Речь на кончиках пальцев
консультация по развитию речи по теме
Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_na_konchikakh_paltsev.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Специалисты утверждают, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает
В настоящее время становится все больше детей с речевыми нарушениями.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В. Фомина).
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Наши прабабушки играя с младенцами, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» и т.д. Стихи и песни, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки.
Слабую моторику дошкольника можно и необходимо развивать, так как речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому очень, полезно заняться с ребенком пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами.
Доказано, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их одновременно развивая речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Для развития мелкой моторики пальцев рук целесообразно использовать необычный и разнообразный материал: пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.
Значение пальчиковых игр для дошкольников
∙ Способствует овладению навыками мелкой моторики.
∙ Помогает развивать речь.
∙ Повышает работоспособность коры головного мозга.
∙ Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
∙ Снимает тревожность.
Игры для развития мелкой моторики
Бельевые прищепки
Для детей младшего дошкольного возраста интересны игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры хорошо использовать на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.
Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа
Попросите малыша выложить рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, рисунков, контуров предметов, букв и цифр из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию, воображение, творчество. А самое главное — развивает пальцы рук.
В целях безопасности взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Игры с пластилином
Предложите ребенку пластилин, помните его и покажите, что можно слепить из кусочка. Заинтересовав дошкольника игрой, вы вскоре увидите пластилиновые творения юного скульптора.
Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Игры с бумагой
Бумага служит основой многих полезных и увлекательных игр. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику и служит развитию точных движений и памяти (плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами).
Игры с шестигранными карандашами, бусинками, крупой, орешками
Упражнения с перечисленными предметами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. В совместной игре:
∙ можно сортировать крупу и угадывать ее с закрытыми глазами;
∙ катать крупу между большим и указательным пальцами;
∙ перекладывать из емкости в емкость;
∙ придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
∙ выкладывать, слегка вдавливая бусины, крупу, орешки, скорлупки на подготовленный картон с предварительно нанесенным на него пластилином;
∙ покатать между двух ладоней или пальцами одной руки шестигранный карандаш проговаривая четверостишия.
Развить воображение ребенка, пробудить творчество поможет совместная работа над созданием поделок из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов, листьев, сухих ягод, и т. д. Помогите дошкольнику увидеть сказочного героя в шишке или упавшей веточке.
Рисование
Все дети любят рисовать. Это занятие не только увлекательное, но и полезное. Чем чаще ребенок рисует кистью или карандашом, тем легче ему будет в школе усвоить письмо. Важно взрослым следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш и кисточку! Дошкольнику интересны самые разнообразные задания: штриховка фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводка по контуру. Предложите срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.
В настоящее время продается много разнообразных прописей для детей дошкольного возраста, раскрасок с интересными заданиями. Большего эффекта по развитию мелкой моторики можно добиться, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Игры со счетными палочками
Очень интересны и полезны нехитрые упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, соломинками, спичками (обязательно обрезать серные головки!). Которые помогут развить внимание и воображение, выдержку и терпение, а так же познакомят с геометрическими фигурами. Играя с этими предметами ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев.
Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке. Совместное украшение домашнего пирога тоже хороший способ развить ловкость пальчиков.
Совместная игра ребенка и взрослого не только способствует развитию пальчиков, но и способствует приобретению полезных навыков: прополка грядки, сбор ягод. Для мальчиков: выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с использование гаечек и болтиков.
Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
Материал:
- Н.Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»;
- «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011);
- А. Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»;
- Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrapalchik01.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Развитие речи на кончиках пальцев
Консультация для родителей...
Речь на кончиках пальцев.
Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...
Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...
Комментарии
отличная консультация)
отличная консультация)