Конспект родительского собрания
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
"Развитие речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshchikh_doshkolnikov.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания во II младшей группе по теме
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель. Раскрыть значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи.
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами, приемами ее развития;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- воспитывать культуру общения;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатели, педагог – логопед.
Место проведения: помещение группы
План проведения
- Вступительный этап.
- Основная часть:
- Педагогический всеобруч «Совсем немного науки»;
- Анализ речи детей группы;
- Игра «Самолетик»;
- Работа в микрогруппах;
- Как сделать чтение интересным;
- Игровая мини – программа;
- Подведение итогов собрания.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Подготовительный этап
- Приглашение родителей на собрание.
- Обследование и выявление уровня речевого развития детей группы.
- Устный журнал (родителям предлагается высказаться о появлении в речи своих детей новых звуков, слов, фраз и т. д.).
- Изготовление родителями книжки – раскладушки «Мой ребенок». Родители рисуют своего ребенка, описывают о нем все печатными буквами. Книжка будет находиться в специальной накопительной папке ребенка. Он сможет ее прочитать, как только научится читать.
- Изготовление памяток для родителей «Развитие речи ребенка», стенгазеты для родителей «Читаем вместе».
- Проведение акции «Копилка вежливых и добрых слов»
Организационный этап
- Оформление выставок:
- Методическая литература по теме собрания;
- Картины по обучению детей 3 -4 лет развитию речи (серия «Наша Таня» и др.);
- Аудиозаписи «Сказки для вашего малыша» («Два жирафа»);
- Иллюстрации художников – сказочников, картины природы.
- Столы накрыты для чаепития.
- Подготовка музыкального сопровождения.
Вступительный этап
Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками, занимают свои места.
Воспитатель: «Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать ВАС сегодня на нашей встрече и благодарны за время, проведенное вместе с нами. Наше общение хочется начать со слов о семье, о том, что она играет ведущую роль в развитии и воспитании ребенка. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. В семье ребенок получает основу для всестороннего развития. Во время пребывания ребенка в детском саду мы – педагоги, дети и родители составляем треугольник (на мольберте начертить треугольник).
Ребенок
Педагоги Родители
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя - что я могу, умею, на что я способен. И наша задача помочь ему в этом нелегком, но интересном деле. Поэтому нам необходимо объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении. Помочь ему всесторонне развиваться, выявить его желания и возможности, определить индивидуальную траекторию движения с целью достижения успеха на каждом этапе развития. Поэтому «Уважаемые родители», мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями мы сможем преодолеть любые препятствия в воспитании, образовании и развитии ребенка.
Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема нашего собрания: «Развитие речи младших дошкольников». Надеемся, что Вы примете активное участие в наших несложных и интересных заданиях.
Основная часть.
Педагогический всеобруч «Совсем немного науки»
Воспитатель: Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, где ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному взаимодействию друг с другом, умение поддержать разговор во время игр, во время взаимодействия друг с другом в любых видах деятельности. Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым и раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес кречи: придумывают слова, повторяют за взрослыми, сочиняют и придумывают истории. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня развития речи. Поэтому нам необходимо осуществлять целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Задание для родителей.
Выбрать из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребенка и объяснить свой выбор.
- Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
- Общение ребенка с другими детьми.
- Речь взрослого – образец для подражания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской художественной литературы.
- Игры ребенка с друзьями и со взрослыми.
(обсуждение мнений)
Воспитатель: Развитие речи малышей непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка свидетельствуют не только о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают уровень его умственного развития. Своевременное овладение детьми нормами речевого взаимодействия способствует социально – коммуникативному, познавательному, художественно – эстетическому, физическому развитию. Благодаря речи взрослые помогают ребенку определить круг его интересов, направляют и объясняют способы поведения и действия, передают просьбы, комментируют, рассказывают, подсказывают образцы общения и многое другое.
Таким образом, трудно не согласиться, что родной язык необходим для полноценного формирования личности ребенка.
На протяжении всего дошкольного возраста в нашем дошкольном образовательном учреждении мы осуществляем следующие задачи речевого развития:
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
В речи детей данного возраста отмечаются некоторые особенности.
-дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие звуки ( «ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль»), а некоторые из них пропускают;
- дети не всегда способны выделить существенные признаки предметов или части предмета;
- интонационная сторона речи требует постоянного совершенствования;
-необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а так же над звуковой культурой речи, дикцией, темпом речи, силой голоса;
- не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-при построении простых распространенных предложений они пропускают отдельные члены предложения;
- существует проблема словообразования;
- стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка;
-детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи;
-дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
К 4 годам ребенок
- правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос просьбу, восклицание;
- накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
- активно осознает обобщающую функцию слов;
- через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число , винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
- начинает использовать в речи сложные формы предложений;
- осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
К концу 4 года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником. Если Вы ясно видите, что у вашего ребенка отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз определит пути и методы коррекционной работы с ребенком, позволит предупредить и избежать трудностей дальнейшего речевого развития.
В условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой появилось новое направление в развитии речи детей - образовательная область «Развитие речи» как отдельная область работы над речевыми умениями и навыками детей. Это новшество не случайно, поскольку для нас очень актуальна проблема речевого развития.
Ознакомившись с нормами речи ребенка четырехлетнего возраста, хотелось узнать
- Какая сторона речи Вас беспокоит больше всего? Я буду называть стороны речевого развития, а Вы поднимите руку, если Вы обеспокоены. Количество мы будем фиксировать в записи на доске (педагог говорит, родители поднимают руки).
А) звуковая сторона речи,
Б) связная речь,
В) лексика,
Г) грамматика,
Д) выразительность речи.
(краткий анализ результатов)
ПЕДАГОГ - ЛОГОПЕД. Уважаемые родители, мне хотелось сегодня помочь Вам преодолеть круг вопросов, которые требуют рассмотрения и решения. Я предлагаю поиграть в игру, с помощью которой мы определим тот круг проблем, с которыми мы будем работать. Пожалуйста, возьмите листочки и ответьте на вопрос: «В чем Вы испытываете затруднения речевого развития ребенка?» Каждый родитель сворачивает записку и передает ее воспитателю. Когда все записки собраны, воспитатель зачитывает их содержание, педагог – логопед дает разъяснения, если вопрос уместен и относится к теме собрания.
Воспитатель: На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности – основная образовательная деятельность, игровая, трудовая, практическая, художественно – продуктивная. Организовываются ситуативные разговоры во время режимных моментов, обсуждение проблемных ситуаций. Большое значение для развития речи детей имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире. В процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы дети пополняют свой словарный запас, проявляют свое эмоциональное отношение к увиденному, выражают свое мнение, опираясь на личный опыт и в то же время открывают для себя что – то новое.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми представлениями и впечатлениями. Предложить ребенку полюбоваться красотой родной природы, понаблюдать за жизнью бабочек и жуков, обратить внимание на свежий чистый воздух и т.д. эмоциональные переживания побуждают ребенка к различным поступкам. Чем больше у ребенка будет положительных эмоций, тем больше он будет предрасположен к хорошему поведению. Дети очень общительны. В одиночестве чувствуют себя. Как правило, несчастными. Поэтому малыша необходимо подпитывать положительными эмоциями, больше общаться, показывать им, что они нам очень дороги.
Отправляясь с ребенком на прогулку:
- поговорите с ним о том, какая сегодня погода. Какое небо. Что есть на небе, есть ли ветер, какой, как мы это определили, с чем это связано, какое сейчас время года, какие бывают деревья и кустарники и т.д.
- в холодное время покормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;
- обратить внимание на удивительный мир растений, который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года;
-проговорить народную пословицу или поговорку, предложить ребенку придумать коротенький рассказ или стишок о том или ином объекте природы;
- вспомнить известные стихотворения, песенки, считалочки.
- обязательно закреплять правила безопасного поведения в природе, объяснять к каким последствиям
может это привести.
Прежде чем научить ребенка видеть красоту окружающего мира, мы, взрослые, должны сами замечать все вокруг и уметь доносить это до ребенка, подбирать подходящие понятные для малыша слова. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое и т.д.
Работа в микрогруппах
- Задание для родителей. Каждой группе предлагаются карточки со словами: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. К каждому слову придумать и дописать пять слов, характеризующих объект.
- На листочках бумаги написать, как родители называют своего малыша (не меньше 5 слов).
- Ответить на вопросы:
- Как вы оцениваете речевое развитие вашего ребенка
а) хорошее,
б) удовлетворительное,
в) плохое.
- Изменилось ли речевое развитие Вашего ребенка за период пребывания в детском саду? Если «да», то изменения произошли:
а) в лучшую сторону,
б) в худшую сторону.
- Какие причины на Ваш взгляд могут влиять на ухудшение развития речи в период нахождения ребенка в детском саду? ………………………………………………………..
- На что воспитателю стоит обратить внимание при работе с Вашим ребенком……….....
Воспитатель: Общаясь с ребенком, мы учим его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках, поездках, в каком городе живет, знает ли свой домашний адрес, свою фамилию и как зовут его близких. Речь ребенка развивается при ознакомлении с художественной литературой, в театрализованной деятельности, при чтении сказок. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научит понимать другого. Сказки помогают скоротать путь, знакомит с нравственными понятиями, сближает ребенка и родителей, разрешает конфликт, настраивает на доброе дело.
Прочитайте детям загадки и предложите догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.
Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые и жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек . А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу - и правда моя помощь нужна!
Загадка 3. Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. /Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
Загадка 4. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженная. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.
Несколько советов родителям «Как сделать чтение интересным»
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведерко?»
- Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.
- Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.
- Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или станиц известной ребенку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать предложение, тем самым вы стимулируете воображение ребенка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Особое место в развитии речи хочется отвести пальчиковым играм.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. К 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремиться к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким. На этом фоне трудности в развитии речи особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих. Хочется пожелать Вам и Вашим детям крепкого здоровья, счастья, успехов и терпения. Надеемся, что наша информация поможет Вам в этом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Поместить в родительский уголок консультацию.
Буклеты для родителей Памятка «Развиваем речь ребенка».
Домашнее задание родителям.
Изготовление родителями книжки – раскладушки «Мой ребенок». Родители рисуют своего ребенка, описывают о нем все печатными буквами, придумывают вместе с детьми.. Книжка будет находиться в специальной накопительной папке ребенка. Он сможет ее прочитать, как только научится читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...
Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"
Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....
План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...