Речь на кончиках пальцев
консультация по развитию речи по теме

Малышева Елена Геннадьевна

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_na_konchikakh_paltsev.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Специалисты утверждают, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает

В настоящее время становится все больше детей  с речевыми нарушениями.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В. Фомина).

О том, что движения  пальцев тесно связаны  с речью, было известно давно. Наши прабабушки играя с младенцами, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» и т.д. Стихи и песни, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или  как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки.

Слабую моторику дошкольника можно и необходимо развивать, так как речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому очень, полезно заняться с ребенком пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами.

Доказано, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их одновременно развивая речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Для развития мелкой моторики пальцев рук целесообразно использовать необычный и разнообразный материал: пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

Значение пальчиковых игр для дошкольников

        Способствует овладению навыками мелкой моторики.

        Помогает развивать речь.

        Повышает работоспособность коры головного мозга.

       Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

       Снимает тревожность.

Игры для развития мелкой моторики

Бельевые прищепки

Для детей младшего дошкольного возраста интересны игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры хорошо использовать на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.

Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа

Попросите малыша выложить рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, рисунков, контуров предметов, букв и цифр из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию, воображение, творчество. А самое главное — развивает пальцы рук.

В целях безопасности взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Игры с пластилином

Предложите ребенку пластилин, помните его и покажите, что можно слепить из кусочка. Заинтересовав дошкольника игрой, вы вскоре увидите пластилиновые творения юного скульптора.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Игры с бумагой

Бумага служит основой многих полезных и увлекательных игр. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику и служит развитию точных движений и памяти (плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами).

Игры с шестигранными карандашами, бусинками, крупой, орешками

Упражнения с перечисленными предметами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. В совместной игре:

     можно сортировать крупу и угадывать ее с закрытыми глазами;

     катать крупу между большим и указательным пальцами;

  перекладывать из емкости в емкость;

     придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

  выкладывать, слегка вдавливая бусины, крупу, орешки, скорлупки на подготовленный картон с  предварительно нанесенным на него пластилином;

     покатать между двух ладоней или пальцами одной руки шестигранный карандаш проговаривая четверостишия.

Развить воображение ребенка, пробудить творчество поможет совместная работа над созданием поделок из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов,  листьев, сухих ягод, и т. д. Помогите дошкольнику увидеть сказочного героя в шишке или упавшей веточке.

Рисование

Все дети любят рисовать. Это занятие не только увлекательное, но и полезное. Чем чаще ребенок рисует кистью или карандашом, тем легче ему будет в школе усвоить письмо. Важно взрослым следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш и кисточку! Дошкольнику интересны самые разнообразные  задания: штриховка фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводка по контуру. Предложите срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.

В настоящее время продается много разнообразных прописей для детей дошкольного возраста, раскрасок с интересными заданиями. Большего эффекта по развитию мелкой моторики можно добиться, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Игры со счетными палочками

Очень интересны и полезны нехитрые упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, соломинками, спичками (обязательно обрезать серные головки!). Которые помогут развить внимание и воображение, выдержку и терпение, а так же познакомят с геометрическими фигурами. Играя с этими предметами ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев.

Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке. Совместное украшение домашнего пирога тоже хороший способ развить ловкость пальчиков.

Совместная игра ребенка и взрослого не только способствует развитию пальчиков, но и способствует приобретению полезных навыков: прополка грядки, сбор ягод. Для мальчиков: выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с использование гаечек и болтиков.

     Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

     

Материал: 

- Н.Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»;

- «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011);

- А. Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»;

- Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrapalchik01.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей...

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...


 

Комментарии

Куликова  Дарья Владимировна

отличная консультация)