Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ
статья по развитию речи на тему

Зайцева Виктория Евгеньевна

Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух.  Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте, так как это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.  Поэтому изучив литературу по театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что образовательные и воспитательные возможности её безграничны. Помогая осуществлять межличностное общение, она служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей, развивает артистические способности, воспитывает привычку к выразительной публичной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shakl_lider.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

"Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ"

Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух.  Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте, так как это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.  Поэтому изучив литературу по театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что образовательные и воспитательные возможности её безграничны. Помогая осуществлять межличностное общение, она служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей, развивает артистические способности, воспитывает привычку к выразительной публичной речи.

Является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий, приобщает ребенка к духовным ценностям. Особенно благоприятно это сказывается на моих воспитанниках, посещающих группу компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Мой опыт работы нашел  подтверждение  в трудах выдающихся психологов и педагогов, отмечавших , что уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится средством общения, мышления и планирования деятельности.

Что же меня привлекает в моей работе?

  • Во-первых, знакомство с видами театра расширяет кругозор детей, обогащает и активизирует словарь, совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.
  • Во-вторых, через перевоплощение в играх-драматизациях ребенок раскрепощается не только в речи, но в движениях, передавая голосом, мимикой и жестами образ персонажа.
  • В-третьих, при плавном пении звуков, слов и песен, легче автоматизировать поставленные звуки, развить певческие способности.

Решая  образовательные  задачи, я обращаю внимание на то, как в процессе театрализации  меняется отношение ребенка к самому себе, к сверстникам, какие эпизоды вызывают нравственно-эстетические переживания.

Работу по реализации задач строю   поэтапно.

На первом этапе выявляю имеющиеся недостатки и намечаю пути коррекции коммуникативно – социального развития ребенка.

Расширение  знаний  об окружающем мире и обогащение словаря проходит на втором этапе, здесь же знакомлю детей с элементами творчества.

Совместно с ребенком отрабатываем  чтение по ролям, диалоги, что  подготавливает ребенка к реализации творческого потенциала.

В самостоятельной деятельности из всего багажа знаний дети выбирают наиболее приемлемые, интересные идеи, воплощают их, создавая свой художественный образ, самостоятельно выбирают мотивы и способы действия.

         Учитывая основные  педагогические принципы, стимулирую  активность ребенка, применяя такие приемы, как выбор ситуации, незавершенный образ, неожиданность, проблемность, постановка дальней цели; индивидуально каждого ребенка вовлекаю в педагогический процесс, целостность которого обеспечивает интеграция театрализованной деятельности; механизм сценических игр состоит в определении ролей. Роль может раскрыть в ребенке творческий  потенциал, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Исполняя роль от лица положительного героя, ребенок освобождается от негативных состояний, у него улучшается настроение,  повышается жизненный тонус. Он  регулирует свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Происходит коррекция нарушений в общении, формируется адекватное поведение, самооценка.

В рамках использования дополнительных функций, ребенок приобщается к общечеловеческому и региональному опыту, развивается образное и абстрактное мышление, активизируется слухоречевая память, развивается экспрессивная и коммуникативная функции  речи.

В  совместную деятельность включаю игры, активизирующие речевые навыки детей: комплексные ритмические, музыкальные, пластические упражнения, формирующие   выразительность  движений, воображение.

Речевые игры и упражнения   на отчетливое произношение звуков и слов, на развитие речевого дыхания и  артикуляционного аппарата, на   расслабление и  напряжение  определенных групп мышц.

 Стихи тренируют  четкую, грамотную речь, и находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Предпочтение отдаю  диалогическим стихам.

 Темы для этюдов  близки и понятны детям (обида, ссора, встреча). Умение общаться в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение. С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции.  

Постановка  спектаклей с дошкольниками  - полезное,  трудоемкое, но увлекательное занятие.

В группе  создана игровая предметно - пространственная развивающая среда, соответствующая современным требованиям.  Отведено место для режиссерских игр,  представлен реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей.  В литературном центре  располагаются знакомые произведения, по которым дети разыгрывают этюды, сюжеты, диалоги.

На спектакли приглашаем педагогов и детей из других групп. Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для формирования  правильной речи,  но и позволяет ребенку вступить в контакт с детьми других групп и разными взрослыми.

Родители – благодарные помощники и зрители наших театрализованных представлений.

Мои  воспитанники самостоятельно драматизируют знакомые сказки и небольшие художественные произведения. Особое внимание  уделяют  выразительности речи, включают вербальные и невербальные средства в придуманных диалогах. Используют в театральных играх  все виды  театров. Дети  любят  исполнять  роли.  Они эмоциональны, раскрепощены, активны.

Таким образом, театрализованная деятельность развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует   культуру здорового и безопасного образа жизни, совершенствует речь.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать «О! Как же ты, красива!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

"Кубики Зайцева как эффективное средство речевого развития дошкольников"

 Метод «Кубиков» Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, кот...

«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»

КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и акт...

«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»

КВЕСТ-игра– это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...

Эффективные технологии речевого развития дошкольников

Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – ф...

1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...