Развитие речи детей 4 – 5 лет
консультация по развитию речи на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие  возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг  друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в  познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало  усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_4.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие  возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг  друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в  познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало  усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:

1. Объем и характеристика словаря.

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

1. Словарь

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет,  мальчик бежит за девочкой и т.д.

Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?

«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая,

детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок

подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с

противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую

игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот.

«Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)

В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой –мокрый,

толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и

называет с противоположным значением.

Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи»,

«Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о

детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со

щенками и т.д.Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается

со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у

двери, у предметов; и т.п.

2. Формирование грамматического строя речи.

Что же это такое?

Упражняем детей в употреблении имен существительных во

множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про

много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши?

(Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только

окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа

существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет

деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде ,

числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий);

цветы (синие)».

Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько

предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце,

платье, яйцо)».

Например, дидактическая игра «Петух».

«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у

петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать

один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем

спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет

посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».

«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при

использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем

волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).

Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой,

моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между,

перед).

Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-

ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково

всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где

выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала,

выбежала)

Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из

кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок:

«Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».

«Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование

звуковой культуры речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы

учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не

выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять

выбор из двух предметов с заданным звуком.

4. Четвертый раздел – связная речь.

Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное

место по работе развития речи в нашей группе. Только владение

разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять

полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться

впечатлениями и получить необходимую информацию.

У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо

ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Для исправления этих недостатков необходимо:

-развивать связную речь детей;

-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и

рассказы;

-познакомить с простыми приемами запоминания;

-развивать логическое мышление;

-уметь формулировать свою мысль;

-уметь понимать речь окружающих.Развитие речи ребенка.

Есть ли поводы для беспокойства?

О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что

ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые

коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям

дошкольного возраста.

Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он

еще в младшем дошкольном возрасте.

Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году

неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно,

большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом

возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе

сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять».

Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с

ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и

учился говорить грамотно и красиво.

В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы

сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок

стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И

очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги,

местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это

ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной

форме.

В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с

нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто

понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он

держать «нить повествования»?

В этот же период заканчивается формирование произношения согласных,

хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все

звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно

умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком.

Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью

вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для

собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие

именно вашему ребенку упражнения.Развитие речи ребенка:

умение грамотно и ясно выражать свои мысли.

Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он

выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень

важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель

умственного развития.

Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе

простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это

сказывается и на его речи.

Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым

речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения.

Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто

почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной

способностью впитывать информацию.

Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно

рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что

сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это

нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно,

достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше

родителей.

Отлично работает чтение.Прочитав сказку перед сном,

расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает

первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать

мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и

одновременно память.

Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать

«потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто

старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы

«погасить» ненужную торопливость.

Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно

доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные

стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или

переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения.

Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения

«интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его

навыки общения.Развитие речи ребенка:

исправление звуков и языковая гимнастика

Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу

«задержка речевого развития». Многие дети начинают

говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и

картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут

сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим

вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом

исправление звуков будет даваться все сложнее.

Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка,

скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда

придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше

оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и

нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати,

именно с нее начинается каждое занятие у логопеда.

Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И

ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто

необходима. Не развит язык – не развито и

звукопроизношение.

Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно

нравятся детям.

Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите

ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки:

«Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку

подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много

подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть

в том, что они не отнимают много времени и полезны всем.

За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное –

регулярность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...