Вежливые слова.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Янтикова Дамира Мансуровна

Сценарий НОД "Вежливые слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova_zanyatie.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание.

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Образовательные:

1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  

2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;

3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;

4.  Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,  вызвать стремление употреблять их;

5. Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;

6. Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

1. Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;

2. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;

3. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

4. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитательные:

1. Воспитывать  внимание к собственной речи;

2. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

3. Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

Предварительная работа.

1. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»

2. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.

3. В вечернее часы разучили песню «Дружба».

Материалы.  Свеча,  зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый,  голубой;  персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках».

Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места.

 Беседа.

- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Доброе слово дороже богатства.

Доброе слово окрыляет

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Хорошие слова всегда к месту.

-Что общего в этих пословицах?

(Они говорят о слове)

- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«добрый день!» - кричу я вслед

Все идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Сообщение темы занятия

- Какие слова запомнили?

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

( «Волшебные слова» ).

Разговор о волшебных словах

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Давайте, разделим эти слова на группы.

- Их мы назовём:

Слова – приветствия  

 Слова-просьбы

 Слова – благодарности

  Слова – пожеланий

    Слова-извинения

  Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

 Просмотр презентации «Волшебные слова».

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные дети)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно                          

 Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                          

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.

В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,

- Какие слова  благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читают подготовленные дети)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,                            

За что сказали, сколько раз.

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

- Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.                              

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….

- Какие говорите  слова-прощания?

- Когда их говорят?

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами,  какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.

Упражнение «Презентации эмоций».

- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .

- Ребята как  вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?

Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»

Дети сортируют фасоль и горох.

Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?

Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете?  Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.

Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?  

Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

Дети выбирают, называют их качества.

Остаются отрицательные герои.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.

Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

Дети называют их отрицательные качества.

Воспитатель: Как им помочь исправиться?

Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.

Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.

Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.

Инсценирование сюжета.

«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.

- Ай-ай - (заплакала девочка).

На крик прибежала мама девочки.  Она посмотрела сурово.

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.

Мальчик с девочкой помирились.

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?

Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее было играть

Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?

Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.

Дети: Рассказы детей.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?Дети: Ответы.

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что».

Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.

Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?

Дети: Извиняться!

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»

Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе.

Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились?

Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.

Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.

Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.

Игра «Вежливость»

- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.

Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

- На столах  у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста,  на них то доброе дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Обсуждение рисунков детей.

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

● Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».

● Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.

● Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».

● Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».

● Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

  6. Закрепление

- Что нового  и интересного узнали сегодня?

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.

Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....

Вежливость. Вежливые слова

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окружающим....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Вежливость и вежливые слова».

Цель: формирование культуры общения.Задачи:- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.-  формировать у девочек и мальчиков умение общаться м...

Вежливые слова для ребёнка. Как воспитать ребёнка вежливым?

Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...

Конспект беседы в средней группе "Вежливость. Вежливые слова"

Конспект беседы в средней группе "Вежливость. Вежливые слова"...

Беседа с детьми «Вежливость. Вежливые слова»

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окр...

Развлечение во второй младшей группе "День вежливости и этикета, вежливые слова и хорошие манеры"

Цель мероприятия: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять ве...