методика обучения перессказу детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Пендичук Ирина Михайловна

понятие перессказа, особенности обучения перессказу в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Пересказ -  более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.  До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.  

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и  сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность  детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или  предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В  средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.  Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу  и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

 В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой  и грамотный  язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  •  обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом  уместна установка на пересказ, например:  «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее  подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
  • составление плана произведения  (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
  • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
  • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.

3.Бородич A.M. Методика развития речи детей М. 2001 г.

4.Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.

5.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - М.: Наука 2008 г.

6.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2006.

7.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: 2010 г.

8.Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Значение пересказа в формировании монологической речи.

  1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
  3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
  4. Понимание сюжетной линии рассказа.
  5. Развитие планирующей функции речи.
  6. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
  7. Развитие  внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
  8. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
  9. Воспитание  в ребенке положительные качества личности.

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

  • Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке).
  • Учить называть и сочувствовать героям произведения.
  • Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу. 

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения    без    помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Ребенок самостоятельно,    выразительно, без повторов передает содержание литературных  текстов,  используя различные средства   выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой  и грамотный  язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем;
  • произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.

Типовая структура занятия по пересказу

  1. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
  2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

  • определение сюжетной линии  (основной прием: вопрос – ответ);
  • определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)

4. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек).

7. Анализ пересказов детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе

 (пересказ рассказа Льва Толстого «Лев и собачка»)

 Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» «Художественное творчество».

Программное содержание:

учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.

Ход занятия
— Ребята, послушайте одно из произведений Л.Н.Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).

— Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?

— Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).
— Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

— Какие события происходили: грустные или весёлые?
— Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

— Где происходят события? (в зверинце).

— Кто главный герой? (лев и собачка).

— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).

— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

— Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)

— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

— Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).
— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?
(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

— Что стало со львом? (Он умер.).

— Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).
— Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).
— Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?
— Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?
— Сейчас я прочту вам быль Л.Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.

Чтение  текста.

— Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.

Пересказ рассказа.

Итог занятия

Предложить детям нарисовать фрагмент рассказа. Обсуждение работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...

методика обучения перессказу детей дошкольного возраста

понятие, описание методики обечения перессказу детей дошкольного возраста...

методика обучения закаливанию детей дошкольного возраста

Здесь вы узнаете о принципах закаливания ,организации проведения закаливания в ДОУ и существующих традиционных и нетрадиционных методах закаливания...

Презентация на тему :"Методика обучения закаливанию детей дошкольного возраста"

Актуальность данной работы заключается в приоритетности укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. В связи с этим бол...