Работа воспитателя логопедической группы по расширению словарного запаса
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Наталья  Богданова

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Подготовила: учитель-логопед Богданова Н.Ю.

Роль воспитателя логопедической группы 

в работе с детьми- логопатами 

 по расширению словарного запаса

        Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя-логопеда. Его главенствующая роль во всём коррекционном процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

        К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

  • закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных «пятиминутках»  по заданию логопеда;
  • пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за грамматической правильностью речи детей;
  • развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью.

        Работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую лексическую и познавательную базу для знакомства детей с новыми лексико-грамматическими категориями на логопедических занятиях. При этом воспитателю необходимо  обращать своё внимание не только на обогащение представлений об окружающем, но и на коррекцию имеющихся отклонений в умственном развитии, в развитии деятельности различных анализаторов.

        Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом можно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приёмов семейного воспитания и других причин.

        В других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

        В задачу воспитателя также входит наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием отработанных лексико-грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

        Необходимым элементом являются упражнения на развитие внимания и памяти. Широко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

         Формирование лексического запаса и грамматического строя у детей с ОНР осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения в активной речи.

        При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот  словарный минимум  (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

                К коррекционным задачам воспитателя относится  пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. 

        Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребёнок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

        В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счёт названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов её выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчёты о выполненной работе.

        Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

        Исключительные возможности для развития словаря создаёт творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка, расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.  Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.

        Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учётом особенностей каждого вида деятельности.

Методы словарной работы

Введение новых слов в словарь

Закрепление и активизация словаря

методы

методы

1.       Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

Рассматривание и обследование предметов

Наблюдение за животными, растениями; за деятельностью взрослых

Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки

Экскурсии (социальное окружение, природа)

Рассматривание игрушек

Рассматривание картин знакомого содержания

Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками

Словесные игры

2.Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием

Чтение и рассказывание литературных произведений, просмотр презентаций..

Просмотр презентаций, видеофильмов с использованием ИКТ.

Лексические (словарные) упражнения

Загадывание и отгадывание загадок

Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...