Занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дитятьева Валентина Петровна

Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом - это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить творческую активность дошкольников. Хочется поделиться своим опытом использования нетрадиционных форм организаций и детей на занятиях по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Я и мои друзья»

Программные задачи: активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности), учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей.

Продолжать учить составлять небольшие рассказы-описания своей внешности, от вечать на вопросы распространёнными предложениями. Помочь в усвоении притяжательных местоимений, закреплять навыки согласования прилагательных с существительными, совершенствовать диалогическую речь.

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал к занятию:зеркала на всех детей, маленькая ширма, кукла, рамка картины, карандаши простые, бумага, воздушный шар с заданиями, мяч.

Ход занятия.

1.У воспитателя большой воздушный шар, внутри - плоскостные цветы с различными заданиями, цветы пронумерованы. Воспитатель ставит задачу: как же узнать, что внутри шарика?

Советы детей.

Шарик лопнул, собрали цветы, разложили по порядку. На каждом цветке – задания.

1).Игра «Кто кем был?» ( конверт с картинками)

1.Мужчина был мальчиком.

2.Курица - … яйцом.

3.Помидор - … семечком.

4.Стол - … деревом.

5. Платье - … хлопком.

6. Лошадь - … жеребёнком.

7. Хлеб - … зерном.

8. Рыба - … икринкой.

(Дети догадываются)

2).Цветок с загадками.

1. Ванька – встанька из волчка

В нем увидит толстячка.

Иностранка кукла Синди

В нём красавицу увидит,

Ну а мой знакомый Пашка

В нём увидит замарашку. (Зеркало)

Верно, верно! Угадали. ( Раздаю зеркала)

- Попробуйте, ребятки,

Разгадать мои загадки.

Никто ответ не подскажет,

А зеркало вам их подскажет.

- Он бывает самым разным:

 Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

-У зверюшки – на макушке,

А у нас – возле глаз. (Уши)

-Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза)

-За красными жёрдочками

Сидят белые курочки. (Рот, губы, зубы)

-Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают. (Волосы)

-Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть -  тоска её боится. (Улыбка)

Воспитатель: Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?

Дети: Это слово « улыбка» , потому что остальные слова означают части лица человека.

3). Цветок. Дидактическая игра «Мой, моя, моё»

Воспитатель:  Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица.

Наводящие вопросы:

-какие у тебя глаза Дима? (серые, большие, красивые)

-какие у тебя волосы? (густые, длинные, блестящие)

-какой у тебя нос? (длинный, тонкий, курносый, конопатый)

-какой у тебя рот? (маленький, аккуратный)

-какие у тебя уши? (небольшие, красивые)

Воспитатель: а кто сейчас опишет своё лицо полностью? ( 2-3 ответа)

Воспитатель: У человека 2 глаза, 2 уха, а вот нос один и рот один. Интересно, почему? Об этом мы сейчас узнаем, посмотрев маленькую сценку « Про нос и язык» ( Е. Пермяк)

Воспитатель: У Кати было 2 глаза, 2 уха, 2 ноги, 2 руки, а язык- один и нос тоже один.

Катя, обращаясь к бабушке:

-Скажи, бабушка, почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?

Бабушка:

-А потому, милая внучка, что бы ты больше ходила, лучше трудилась, меньше болтала и нос свой, куда не надо не совала.

Воспитатель: так для чего человеку руки? Ноги? Голова? Глаза? Уши? Нос?

А сейчас отдохнем и поиграем в игру»Что же вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша, а под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Что же вышло? Гуси вышли: вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сомкни перед собой.

Что же вышло? Мостик вышел, мостик крепкий и прямой.

Подними ладошки выше и, скрестив их , помаши.

Что же вышло? Птичка вышла: птички очень хороши!

4.Цветок. Дидактическая игра «Один- много»

Воспитатель: Ну и молодцы же вы! А сейчас поиграем с мячом в игру «Один- много»,

Но нужно быть очень внимательным и правильно отвечать.

Воспитатель: один – рот, а много?

Дети: рты.

В- ль: один нос, а много?

В- ль: один глаз, а много?...

В-ль: одно ухо, а много?...

В-ль: одна шея, а много?...

В-ль: одно плечо, а много?...

В-ль: одно бедро, а много?...

В-ль: одно бедро, а много?...

В-ль: одна пятка,а много?...

В-ль: одно колено, а много?...

В-ль: а у меня для вас есть еще отгадка вот на эту загадку.

-Что все это значит? Дочка , а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День и два, и даже пять.       (кукла)

В-ль: посмотрите на мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Она любит играть в прятки. Ох , уже спряталась!

(Ширма, из-за нее выставляются разные части тела куколки)

Дидактическая игра «Большой-маленький»

В-ль: у тебя,Саша, -рука ,а у куколки?

Саша- ручка.

В-ль: у тебя,Таня, - голова, а у куколки?

Таня- головка.

Шея –шейка, ухо – ушко , глаза – глазки, нога – ножки, нос – носик.

В – ль: а сейчас покажите куколке свои веселые пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

В ль : давайте подарим куколке веселые картинки : обведите ладошки, дорисуйте их

И куколка заберет их для своих друзей-малышей.

( Дети обводят свои ладошки )

5.Посмотрите на следующий цветок.Возле него лежит рамка зеркала. Давайте

Покажем ,какими бывают некоторые дети, но сначала надо отгадать загадку ,

А потом показать отгадку:

- Этому мальчишке доверять нельзя никак

Что не скажет язычишко – все неправда , все не так. ( врун)

2.Он привык всегда , везде думать только о себе .( эгоист )

3.Все расскажет про ребят: кто дерется, кто кричит .

Только про саму себя не расскажет, промолчит. ( ябеда )

4.Ах, как часто нужно нам с кем-то чем-то  поделиться! ..

Кто привык везде скупиться?  Кто твердит всегда : «Не дам!» (жадина)

5.Я красавец, я силач , я умелец, я лихач, я отличник, я всз:найка,

А зовут меня?....(зазнайка)

В –ЛЬ  :МОИМ ЗАГАДОЧКАМ- КОНЕЦ, А КТО ОТГАДЫВАЛ ИХ – МОЛОДЕЦ.

ПОДОЙДИТЕ К ЦВЕТКУ № 6. МЫ СЕЙЧАС С ВАМИ ПОИГРАЕМ В ИГРУ

«ЖИВАЯ РАДУГА.» ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ , КАКОГО ЦВЕТА СМЕХ.

ДЕТИ: КРАСНЫЙ.

В-ЛЬ :БОЛЬ?             ДЕТИ- ЧЕРНЫЙ.

ДОБРОТА?       -РОЗОВЫЙ.

ПЕЧАЛЬ?        -СЕРЫЙ.

КРАСОТА?     -ГОЛУБОЙ.

ЛОЖЬ?         -КОРИЧНЕВЫЙ.

СЧАСТЬЕ?     -ВОЛШЕБНЫЙ , ПЕРЕЛИВАЮЩИЙСЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А СЕЙЧАС МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ СЛОВА-КОМПЛИМЕНТЫ,

И ПОИГРАЕМ В ИГРУ «МИР БЕЗ ТЕБЯ»

ДЕТИ ОБРАЗУЮТ КРУГ, В ЦЕНТРЕ ОДИН РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ выбирае )тся считалкой, остальные дети говорят ему комплименты.

Воспитатель: мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты (возможные варианты ответов )

-красиво поешь, знаешь много игр, хорошо танцуешь, нарядно одеваешься, умеешь дружить, у тебя красивые глаза.

В – ль: молодцы, ребята! Какие красивые комплименты вы сказали….

А что бы было , если бы вдруг на Земле пропали все люди?

«Дидактическая игра Что бы было?  

А что было бы , если бы к нам прилетели разные волшебники и начали колдовать: сделали бы всех людей маленькими, как насекомые?

Ответы детей.

А если бы сделали всех людей большими,   небоскребы? ( ответы детей)

В –ль : каким бы волшебником ты хотел стать, добрым или злым? Что бы ты тогда сделал?

7.-А вот и последний цветок.

В –ль: у героев разных сказок были волшебные друзья, помощники и защитники.

У малыша-Карлсон, у  Элли-Железный Дровосек, Страшила и смелый лев , у Незнайки –его друзья, у жителей  фруктово-овощной страны-Чипполино.

В –ль: я уже давно мечтаю о том , чтобы у каждого человека была чудесная куколка, которая помогала бы ему в трудную минуту. Если бы ребенок ушибся, она бы шептала ему: « Не бойся, все пройдет.» Если кто-то вас обидит, куколка успокоит: « Не расстраивайся, твой друг поймет свою  и извинится.»

Давайте попробуем придумать такую чудесную куколку , такого волшебного

Человечка. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи.»

1.Движение    2.Материал   3.Звуки    4.Запах.

А сейчас каждый  нарисует для себя куколку – помощницу, хорошего дружка, придумает ей имя , подумает, в чем она сможет вам помочь.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе                                                                                                                                            

« В сказочном королевстве»                                                                                                                                                                                

Програмные  задачи: продолжать развивать связную речь детей; учить выразительно рассказывать сказку, передавать диалог действующих лиц, используя разные средства образной выразительности: интонацию, позы и жесты, мимику и пантомимику. Продолжать учить детей составлять сложные предложения, используя союз «потому что». Учить подбирать прилагательные, характеризующие героев сказки; использовать в речи глаголы, обозначающие действия, существительные в родительном падеже.Добиваться четкого  произношения слов, фраз и звуков. Упражнять в словообразовании с помощью суффиксов.Воспитывать интерес к сказкам.   Активизация словаря: впереди, перед, сзади, за, сбоку, слева, справа, вверху, внизу; верблюжонок, мышонок, котята, бельчата, крольчата, щенята, теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягнята, ребята, хитрая, глупый, неуклюжий, смелый .                                                                                                  Наглядный материал: камень , три стрелки, фланелнграф, конверты с заданиями, музыкальные открытки, картины, иллюстрации к сказкам, избушка, сундучок, шапочки героев сказки, волшебная палочка.                                                                                                                                                                            В группу к детям приходит сказочница( воспитатель) , беседует с детьми о сказках:                                            1.Любите ли вы сказки? 2.Назовите ваши любимые сказки.3.Почему вы любите сказки?4.Каких сказочных героев вы знаете, назовите их.5.Какими словами начинаются и заканчиваются сказки? Молодцы, ребята! Мне очень приятно было слушать вас. Вы, я вижу, любите и знаете сказки, а я приглашаю вас в свою сказку.Но она у меня необычная, состоит из нескольких королевств.Пойдете со мной?  На нашем пути могут возникнуть разные преграды, а мы их должны устранить. А вот и первая преграда ( камень, а на нем 4 стрелки. 1.- направо пойдешь, в королевство правильной речи попадешь. 2.- налево пойдешь, в королевство  сказочных картин попадешь. 3.- вперед пойдешь, в королевство сказок попадешь. 4.- а назад пойдешь—в королевство трусов и зазнаек попадешь.                                                                                                                                   1. Отправляемся в королевство правильной речи: подходим к столу, на котором фланелеграф, а на нем елочка. На столе конверт, а в нем- белочка.                                                                                                                                  Дидактическая игра « Угадай, куда спряталась белочка?» ( использование предлогов).                                                                Молодцы, ребята, все правильно отгадали. Но тут еще есть конверт, а в нем еще одна игра  « У кого  кто есть?»                                                                                                                                                                                    У верблюда есть горбатый верблюжонок.  И т.д.                                                                                                                                    И с этой игрой мы справились, умницы.                                                                                                                                                А сейчас послушаем , если мы преодолели все преграды в королевстве правильной речи, то должна зазвучать любимая мелодия королевы. Давайте все закроем глаза и послушаем. ( Звучит  музыкальная открытка).                                                                                                                                                                      Итак, 1-ю преграду на пути в сказочное королевство мы преодолели.                                                                

Возвращаемся к камню.Находим у себя левую руку, протягиваем влево и идем в этом направлении. Подходим к доске, на которой развешаны картины( иллюстрации к разным сказкам). Дети внимательно их рассматривают и называют сказки, к которым они нарисованы. Если затрудняются назвать сказку, сказочница напоминает небольшой отрывок-подсказку.                                               Теперь я вижу, что вы действитель но знаете много сказок, сказочных героев. А вот вам новое испытание в этом королевстве.                                                                                                                                                  1. Какая лиса в сказках? (хитрая, коварная, красивая, рыжая, умная, догадливая, сообразительная.)                   2. Какой заяц? ( трусливый, пугливый, неуверенный, слабый.)                                                                                     3. Какой волк? ( грубый, самоуверенный, глупый, злой.)                                                                                                     4. А петух? ( важный, гордый, смелый, красивый, отважный).                                                                                                  5. Какой медведьлушаем? ( добрый, неуклюжий, косолапый, глупый.)                                                                                             Покажите мне хитрую лису, глупого волка, трусливого зайца, доброго медведя.( пантомимика).                          А сейчас немного. отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется…»                                                                                               1. Лесная фигура замри.   2. Фигура из сказки замри.                                                                                                                   Отдохнули, а сей час послушаем, довольна ли нами Королева сказочных картин.( Дети закрывают глаза, слушают. Звучит  мелодия с музыкальной открытки).                                                                                                      Возвращаемся к камню.Берем 3-ю стрелку, находим правильное направление и  идем в сказочное королевство. Подходим к избушке. Как вы думаете, кто живет в этой избушке?                                                                              Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                   Чтобы узнать, на  до отгадать загадку: Что за зверь лесной                                                                                                        Встал ,как столбик, под сосной? И стоит среди травы --- уши больше головы?                                                              Чтобы попасть в избушку, нужно открыть замок.                                                                                                                        Пальчиковая гимнастика: Теремок в лесу стоит

Только путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем,

В теремок всех приглашаем.

А на дверях висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Смотрите, да в этом домике есть волшебный сундучок, а в нем, я думаю, костюмы героев сказки. А какие герои живут в этой сказке, мы узнаем, если отгадаем загадки:

1 Рыжая, хитрая,

Никак ей не сидится,

Рыщет всюду, быстрая,

Звать ее (Лисица)

2 Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

3 Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

4 Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка…

Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух)

Эти герои с какой сказки? Хотите стать артистами? Вот у меня есть волшебная палочка, я прикоснусь ее до каждого из вас и вы превратитесь в сказочных героев. А сказочником у нас будет… Подойдите и послушайте, какую я присказку расскажу:

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее – не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Вот ,ребята, молодцы, настоящие артисты. Очень хорошо сыграли свои роли. И Королева страны сказок, я думаю, осталась очень довольна. Хотите убедиться в этом, тогда закройте глазки и послушайте. (звучит музыкальная открытка).

Ну, вот, ребята, побывали мы в разных королевствах, преодолели много преград, стали настоящими артистами, но я надеюсь чтобы не только артисты, но и художники. Нарисуйте мне, пожалуйста, своих любимых сказочных героев для выставки картин. Дети рисуют рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

конспект итогового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР

    Занятие  было итоговым,  обобщающим, с целью выявления знаний, умений, навыков, усвоенных детьми за год, и показа результативности коррекционной работы. Подготовленность...

конспект конкурсного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Хороший поступок"

Данный материал поможет воспитателю обучить детей построить описательный рассказ по картине с опорой на модели...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...