методика обучения перессказу детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
понятие, описание методики обечения перессказу детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_pereskazyvaniyu.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Пересказ - более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:
- доступное, понятное детям содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
- небольшой объем.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
- Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи:
- выяснить знания детей по теме произведения;
- обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
- расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
- обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели ее:
- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
- лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
- использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
- беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
- частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
- составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
- Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
- В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
- Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
- В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
- игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).
Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.
3.Бородич A.M. Методика развития речи детей М. 2001 г.
4.Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.
5.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - М.: Наука 2008 г.
6.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2006.
7.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: 2010 г.
8.Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.
9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»
Значение пересказа в формировании монологической речи.
- Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
- Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
- Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
- Понимание сюжетной линии рассказа.
- Развитие планирующей функции речи.
- Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
- Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
- Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
- Воспитание в ребенке положительные качества личности.
3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. Задачи подготовительного этапа:
| Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Организуются специальные занятия по обучению пересказу. | Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. | Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. |
Требования к литературному тексту для пересказа:
- доступное, понятное детям содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
- небольшой объем;
- произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.
Типовая структура занятия по пересказу
- Подготовка детей к восприятию нового произведения.
- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
- определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);
- определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)
4. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек).
7. Анализ пересказов детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
(пересказ рассказа Льва Толстого «Лев и собачка»)
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» «Художественное творчество».
Программное содержание:
учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.
Ход занятия
— Ребята, послушайте одно из произведений Л.Н.Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).
— Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?
— Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).
— Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
— Какие события происходили: грустные или весёлые?
— Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).
— Где происходят события? (в зверинце).
— Кто главный герой? (лев и собачка).
— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).
— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).
— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).
— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).
— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).
— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)
— Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)
— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).
— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)
— Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).
— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?
(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)
— Что стало со львом? (Он умер.).
— Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).
— Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).
— Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?
— Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?
— Сейчас я прочту вам быль Л.Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.
Чтение текста.
— Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
Пересказ рассказа.
Итог занятия
Предложить детям нарисовать фрагмент рассказа. Обсуждение работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...
методика обучения перессказу детей дошкольного возраста
понятие перессказа, особенности обучения перессказу в разных возрастных группах...
методика обучения закаливанию детей дошкольного возраста
Здесь вы узнаете о принципах закаливания ,организации проведения закаливания в ДОУ и существующих традиционных и нетрадиционных методах закаливания...
Презентация на тему :"Методика обучения закаливанию детей дошкольного возраста"
Актуальность данной работы заключается в приоритетности укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. В связи с этим бол...