Развитие речи детей 4 – 5 лет
консультация по развитию речи на тему
Речь – одна из важных линий развития ребенка.
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_4.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей 4 – 5 лет
Речь – одна из важных линий развития ребенка.
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая,
детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок
подбирает несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с
противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую
игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот.
«Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой –мокрый,
толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и
называет с противоположным значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи»,
«Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о
детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со
щенками и т.д.Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается
со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у
двери, у предметов; и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи.
Что же это такое?
Упражняем детей в употреблении имен существительных во
множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про
много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши?
(Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только
окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа
существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет
деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде ,
числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий);
цветы (синие)».
Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько
предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце,
платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у
петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать
один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем
спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет
посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при
использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем
волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).
Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой,
моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между,
перед).
Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-
ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково
всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где
выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала,
выбежала)
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из
кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок:
«Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».
«Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование
звуковой культуры речи.
Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы
учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не
выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять
выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Четвертый раздел – связная речь.
Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное
место по работе развития речи в нашей группе. Только владение
разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять
полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться
впечатлениями и получить необходимую информацию.
У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо
ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Для исправления этих недостатков необходимо:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и
рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.Развитие речи ребенка.
Есть ли поводы для беспокойства?
О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что
ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые
коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям
дошкольного возраста.
Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он
еще в младшем дошкольном возрасте.
Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году
неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно,
большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом
возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе
сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять».
Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с
ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и
учился говорить грамотно и красиво.
В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы
сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок
стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И
очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги,
местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это
ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной
форме.
В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с
нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто
понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он
держать «нить повествования»?
В этот же период заканчивается формирование произношения согласных,
хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все
звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно
умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком.
Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью
вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для
собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие
именно вашему ребенку упражнения.Развитие речи ребенка:
умение грамотно и ясно выражать свои мысли.
Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он
выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень
важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель
умственного развития.
Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе
простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это
сказывается и на его речи.
Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым
речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения.
Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто
почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной
способностью впитывать информацию.
Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно
рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что
сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это
нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно,
достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше
родителей.
Отлично работает чтение.Прочитав сказку перед сном,
расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает
первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать
мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и
одновременно память.
Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать
«потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто
старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы
«погасить» ненужную торопливость.
Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно
доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные
стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или
переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения.
Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения
«интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его
навыки общения.Развитие речи ребенка:
исправление звуков и языковая гимнастика
Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу
«задержка речевого развития». Многие дети начинают
говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и
картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут
сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим
вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом
исправление звуков будет даваться все сложнее.
Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка,
скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда
придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше
оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и
нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати,
именно с нее начинается каждое занятие у логопеда.
Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И
ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто
необходима. Не развит язык – не развито и
звукопроизношение.
Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно
нравятся детям.
Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите
ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки:
«Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку
подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много
подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть
в том, что они не отнимают много времени и полезны всем.
За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное –
регулярность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...