Консультации: Развиваемся сами для родителей и воспитателей.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Артикуляциoнная гимнастика (В ФОРМЕ СКАЗКИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»)
Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачит их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют вместе с язычком» знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом. В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:
- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- развивать мимику, артикуляционную моторику;
- развивать выразительную дикцию.
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно.- рот закрыт (губы сомкнуты)
И страшно стало….Стал выход искать. – проткнуть языком одну щеку,
В одну щеку постучал, в другую - потом другую.
Не открываются» Толкну-ка я посильнее!»-
Подумал Язычок и стал толкать снова сначала
Одну, потом другую щечку.
Выхода не было. Решил тогда язычок в другом - проткнуть нижнюю губу, а затем
Месте и ткнул сначала верхнюю, а затем – верхнюю губу.
нижнюю губу. В это врем Ротик зевнул и открылся. Зевнуть .
Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не выпустили его, а стали тихонько покусывать. Покусать кончик языка
«Что делаете? Почему вы меня кусаете?»-
Возмутился язычок. А Зубки ответили: »Мы
Сегодня еще ничего не жевали…» (далее по тексту)
И стали жевать Язычок сначала с одной стороны,
А потом с другой.
И с правой, и с левой стороны оказался не вкусным.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. Язычок спрятался за зубками. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губку, а затем – верхнюю. Нижняя губка обиделась, а верхняя - улыбнулась, (ей было немного щекотно)
А Зубки все не успокаивались. Они пытались откусить кусочек Щечки. Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».
После того, как дети « инсценировали «путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти в стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Вот зарядка язычка:
Влево- проткнуть язычком левую щеку,
Вправо, проткнуть язычком правую щеку,
Раз, два , еще раз левую и правую.
Вверх- проткнуть язычком верхнюю губу
Вниз, и нижнюю губу.
Вверх- еще раз верхнюю и нижнюю.
Вниз.
Язычок, не ленись!
Губы –просыпайтесь! «вибрато» губами
Ротик – открывайся! Широко открыть рот
Язычок , покажись Покусать кончик языка
И зубов не страшись! Высовывать язык вперед и прятать назад.
И зубов не страшись! Высовывать язык вперед и прятать назад.
А зубы то, зубы, (выполнять движения по тексту)
Кусают даже губы.
Кусаются, кусаются
И не унимаются,
А губы то хохочут,
То сильно обижаются,
ТО весело хохочу,
То снова обижаются.
Зубам надоело кусать-
Стали язык жевать.
Язычок - не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь!
Не сердитесь,
Не кусайтесь! Весте с нами –Улыбайтесь!
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ УПРАЖНЕНИЕ
Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч.
-Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, «кач - кач», вдох – выдох, вдох – выдох и так далее.
И.п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
- Отведем руку, « как ветку дерева»: вправо - влево, вправо – влево, вдох - выдох, вдох - выдох и так далее.
И.п. – то же, только упражнение выполняем двумя руками.
Затем выполняем опять одной рукой, но той, которая присоединили первой.
И.п. – то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, « как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох -выдох.
Продолжаем эти упражнения по аналогии с предыдущими: повторяем двумя кистями, затем - одной. Продолжительность этой работы зависит от детей, от желания играть в обучающие игры.
Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох - короткий, задержка и постепенный – выдох.
В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращается в ветер…» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного…). Мом всем раздаем разноцветные шарики и начинаем надувать. Можно устроить чей- то День Рождения и задуть свечи на торте. Затем удлиняем вдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и так далее (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).
Развививающие игры с голосом.
Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, утомление;
- расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
- успешно развивать интонационный и фонематический слух; - готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Например:
Кошка, как тебя зовут?- Мяу.
Стережешь ты мышку тут?- Мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Мяу.
А товарищи щенка?- ФРРРРРР!!!
Г.Сапгир
Чьи там крики у пруда:
-Квасу, квасу нам сюда! Ква-ква-квасу, просто-кваши,
Надоела нам вода!
И. Токманова
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл –у-уу
А кто – мяукал -мяу-мяу.
Кто-то - хрюкал – хрю – хрю.
Кто-то – топал - топ- топ.
Кто –то крыльями
Захлопал, - хлоп – хлоп.
Кто –то ухал – ух –ух,
И кричал – ай –ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то,
Тихо – тихо,
Тонким голосом
Молчал! (указательный пальчик к губам)
С. Пшеничных.
Кража! Подчеркнуть голосом контраст интонаций.
-Кража!
-Кража!
-Грабят,
-Братцы!
-Где же стража?
-Что украли?
-Два пера.
-С утра…
-Вы украли?
-Мы не брали.
-Брали!
-Брали!
-Крали!
-Крали!
А.Шибаев.
Что ревешь, самолет? У-у-у-у
Может, заболел живот? У-у-у-у ( с повышением интонации)
Пассажиры в животе? У-у-у-у ( волнообразно)
Н. Орлова.
ОСЛИК.
Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» голосом тихо
Капельки в гости звали.
Капельки к ним прилетели «кап-кап» с нисходящей интонацией.
И звонкую песню запели.
От звона проснулся ветер .«у-у-у» с Изменением звуковысотности помочь рукой.
И разбудил всех на свете:
Кошку, а с ней –котенка, «Му-р-рр-, мяу» в разных регистрах
Спавшего в люльке ребенка, «уа-уа»
Болотных зеленых лягушек, «ква-ква»
И даже ворчливых старушек, «бу-бу-бу»
Злую собаку, «гав-гав»
Назойливых мух. «з-з-з-з»
Вскоре проснулся – петух.
Звонко пропел он: «Ку-ка –ре –ку! Ку-ка-ре-ку!»
И заблестела роса на лугу. «о» точечно, отрывисто на любых звуках в высоком регистре.
Солнышко тоже проснулось все запели «а» каждый на своей высоте звука.
И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем. С.А.Коротаев.
РЕЧЕВЫЕ РИТМО— ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖЕНЕНИЯ И ИГРЫ.
Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.
Особенное полезны речевые ритмоинтонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.
Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названии деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и та далее.
Например, речевая игра «Имена». Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
- Каждый друг за другом называет свое имя.
- Каждый называет сове имя, четко проговаривая каждый слог.
- Затем проговариваем сове имя, каждый его слог отмечаем хлопками.
- Проговариваем свое имя и шлепаем по коленям на каждый слог.
- Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
- Как еще можно произнести свои имя (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно и так далее).
- Дети свободно ходят по комнате, тихо проговаривая сове имя, но по сигналу педагога, должны вернуться на свои места.
- Дети стоят в кругу и произносят все вместе свои имена, получается шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносится – громко, а если ладони близко- тихо.
Вот еще несколько заданий.
1. А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие вы стали маленькие! (педагог показывает близко расположенные ладони) И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: «Лена!» (много раз)
2.А сейчас превратимся в больших зайцев! В каких? (широко расставить ладони). А голоса у нас какие?- Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии с дирижерским жестом. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль дирижера может быть отдана ребенку. Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты. Впоследствии речевую игру с именами можно продолжить, добавив варианты игры в «Эхо», но уже с пением.
Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и так далее. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Они запоминаются в процессе игры. Лучше, если текст произносится с одновременными движениями рук, ног и всего тела. Например, речевая игра на текст заклички «Дождик». Проговариваем текст в размере две четверти:
«Дождик, дождик, Пуще лей! Чтобы было веселей!»
Варианты заданий:
1.Произносить текст по-разному: первый раз громко, второй – тихо.
2.Изменяем регистры голоса: высокий и низкий.
3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем - медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
4.. Две группы детей играют в «эхо»:
а) первая произносит громко весь текст, вторая - как эхо, произносит тихо.
б) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения;
в) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает (можно поменяться местами);
г) первая только произносит текст, вторая только хлопает и, наоборот;
д) можно заменить звучащие жесты на шумовые инструменты.
Это алгоритм, то есть последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свой вариант. Главное – разумно и дозировано использовать количество вариантов, все время следить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно – потери интереса.
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса.
Речевые зарядки дают еще и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей.
Разучиваются они с имитационными движениями, соответствующих содержанию текста.
Речевую зарядки можно использовать на различных занятиях.
Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.
Речевые зарядки проводятся в разных условия их, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и так далее)
Например:
Мы ногами – топ-топ-топ, (все движения выполнять
А руками - хлоп-хлоп-хлоп в соответствии с текстом)
Головою - круть-курть-круть
Постучали в грудь-грудь-грудь.
Пяточками - топ-топ- топ,
По коленкам - шлеп –шлеп – шлеп.
Мы конфетку - ам-ам –ам
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
Н.Мясникова
Мы на горку поднимались (руки одна за другой на каждые два
По ступенькам ледяным. Слога поднимать вверх)
В санки сели? Сели, сели. (Руки быстро опустить вниз)
Ух! Летим.
Н.И. Сухова.
Покажите -ка ,ребята, как мы в лес шагали?! (шагаем)
Вот так, вот так, весело шагали.
Налетели комары, мы их отгоняли, (отгоняем руками
Вот так , вот так , мы их отгоняли. Комаров)
Рассердились и потом шишки в них кидали, (кидаем шишки)
Вот та, вот так, шишки в них кидали.
Вдруг полил из тучи дождь, Все мы испугались,
Позабыли мы про шишки и домой помчались. (побежали)
Шел мишка к броду, Хотьба на месте.
Бу – у – лтых в воду! На слог»лтых» сесть на стул.
Уж он мок, мок, мок, Движение руками» как плети»назад и вперед.
Уж он кис, кис, кис. Туловище постепенно на слова «кис» Падает и лежит на коленях.
Голова и Руки полностью расслаблены.
Вымок, выкис, В расслабленном состоянии чуть Пошевелиться.
Вылез . Поднять туловище.
Высох. Выпрямить спинку потрясти головой.
Встал на колоду – Встать на ноги.
Б – Б – ЛТЫХ В ВОДУ! Все начать сначала, но немного быстрее.
Русский фольклор.
Ритмодекламация
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации - это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по - разному.
РАДОСТЬ. (ФРАГМЕНТ)
К.Чуковский.
Рады, рады, рады, светлые березы.
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады, темные осины.
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака,
И не град,
То осыпался с облака виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из – под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.
Даже мельница и та
Заплясала у моста.
КИСЛЫЕ СТИХИ.
Э. Мошковская.
Встало солнце кислое, смотрит - небо кислое.
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженное.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Великан и мышь.
А. Фройденберг,
перевод Ю.Коринца
Тсс! Тихо! Слушайте ребята!
Жил великан один когда – то.
Во сне вздохнул он, что есть сил.
И мышь живую проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
-Я мышку съел! Я – не шучу!
Помилуйте, какие шутки,
Она пищит в моем желудке…
Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
-Откройте рот, скажите» А».
Живую мышь, зачем, когда?!
Сейчас? Так что же вы сидите?!
Идите кошку проглотите!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети и музыка | 158 КБ |
Звук | 227.21 КБ |
Мелодия | 159.83 КБ |
Ритм | 223.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети и музыка
Музыка в детстве закладывает жизненные навыки. Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течении первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальные ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра а фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки. Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.
Предварительный просмотр:
ЗВУК
У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во – первых, это звук, который производим мы или, который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист зайчика и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:
-Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?
-Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глухие звуки. Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Предварительный просмотр:
МЕЛОДИЯ
И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способность чувствовать. Эта та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувственности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развивать способности самовыражения.
-Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя в звук мелодии.
-Экспериментируйте с эмоциональными звуками:
Счастьем, грустью, смехом и так далее.
Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом , мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова. Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которые наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодии позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.
Предварительный просмотр:
РИТМ
Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи так соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину или она кажется навязчивой и раздражающей. Это ритм. В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движение тела будет это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из – под контроля, медленная и ритмическая музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.
-Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.
–Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.
-Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущаются в их организме? Как их ноги двигаются при различных темпах? Попробуйте хлопать в ладоши, в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Как развивается речь детей".
5—6 лет — наиболее спокойный возраст. Дети уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Слушать речь ребят старшей группы намного приятнее, чем средней, так...
Консультация для родителей и воспитателей "Играем, развиваемся в школу собираемся"
Консультация для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей и воспитателей "Играем, развиваемся в школу собираемся"
Консультация для родителей и воспитателей...
Психологическая готовность ребенка к школе Консультация социального педагога для родителей и воспитателей
Консультация социального педагога для родителей и воспитателей "Психологическая готовность ребенка к школе", может использоваться на родительских собраниях и в виде консультации в распечатан...
Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает...
Консультация для молодых педагогов "Родители и воспитатели - партнеры"
Консультация для молодых педагогов...