«Папа, мама и моя первая книжка»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Сызрани , реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования , - «Детский сад»,
расположенное по адресу: г. Сызрань , ул, Комарова, 12 «А»
Педагогический проект : «Папа, мама и моя первая книжка»
Разработано :
Булгакова Н.Н.
воспитатель ГБОУ СОШ №3
структурное подразделение
г.Сызрань
2014
Актуальность. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с низким уровнем их коммуникативного развития, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, а следствие этого слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов.
Порой взрослые уверены, что речь ребенка происходит само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания и навыки. Родители, в общем, представляют себе, в каком возрасте их малыш начнет ходить, говорить, когда у него появятся зубы и когда его можно отдавать в детский сад. А вот когда появляются проблемы в школе, то тогда родители начинают искать причины «Почему так происходит?».
Проблема молодых родителей в том, что из-за незнания или не желания развивать своего ребенка дома, развитие идет однобоко: через компьютер, телевизор, а ведь родители порой и не контролируют «что?» и «сколько?» смотрит их ребенок, не анализируют «нужно ли ему это смотреть?» и «что это даст?»
Цель: привлечь и замотивировать родителей на развитие речи дошкольника через книгу.
Задачи:
1.Уточнить, расширить и систематизировать знания родителей о пользе книги для речи.
2.Привлечь родителей к совместной работе дома в саду и дома.
3.Разнообразить досуг ребенка вне дома с опорой на связную речь через книгу.
4.Совершенствовать умения детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей, в последствии для их коммуникативных способностей.
5.Развивать связную речь детей.
6.Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
7.Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
Тип проекта: творческо-информационный, групповой (дети 6-7 лет).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, работники библиотеки, работники музея, работники типографии.
Формы и методы:
- словесный (беседы, обмен мнениями и информацией, чтение литературы, составление творческих рассказов, заучивание стихотворений).
- наглядный (рассматривание иллюстраций, фотографий, моделей, таблиц, картинок).
- практический (создание рисунков, поделок, атрибутов для игры, выполнение графических диктантов, оформление альбома с загадками, математическими заданиями, рассказами).
Ожидаемые результаты:
*Заинтересованность детей книгами, проявление их познавательной
активности: вместе с родителями разнообразить книжный уголок, уголок
мелкой моторики рук.
* Дети рассказывают и делятся своими знаниями и умениями с другими
детьми в детском саду.
* Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевых игр на разные темы.
*Составление рассказов и разучивание стихов по темам.
*Инициативный ремонт книг.
*Итоговое мероприятие: « Организация выставки и интервью «Как я
создавал свою первую книжку».
*Участие в проекте 90% семей.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов.
1 этап - подготовительный
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Беседа с родителями об актуальности создания проекта «Папа, мама и моя первая книжка» | Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели, задачи, привлечь к плодотворному сотрудничеству. | воспитатели |
Подбор литературы | Подобрать художественную, научно-популярную, энциклопедическую литературу по теме проекта. | воспитатели родители |
Создание развивающей среды | Подобрать фотоальбомы, наборы открыток, плакаты, оформить тематические стенды, папки – передвижки. | воспитатели родители |
Просмотр мультипликационного фильма «Гришкины книжки» по стихотворению Маршака "Книжка про книжку". Режиссёр: Ефрем Пружанский | Посмотреть и обсудить с детьми мультфильм. Главный вопрос: «Нужны ли нам книги?» | родители |
Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин» | Привлечь детей и родителей к поиску и изготовлению атрибутов для игры. | родители воспитатели |
2 этап – основной
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Посещение филиала городской детско-юношеской библиотеки, участие в литературном досуге «Где живут книги». | Вызвать у детей познавательный интерес, уточнить и обогатить знания, расширить и активизировать словарный запас по теме. | работники библиотеки воспитатели родители |
Посещение типографии. | Развивать познавательный интерес к теме проекта. Учить самостоятельному поиску информации. | родители |
Поиск и художественное оформление песен, загадок, рассказов, сказок, стихотворений о книгах | Обогатить и активизировать словарный запас. Развивать связную речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи. | воспитатели родители музыкальный руководитель |
Посещение краеведческого музея (зал «Древние книги») | Расширить знания детей об окружающем мире; познакомить с древними книгами с историей развития книги, активизировать словарный запас. | родители |
Непосредственная образовательная деятельность: «Зачем нужны книги?» | Уточнить, расширить и активизировать словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь. | воспитатели |
Создание рисунков, аппликаций по теме «Моя первая книга»: «Азбука букв», «Королева-книга». | Стимулировать развитие творческих способностей детей, мелкой моторики пальцев рук. | воспитатели |
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений по теме проекта: Сергей Михалков «Азбука», Анатолий Хребтюгов «Загадки про буквы», Николай Носов «Затейники» | Вызвать у детей познавательный интерес, желание слушать литературные произведения. Развивать память и интонационную выразительность при разучивании стихотворений. | воспитатели родители |
Домашний досуг «Пересказ любимого мультика», изготовление книжки «Любимая книга своими руками» | Развивать память и интонационную выразительность при разучивании стихотворений. | родители |
Самостоятельное придумывание загадок, сказок, математических задачек | Развивать мышление, связную речь детей. | воспитатели |
Составление творческих рассказов, сказок на тему: «Если бы я попал в страну книг». | Развивать творческие способности, воображение, связную речь детей. | воспитатели родители |
3 этап – заключительный
Мероприятия | Цели | Ответственные |
Конкурс загадок | Развивать мышление, связную речь детей. | воспитатели |
Выставка детских рисунков о книгах. | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех. | воспитатели родители |
Выставка художественной, познавательной и справочной литературы о любимых книжках. | Развивать познавательный интерес к чтению познавательной, справочной и художественной литературы | воспитатели родители работники библиотеки |
Выставка изготовленных книжек дома на тему: «Любимая книжка своими руками ». | Развивать интерес к совместному творчеству. Развивать мышление, воображение, фантазию, связную речь. | воспитатели родители работники библиотеки |
Любознательная игра « Что? Где? Когда?» | Подвести итоги проектной деятельности, обобщить знания по теме проекта. Развивать умение заниматься в единой команде, сопереживать успехам и неудачам других детей. Развивать психические процессы, все стороны речи. | воспитатели родители работники библиотеки работники типографии музыкальный руководитель |
Список использованной и рекомендуемой литературы :
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. 1998. 223с.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. 1999. 158с.
3. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. 1990. 213с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи. 1981. 255 с.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978. 300с.
6.Гризик Т.И. Обучение детей описыванию предметов// Дошкольное
воспитание. 1989. №5. С. 69.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1989. 198с.
8. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников// Дошкольная
педагогика. 2005. №4. С. 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного мероприятия детей и родителей "Папа,мама,я-спортивная семья или вместе с папой,вместе с мамой отправляюсь я на поиски клада"
В представленном материале показано взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников ....
НОД по физическому развитию « ПАПА, МАМА , Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ» в первой младшей группе№2 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: приобщить детей и родителей к здоровому образу жизни.Задачи: вызвать желание у родителей активно взаимодействовать с сотрудникамидетского сада в вопросах укрепления и сохранения здоровья де...
Фотоотчёт: тематическая неделя «Папа, мама, я – дружная семья» в первой младшей группе №1
В нашем детском саду завершилась тематическая неделя «Папа, мама, я – дружная семья». А для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и ин...
КОНСПЕКТ логоритмического занятия для детей первой младшей группы (2-3 года) «Папа, мама, я – дружная семья!»
ЦЕЛЬ: развитие чувства ритма. ЗАДАЧИ:1. Образовательные:· Совершенствовать ходьбу друг за другом;·...
«Папа, мама, я – спортивная семья» - спортивное развлечение в первой младшей группе «Колобок»
Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций. Задачи: Закрепить знания детей об Армии; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины. Воспитыв...
Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Папа, мама, я — дружная семья».
Содержание данного конспекта позволит воспитателю релизовать задачи: побуждать детей к называнию имен членов своей семьи; воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям; развивать ...
.Проект в первой младшей группе «Моя первая книжка-малышка»
В наПроблема сохранения интереса к книге, к чтению сегодня актуальна как никогда. Техника: аудио-. видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на ...