Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ
статья по развитию речи на тему
Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух. Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте, так как это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому изучив литературу по театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что образовательные и воспитательные возможности её безграничны. Помогая осуществлять межличностное общение, она служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей, развивает артистические способности, воспитывает привычку к выразительной публичной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shakl_lider.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
"Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ"
Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух. Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте, так как это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому изучив литературу по театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что образовательные и воспитательные возможности её безграничны. Помогая осуществлять межличностное общение, она служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей, развивает артистические способности, воспитывает привычку к выразительной публичной речи.
Является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий, приобщает ребенка к духовным ценностям. Особенно благоприятно это сказывается на моих воспитанниках, посещающих группу компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Мой опыт работы нашел подтверждение в трудах выдающихся психологов и педагогов, отмечавших , что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится средством общения, мышления и планирования деятельности.
Что же меня привлекает в моей работе?
- Во-первых, знакомство с видами театра расширяет кругозор детей, обогащает и активизирует словарь, совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.
- Во-вторых, через перевоплощение в играх-драматизациях ребенок раскрепощается не только в речи, но в движениях, передавая голосом, мимикой и жестами образ персонажа.
- В-третьих, при плавном пении звуков, слов и песен, легче автоматизировать поставленные звуки, развить певческие способности.
Решая образовательные задачи, я обращаю внимание на то, как в процессе театрализации меняется отношение ребенка к самому себе, к сверстникам, какие эпизоды вызывают нравственно-эстетические переживания.
Работу по реализации задач строю поэтапно.
На первом этапе выявляю имеющиеся недостатки и намечаю пути коррекции коммуникативно – социального развития ребенка.
Расширение знаний об окружающем мире и обогащение словаря проходит на втором этапе, здесь же знакомлю детей с элементами творчества.
Совместно с ребенком отрабатываем чтение по ролям, диалоги, что подготавливает ребенка к реализации творческого потенциала.
В самостоятельной деятельности из всего багажа знаний дети выбирают наиболее приемлемые, интересные идеи, воплощают их, создавая свой художественный образ, самостоятельно выбирают мотивы и способы действия.
Учитывая основные педагогические принципы, стимулирую активность ребенка, применяя такие приемы, как выбор ситуации, незавершенный образ, неожиданность, проблемность, постановка дальней цели; индивидуально каждого ребенка вовлекаю в педагогический процесс, целостность которого обеспечивает интеграция театрализованной деятельности; механизм сценических игр состоит в определении ролей. Роль может раскрыть в ребенке творческий потенциал, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Исполняя роль от лица положительного героя, ребенок освобождается от негативных состояний, у него улучшается настроение, повышается жизненный тонус. Он регулирует свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Происходит коррекция нарушений в общении, формируется адекватное поведение, самооценка.
В рамках использования дополнительных функций, ребенок приобщается к общечеловеческому и региональному опыту, развивается образное и абстрактное мышление, активизируется слухоречевая память, развивается экспрессивная и коммуникативная функции речи.
В совместную деятельность включаю игры, активизирующие речевые навыки детей: комплексные ритмические, музыкальные, пластические упражнения, формирующие выразительность движений, воображение.
Речевые игры и упражнения на отчетливое произношение звуков и слов, на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата, на расслабление и напряжение определенных групп мышц.
Стихи тренируют четкую, грамотную речь, и находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Предпочтение отдаю диалогическим стихам.
Темы для этюдов близки и понятны детям (обида, ссора, встреча). Умение общаться в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение. С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции.
Постановка спектаклей с дошкольниками - полезное, трудоемкое, но увлекательное занятие.
В группе создана игровая предметно - пространственная развивающая среда, соответствующая современным требованиям. Отведено место для режиссерских игр, представлен реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей. В литературном центре располагаются знакомые произведения, по которым дети разыгрывают этюды, сюжеты, диалоги.
На спектакли приглашаем педагогов и детей из других групп. Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для формирования правильной речи, но и позволяет ребенку вступить в контакт с детьми других групп и разными взрослыми.
Родители – благодарные помощники и зрители наших театрализованных представлений.
Мои воспитанники самостоятельно драматизируют знакомые сказки и небольшие художественные произведения. Особое внимание уделяют выразительности речи, включают вербальные и невербальные средства в придуманных диалогах. Используют в театральных играх все виды театров. Дети любят исполнять роли. Они эмоциональны, раскрепощены, активны.
Таким образом, театрализованная деятельность развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, совершенствует речь.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать «О! Как же ты, красива!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методичес...
"Кубики Зайцева как эффективное средство речевого развития дошкольников"
Метод «Кубиков» Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, кот...
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и акт...
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра– это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...
Эффективные технологии речевого развития дошкольников
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – ф...
1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...