию с использованием аудио записи: шум дождя, пение птиц, шум ветра, моря. В группе есть специально оборудованный речевой уголок, большое настенное зеркало, зеркала для индивидуальной работы;   разрезная азбука и настенная, кассы букв (индивидуальные), учебно-методические пособия по всем лексическим темам, настольные игры по сказкам, игрушки, конструкторы, магнитная и меловая доска, шкафы для пособий, стол, стулья, песочные часы, секундомер, магнитофон, набор аудиокассет, дисков.

Вся группа поделена на несколько развивающихся зон. В спортивной зоне дети имеют возможность полазить, покачаться на качелях, повисеть на кольцах. Дошкольники любят проводить время в уголке творчества, где они могут лепить, рисовать, клеить, вырезать, конструировать. Уголок живой природы был оборудован с помощью родителей и детей. Гордость нашей группы театральный уголок, сказочная комната.

Оздоровительная работа.

Одно из направлений деятельности нашего детского сада - работа по экологической оздоровительной программе «К здоровой семье через детский сад» (директор Коваленко B.C.).

Цель программы - улучшить здоровье детей и родителей совместными усилиями, обеспечивая воспитание здорового ребенка в здоровой семье на различных этапах его жизни.

Сотрудничество с семьей.

В работе с родителями я использую традиционные и нетрадиционные методы: анкетирование, консультации, открытые мероприятия. После первичного обследования детей, родители знакомятся с результатами логопедической, психологической, педагогической диагностики. Рассматривая продукт детской деятельности, родители видят проблемы и успехи ребёнка.

Для активизации и систематизации коррекционной работы за каждым ребенком закреплена логопедическая тетрадь. В конце недели тетрадь отдается родителям, для того чтобы они могли повторить с детьми пройденный материал, а также увидеть динамику коррекционной работы.

Через индивидуальную тетрадь родители получают информацию о том, чем занимался ребёнок, с каким новым материалом он познакомился, что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения. Важно отметить, что у родителей есть право самостоятельно решить повторить с ребёнком пройденный материал, выполнить задание, которое вызвало затруднение, или доверить педагогу и специалисту решить проблемы ребёнка. Главное, что родители знают чему и как учат, развивают, и воспитывают ребёнка в ДОУ. Я использую рекомендации для родителей: сходить в осенний парк, собрать красивые листья и узнать с какого они дерева, посетить зоопарк и рассмотреть повадки диких зверей, познакомиться с детёнышами, понаблюдать, как «мамы» ухаживают за своими малышами, провести выходной день в центре города и запомнить самые достопримечательные места.

Удачным и эффективным приёмом является своеобразная информация для родителей: «Почта одного дня», открывая шкаф для одежды ребёнка, родители на дверке в прозрачном кармане видят маленький листочек с информацией: «Радуемся вместе с Вами у Кати появился звук Р, напоминайте Катюшке, чтобы она произносила звук Р в словах. Спасибо!» Или: «Огорчаемся вместе с Вами, т.к. Коля не может самостоятельно завязывать шнурки». Если родители знакомятся с отрицательной информацией, то обязательно после определённого срока появляется положительная, отмечается, что Коля научился сам завязывать шнурки: «Мы рады успехам…. Спасибо за сотрудничество и помощь!».

Родители, в свою очередь, имеют возможность в любое время посещать занятия: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, присутствовать на любых режимных мероприятиях, участвовать в подготовке к праздникам, развлечениям.

Открытые занятия помогают родителям не только познакомиться с содержанием работы воспитателя, учителя-логопеда, но и увидеть, как ребёнок «работает» в коллективе, сравнить его с другими детьми, оценить его деятельность. Открытые дни предполагают посещение родителей ДОУ, у них появляется возможность посетить любое занятие, получить консультацию о развитии ребёнка не у педагогов и специалистов, но и у врача дошкольного учреждения.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована и скоординирована моя работа, работа  учителя-логопеда и родителей.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Я, решая общеобразовательные задачи, формирую у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях, способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений.  

Актуальность темы и обоснование ее выбора

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми  ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации, а также отсутствие социально-бытовых условий жизни у многих моих воспитанниках, тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

И это побудило меня создать свою систему обучения связной устной речи детей с ОНР.

Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, а  работа по русским народным сказкам  помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания) намного быстрее.  Педагоги с удовольствием используют сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми, наиболее эффективной в раннем возрасте. Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы для углубленной работы: «Развитие связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам».

Особенности формирования связной речи детей

старшей группы с ОНР.

Программа развития связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

В старшей группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи разделено поквартально и идет по трем основным направлениям:

  1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом  сложных конструкций.
  2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

  • рассказы детей по готовому образцу;
  • рассказы по восприятию;
  • рассказы по памяти;
  • рассказы по воображению.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
  • Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • Последовательность;
  • Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
  • Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

Культура изложения в широком смысле слова:

  • правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
  • интонационная выразительность речи,
  • достаточная громкость,
  • отчетливость произношения.

Формы организации обучения связной речи в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть различными. Использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.


Система работы по формированию и развитию связной речи

у детей с ОНР через организацию образовательной работы                                     по русским народным сказкам.

Цель: разработка системы коррекции и развитие связной речи детей                    с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что русские народные сказки являются эффективным средством связной речи дошкольников 5-7 лет.

Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  • провести диагностику речи детей старшей группы до эксперимента;
  • разработать систему работы по формированию и развитию связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам;
  • провести диагностику связной речи детей после проведения работ;
  • описать опытно-методическую работу по сказкам с детьми старшей группы;  
  • сделать выводы и выработать рекомендации для родителей по повышению уровня развития связной речи детей.

Прежде чем приступить к работе по развитию связной речи,                                я определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала, наметила последовательность чтения сказок в течение года.

Задачи, которые я ставила в своей работе с детьми по развитию связной речи:

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

- воспитывать  любовь к русскому народному творчеству через сказки.

Реализация поставленных задач по разработке системы коррекции и развития связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам проходило в соответствии с намеченным планом работы.

Диагностика связной речи у дошкольников с ОНР (на примере рассказывания по серии сюжетных картин) (отрывок)

 Организация исследования:

Обследование проводилось в МДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» города Гатчина.

Объект исследования: дети старшей группы компенсирующей направленности по программе V вида.

Было обследовано 12 детей с общим недоразвитием речи .

Цель:

Выявить особенности (специфику развития) устной связной речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. определить особенности развития устную связную речь детей с ОНР

2. Выявить уровень речевого развития

Методика изучения связной речи:

Детям предлагают внимательно послушать сказку и перессказ. Рассказы фиксируются (диктофон, запись в журнале) и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления. При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на содержание картинки, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Подбираю картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения. Рассказы фиксируются и анализируются по следующим показателям: цельность, связность, наличие основных структурных элементов, объем словаря, синтаксическая структура, плавность. Результаты заносят в таблицу.

 Речь оценивается по следующим параметрам:

1. Целостность – единство темы;

2. Последовательность и структурное оформление;

3. Связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

4. Развернутость рассказа – его объем измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

5. Самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

6. Плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка – 12 баллов (условно):

  • 2 балла – правильное воспроизведение, последовательное и точное построение сказки; наличие разных типов предложений; отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное рассказывание;
  • 1 балл – отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок; преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок;
  • 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Ориентируясь на обособленную оценку указанных в методике качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей:

12 баллов – высокий уровень (красный);

больше 6 баллов – средний уровень (зеленый);

меньше 6 баллов – низкий уровень (желтый)

Подготовка исследования.

За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Теремок» без показа иллюстраций.

Проведение исследования.

Исследование проводили индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Теремок». Установка на пересказ не давалась.

Выводы об уровне развития  старшей группы:              

Высокий уровень (к) - 1 ребенок (8,3%)

Средний уровень (ж)- 4 ребенка (33,35%)

Низкий уровень (з) - 7 детей (58,35%)

Формирующий эксперимент:

Ориентируясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и после проведения диагностики, с помощью которой выявили развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи по средствам сказок.

Цель: доказать, что русские народные сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Начиная работу со сказками, я поставила перед собой задачи:

- большое внимание уделять выбору сказок, символам, сюжетам, которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе;

-продумать и создать схему работы по сказкам;

-создать благоприятную эмоциональную атмосферу;

-создать систему блочного планирования с  использованием художественно-речевого материала сказок;

- разработать игры по сказкам  и показать сказку;

Перспективный план работы по сказкам

месяц

Сказки

сентябрь

           «ГУСИ ЛЕБЕДИ»

      р.н.с. обраб.АН. Толстого

октябрь

«МАША И МЕДВЕДЬ»

р.н.с. обраб.  М. Булатова

ноябрь

«ЗАЯЦ  ХВАСТА»

р.н.с. обраб.  О. Капицы

декабрь

«ЛИСА  И ЗАЯЦ»

р.н.с.

январь

«ЛИСИЧКА  СО  СКАЛОЧКОЙ»

р.н.с. обраб.  М. Булатова

февраль

«ЗИМОВЬЕ»

р.н.с. обраб.  И. Соколова Миштова

март

«СМОЛЯНОЙ-БЫЧОК»

р.н.с

апрель

«ХАВРОШЕЧКА»

      р.н.с. обраб.АН. Толстого

май

«У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»

р.н.с.

           


Схема работы по сказке.

Разыгрывание сюжета        

сказки


Работа проводилась на протяжении 16 месяцев с сентября 2008 г. по март 2010 г. по перспективному плану, (из опыта работы)

Всего было проведено 64 занятия, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли собой работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

Перспективное планирование работы по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Темы занятий

Программные задачи

Приёмы и методы работы

Работа вне занятий

1.

Знакомство детей со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
  • Уточнить понимание значения слов и выражений: ведьма, мочи нет, хоромы.
  • Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к людям и чувство сострадания к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.
  • Чтение.
  • Вопросы по содержанию сказки.
  • Чтение эпизодов по выбору детей.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • •Вечер «Загадок» вместе с родителями.
  • Пословицы: «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен».
  • Чтение «Верблюжья варежка» Г.Снегирёв.
  • Разучивание присказки.
  • Экскурсия на домашнюю ферму (наблюдение за козой).
  • Творческая игра на составление сценок «Ферма».
  • Спортивно-театрализованное представление «Сказки - гости зимы» совместно с родителями.
  • П/игра «Найди по следу», «След в след»

2.

Анализ

содержания

сказки.

  • Учить детей делать выводы.
  • Привлечь внимание детей к описанию внутреннего состояния героев сказки.
  • Дать мотивированную оценку персонажам.
  • Беседа.
  • Чтение       отрывков из сказки.
  • Вопросы по описанию героев.
  • Игра- драматизация,
  • Игры-забавы: «Мыльные пузыри», «Жмурки в пруду».
  • Выставка поделок по сказке.
  • Д/игры: «Собери коврик», «Укрась кокошник».
  • Чтение сказки Н. Сладков «Медведь и Солнце».

3.

Знакомство с репродукцией В.М. Васнецова «Алёнушка».

  • Учить рассматривать сюжетную картину.
  • Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях.
  • Обратить внимание детей на яркость и образность картины.
  • Вызвать у детей сопереживание к Алёнушке.
  • Рассматривание картины.
  • Вопросы к детям.
  • Упражнения на подбор образных выражений.
  • Рассказ воспитателя.
  • Придумывание названия картины и его объяснение.
  • Выставка детских рисунков по сказке.
  • Беседа детей с руководителем Изостудии.
  • Рассматривание репродукции в книжном уголке.
  • Экскурсия на выставку в музей
  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

4.

Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Алёнушка».

  • Учить составлять описательный рассказ по репродукции, высказывать своё отношение к ней.
  • Активизировать применение сложноподчинённых предложений, использование сравнений и эпитетов.
  • Рассматривание картины.
  • Вопросы к детям.
  • Рассказы детей.
  • Составление рассказов по картине.
  • Д/игра «Узнай, что изменилось».
  • Оформление книжки «Наша Алёнушка» с детскими рассказами.
  • Беседа «Быт крестьянской семьи».


В работе использую  свои игры по сказкам, которые апробированные  в практической деятельности.

МОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ

Дидактическая задача.  Учить узнавать сказки по чёрно- белому  изображению.

Уметь её рассказать

Игровые правила. Тот, кто узнал своего героя, получает цветное изображение  

Игровые действия. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.

НАЗОВИ  СКАЗКУ

Дидактическая задача. Учить детей узнавать сказку по иллюстрациям.

Уметь её рассказать.

Игровые правила.  Вспомнить героев сказки, описать характер героя. 

Игровые действия.  Выигрывает тот, кто первым узнал сказку по иллюстрации.

ЧТО ГЕРОЙ СКАЗКИ РАССКАЗАЛ О СЕБЕ?

Дидактическая задача.  Учить детей умению описывать героев из сказки, выделяя их наиболее характерные особенности; развивать связную речь, уметь внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ. 

Игровые правила. Вынимать  героев из сказки по одной из коробки; рассказывать всё об герое, что знаешь и видишь  (другие дети дополняют).

Игровые действия.  Поиск предмета, который описали дети.

 Кто первым нашел, тот берёт следующую игрушку для описания.

КТО СКОРЕЕ СОБЕРЁТ?

Дидактическая задача.  Учить детей группировать героев из определённой сказки, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровые правила. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт всех героев.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд

Диагностика детей после проведения работы

по развитию связной речи

Диагностика детей проводилась при помощи той же методики.                     В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 5 детей (41,65%)

Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%)

Низкий уровень (Н) — 0

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития: дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными выразительными ответами. В своей речи стали использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

Таким образом, система работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР, построенная на учете механизма нарушения, использование разных форм языка в разных видах деятельности приводит к существенным позитивным изменениям в структуре сложного дефекта.

Опытно – методическое описание работы по сказкам

с детьми старшей группы.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления  о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.  Сказки позволяют ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Давайте  рассмотрим некоторые сказки. Остановимся только на двух видах занятий: чтение и рассказывание.

Сказка «Рукавичка» очень похожа на сказку «Теремок», которую дети уже знают, и надо только ее напомнить им за несколько дней до занятия. На занятии работа ведется в сопоставлении этих двух произведений. Основная задача — привлечь  внимание детей к словам, характеризующим персонажей (мышка-нарушка, поскребушка); приучить детей перечислять все персонажи сказки; при составлении мелодии находить заместителей с учетом размера персонажей; подчеркнуть дружеские взаимоотношения зверей.

Занятие можно начать с чтения отрывка из сказки Теремок, затем поставить вопрос: из какой сказки этот отрывок? На основе содержания отрывка дети отгадывают название сказки и отвечают на вопрос: кто жил в теремке?, рассматривают иллюстрации к сказке «Рукавичка», рассказывают ее.

Затем дети моделируют сюжет сказки, работая с раздаточным материалом. На каждого  ребенка приготовлена рукавица и круги разного размера. Воспитатель на фланелеграфе выкладывает фигуры животных, а дети находят у себя кружки соответствующего размера. По ходу выкладывания ведется диалог между «жителями рукавички и персонажами сказки, которые подходят к рукавичке (между детьми и воспитателем). На вопрос, кто приходил в рукавичку, важно перечислить всех героев сказки. После вопроса, какие они, что про них можно сказать, подчеркивается мысль, что, хотя все  меньше оставалось места в рукавичке, все звери разместились, так как они были дружными; «в тесноте, но не в обиде», как учит русская народная пословица.

Закончить занятие можно игрой «Кто внимательный?» Воспитатель читает отрывки из  сказок «Теремок» и «Рукавичка», а дети узнают их по содержанию.

Сказка «Лиса и козел» (обр. О. Капицы). О том, что лиса хитрая, дети знают, но в чем проявилась ее хитрость во всех знакомых им сказках («Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»), они объяснить не могут, так как мотив ее сладостных речей в них скрыт. В этой же сказке наглядно видно поведение лисы: «зазевалась и упала в колодец... Сидит лиса, горюет... В колодце не утонешь, а выскочить — не выскочишь». На вопрос козла: Что ты там делаешь?, отвечает: «Отдыхаю». Вопросы: почему лиса сказала неправду? для чего она пригласила козла в колодец? — позволяют воспитателю показать детям изворотливость лисы.

Детям трудно запомнить путь лисы из колодца: «Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца». Помочь детям в этом можно, используя прием обыгрывания. Каждому дается кубик, открытый с одной стороны (колодец), фигура козла с большими рогами и оранжевая полоска — условный образ лисы. Воспитатель повторно рассказывает сказку, а дети ее обыгрывают. Под особый контроль воспитатель берет те отрывки произведения, где раскрывается выход лисы из колодца и движение козла по дороге: «...головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает».

Закончить занятие можно чтением отрывка из сказки «Колобок» с постановкой вопроса: как лисе удалось обмануть колобка? Воспитатель делает вывод, что лиса в обеих сказках ведет себя одинаково: скрывает свои намерения и обманным путем достигает цели. В одном случае ей захотелось съесть колобок, и она попросила его сесть ей на мордочку, будто бы ей хочется послушать его песенку, а в другом — ей надо было выбраться из колодца, и она сказала козлу, чтобы тот прыгнул к ней. А как лиса выбралась из колодца, дети могут рассказать сами.

При ознакомлении детей со сказкой «Два жадных медвежонка» им следует показать доверчивость медвежат; обратить внимание на красоту леса, в котором жила медведица: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес, в самой его чаще жила старая медведица и два ее сына». Затем воссоздать тот момент, когда медвежата нашли сыр:

— Э, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.

— А мне и того пуще! сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли и шли, покуда не набрели на большую круглую головку сыра».

Чтобы дети полнее представили эту картину, целесообразнее использовать прием устного рисования: «Что бы ты нарисовал?» или в виде игры «Что приснилось?». И в том и другом случае дети, выслушав отрывок, называют предметы с их характеристикой (два мишутки один меньше, а другой чуть больше шли по дороге, склонив головы вниз, тихо разговаривали о том, что они хотят есть, и вдруг — перед ними сыр).

На примере этой сказки можно показать детям подход к характеристике персонажа. Так о медвежатах дети судят только как о жадных. Но в их поступках есть и нечто хорошее: «Когда медвежата выросли, решили пойти по белу свету искать счастья. Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней...»

Воспитатель спрашивает: «Хорошо или плохо поступили медвежата?» И после ответов ребят читает текст дальше: «Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом...»

Чтобы дети ответили на вопрос, как менялось настроение медвежат, воспитатель напоминает эпизоды сказки (расставание с мамой-медведицей, счастливая находка, обман лисы). Лишь после такой работы над текстом можно ставить вопрос о том, плохие или хорошие поступки совершили медвежата.

Представление о лисе у детей начинает складываться еще в начале занятия, когда воспитатель уточняет, какие сказки они знают про лису, как обмануты  были колобок и козел. По ходу рассказывания сказки, в тот момент, когда лиса предлагает медвежатам поделить сыр, после слов «Какая же это беда...» можно поставить перед детьми вопрос: вы бы поверили лисе? Ответы детей покажут воспитателю, во-первых, насколько вводная беседа позволила создать у них обобщающий образ лисы, а во-вторых, помогут оттенить доверчивость медвежат. В коварстве лисы дети убедятся еще в том случае, если воспитатель найдет нужные интонации при чтении отрывка о дележке сыра.

Небольшая по объему сказка « Лисичка со скалочкой» как бы делится на две части: первая — «Успех лисы» и вторая — «Расплата». Это позволяет воспитателю поработать с каждой частью в отдельности и вместе с детьми придумывать название каждому отрывку.

В первой части сказки три раза повторяется одна и та же ситуация: лисичка приходит в деревню, стучится, просится переночевать. Её вначале не пускают, но она обещает вести себя довольно скромно: «Лягу на лавочку, хвост под лавочку, а скалочку (курочку, гусочку) под печку». Но затем хитрая лиса идет на обман: сжигает скалочку, съедает курочку, гусочку и требует что-то взамен. Но обмануть человека ей не удается. Во второй части сказки лиса пугается, становится озлобленной и совершает безрассудный поступок — выбрасывает собственный хвост собакам.

Коварство и трусость лисы напоминают нам ее поступки в сказке «Заюшкина избушка». Занятие можно начать с чтения отрывка из этой сказки: «Пришла весна, у лисы избушка растаяла, и она просится к зайчику:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц пустил лису к себе во двор. На другой день она опять просится:

— Пусти меня, заюшка, в избушку  погреться!»

Воспитатель задает затем  вопросы: из какой это сказки? Что лиса с заюшкой сделала? Кто помог зайке выгнать лису из его избы? Вспомните, что лиса ответила петуху, когда тот прокукарекал: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи!»      

  После ответов детей воспитатель добавляет: «доброго, слабого зайчика лиса выгнала из его избушки, но она труслива, боится сильных, испугалась, что петушок ее посечет косой, и ушла. Не всегда лисе удавалось обманывать других. Она обманула колобка, зайчика, козла, медвежат, а вот человека ей не удалось обмануть. Сейчас я вас познакомлю с новой сказкой, которая называется «Лисичка со скалочкой», в ней человек разгадал хитрость лисы и наказал ее».

По ходу рассказывания сказки можно поставить перед детьми 2—3 вопроса. Например, воспитатель рассказывает: «Рано утром лисичка встала...» и тут же: «Как вы думаете, что стала делать лисичка?» Выслушав ответы двух-трех детей, воспитатель продолжает рассказ. Вопрос «Как менялось настроение лисы» поможет детям связать события сказки.

При наличии книги с рисунками Ю. Васнецова к этой сказке необходимо часть занятия отвести рассматриванию иллюстраций.

Сказка «Колосок» показывает разное отношение персонажей к труду хлеборобов. Если петушок постоянно трудится, то мышата только играют. Перед занятием воспитатель проводит подготовительную работу с детьми: рассматривают колоски, зерно, муку, на кухне наблюдают, как готовят тесто, как пекут пирожки. В беседе с детьми воспитатель выясняет, как они помогают маме дома.

Для того чтобы дети представили события сказки в целом, им нужно задать два вопроса: «Что показывал петушок мышатам?» (колосок, зерно, муку, пироги) и «Что делал петушок?» (пел, мел двор, нашел колосок, отнес зерно на мельницу, намолол муки, замесил тесто, нарубил дров, затопил печь, напек пирожков).

Для развития выразительности детской речи можно обыграть заключительную часть сказки. Показать детям особенности сказочного жанра. Для этого следует рассмотреть иллюстрации, на которых петушок и мышата одеты как люди; вспомнить действия настоящего петушка и сказочного. Показав  детям две иллюстрации с изображением петушка (сказочного и реального), воспитатель ставит задачу — отгадать, про кого она читает: «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети  колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры».

В сказке «Гуси-лебеди» (в обработке М. Булатова) рассказывается о том, как родители поручили Машеньке присмотреть за маленьким братом. Девочка, хотя и потеряла брата, но приложила много усилий, чтобы найти его. Ей помогают волшебные силы печки, яблоньки, молочной реки. Однако помощь приходит только тогда, когда девочка начинает трудиться (рубит дрова и подбрасывает их в печку, стрясает яблоки с яблони, сдвигает в сторону камень в речке).

Для  воссоздания эпизодов сказки целесообразно взять два отрывка: «Избушка на курьих ножках. В той избушке сидит Баба-Яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет» и «Яблонька заслонила Машу с братцем веточками, гуси-лебеди покружились-покружились и не нашли их».

Чтобы показать вежливость, доброту, отзывчивость, смелость, трудолюбие и осторожность Машеньки, необходимо использовать чтение отрывков из всей сказки с постановкой дополнительных вопросов. Например, воспитатель читает: «Выбежала в чистое поле, глянула по сторонам, видит — метнулись гуси-лебеди, догадалась, что они унесли братца» и тут же задает вопросы: что про Машу можно сказать? Какая она? Что пережила? Затем снова читает отрывок из текста: «Подкралась Маша тихонько к избушке,  схватила братца и побежала домой...» и снова те же вопросы и т. д.

Только после анализа всех действий Машеньки по тексту сказки можно потребовать от детей исчерпывающую характеристику главного героя — Машеньки — с учетом того, что она делала, что пережила и какими нравственными качествами обладает. Если дети сами не справятся с этим заданием, воспитатель, выслушав двух- трех детей, может помочь им дать примерный ответ.

Вопросом: «Как вы понимаете эти выражения?» — можно привлечь внимание детей к свое образным оборотам русской речи, встречающимся в сказке: «ног под собой не чуять», «пуститься во весь дух», «крутой бережок», «темный лес», «покружились-покружились». При характеристике Маши обратить внимание детей на такие слова, как «ахнула», «кинулась», «бросилась», показывающие быстроту ее действий и внутреннее состояние.

Можно провести игру «Угадай, кто это говорит». Воспитатель приводит из текста отдельные высказывания:

— Скорей, гуси-лебеди, летите в погоню!

— Речка, речка, спрячь нас!

— Подбрось в меня дровец, тогда скажу.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели.

— Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону, тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

— Куда я покачусь, туда и ты иди!

Закончить занятие можно вопросом: что вам понравилось в сказке и почему? Ответы детей покажут воспитателю, что  оставило более яркое впечатление у детей — сюжет, главный персонаж, волшебство или выразительные средства языка сказки.

Все сказки планировались и готовились мною до занятия, с учётом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребёнка. Однако, нередко, при показе сказки, подготовленной заранее, мне приходилось изменять её содержание. Основанием для таких перемен являлась незапланированная реакция малыша. Во время демонстрации сказки со знакомыми персонажами, ребёнок мог спросить: «А где Волшебник?», попросить: «Сделай море», или предложить: «Давай спрячем  зверей в домик»

В ходе систематических занятий с детьми  6 летнего возраста, имеющими общее недоразвитие речи, я обнаружила, что с помощью проигрывания сказок можно корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

  • развивать фонематическое восприятие,
  • совершенствовать слоговую структуру слов,
  • автоматизировать вызванные звуки речи,
  • пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,
  • уточнять структуру предложений,
  • совершенствовать связные высказывания.

Вывод: для моих детей сказка + театральная деятельность = развитие связной речи.

Сначала необходимо было создать условие в группе для театральной деятельности. Для этого я сделала удобные ширмы, куклы для детской руки, декорацию для нескольких сказок, маски и атрибуты необходимые для сказочных персонажей.

В группе я организовала различные виды театров: театр рукавички, кукольный театр, теневой, пальчиковый театр, картинок, теневой театр, настольный.

На основе резиновых игрушек мы рассказывали сказки: «Маша и медведь», «Гуси - лебеди». Дети принимали активное участие в рассказывании и устройстве персонажей сказки, это способствовало развитию  связной речи,  первоначальных творческих проявлений.

Затем я сделала куклы картонные, объёмные, с подвижными руками. Мы с детьми обыграли сказку «Теремок». Творчество детей продолжалось и на занятиях других видах деятельности.

Я познакомила детей с простейшими приёмами кукловождения настольных кукол; вспоминали голоса, походку, характер каждого из персонажей. Дальше работала над тем, как показать выявленную черту характера того или иного героя. Пытались придумать историю о каком-то герое. Накопив определённый опыт, дети переносят его в самостоятельную театральную деятельность. Я часто пользуюсь пальчиковым театром, этот театр даёт возможность поиграть вместе с ребёнком. Играя, он овладевает ценными навыками общения.

После того, как дети освоили приёмы кукловождения, я решила попробовать постановку спектакля. Это были «Лиса и журавль», «Снегурочка». Для самостоятельной театрально-игровой деятельности в уголке ручного труда я создала условия для детей: расположила в доступном месте картонные заготовки для пальчикового театра, различные виды ткани, резинки. Дети имеют возможность сами изготавливать своих любимых персонажей, обыгрывают их. В самостоятельной творческой деятельности детей я стараюсь незаметно подсказать, направить творческую мысль детей в определённое русло. Дети пользуются развивающими играми по сказкам: «Назови сказку», «Собери сказку», «Расскажи о волке и лисе»

На каждом  занятии  по развитию речи формировалась диалогическая и монологическая речь, увеличивался словарный запас. Работая над дикцией, интонацией, темпом речи я использовала упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Птичий двор», «В лесу». Всё это хорошо тренируется и закрепляется на скороговорках и чистоговорках.

Для того чтобы речевая и  творческая активность продолжалась и дома, я старалась привлечь к этой проблеме и родителей. Они получали консультации, как изготовить куклы; оформила в уголке для родителей советы; приглашали их на спектакли, постановленные силами детей и родителей.

Выводы по работе и рекомендации родителям.

Результаты работы над темой наглядно отражены в диагностике: дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.

Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.

В своем опыте работы я достигла поставленные задачи и цели. Моя работа будет интересна воспитателям, логопедам, родителям.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений,т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать то что прочитали. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с комбинированного вида № 4 «Журавушка» Конспект занятия по развитию речи детей в первой младшей группе, с помощью театрализации русской народной сказки «Курочка Ряба»

Это одно из занятий, по развитию речи детей раннего возраста. Оно было составлено с учётом возрастных особенностей детей .Занятие прошло живо,интересно ,обогатив знания детей об окружающем нас мире....

Конспект занятия для старшей группы по теме «Развитие речи и творческих способностей через театрализованную деятельность» «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.Задачи: • Развивать устойчивый интерес детей к театральной дея...

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...