Работа воспитателя логопедической группы по расширению словарного запаса
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей. Подготовила: учитель-логопед Богданова Н.Ю. |
Роль воспитателя логопедической группы
в работе с детьми- логопатами
по расширению словарного запаса
Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя-логопеда. Его главенствующая роль во всём коррекционном процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных «пятиминутках» по заданию логопеда;
- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за грамматической правильностью речи детей;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью.
Работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую лексическую и познавательную базу для знакомства детей с новыми лексико-грамматическими категориями на логопедических занятиях. При этом воспитателю необходимо обращать своё внимание не только на обогащение представлений об окружающем, но и на коррекцию имеющихся отклонений в умственном развитии, в развитии деятельности различных анализаторов.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом можно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приёмов семейного воспитания и других причин.
В других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием отработанных лексико-грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Необходимым элементом являются упражнения на развитие внимания и памяти. Широко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
Формирование лексического запаса и грамматического строя у детей с ОНР осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения в активной речи.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
К коррекционным задачам воспитателя относится пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.
Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребёнок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счёт названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов её выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчёты о выполненной работе.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности для развития словаря создаёт творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка, расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учётом особенностей каждого вида деятельности.
Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь | Закрепление и активизация словаря | |
методы | методы | |
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря. | Рассматривание и обследование предметов Наблюдение за животными, растениями; за деятельностью взрослых Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Экскурсии (социальное окружение, природа) | Рассматривание игрушек Рассматривание картин знакомого содержания Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками Словесные игры |
2.Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря. | Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием Чтение и рассказывание литературных произведений, просмотр презентаций.. Просмотр презентаций, видеофильмов с использованием ИКТ. | Лексические (словарные) упражнения Загадывание и отгадывание загадок Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа воспитателя логопедической группы
.... о работе воспитателей, работающих в группах для детей с нарушениями речи......
Презентация. Инновационного опыта работы воспитателя логопедической группы Ковалёвой Е.В. МБДОУ детский сад №23
Тема:"Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники"...
игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ
ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....
Система работы воспитателя логопедической группы МБОУ "Козловская СОШ"дошкольное образование Акбулатовой Гульбар Маргишаевны
Выступление на конкурсе воспитатель года...
Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...