« Формирование субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Шульдешова Людмила Александровна

В статье представлена опытно-экспериментальная работа по формированию  субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx57.34 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование   субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного  возраста»

Воспитатель первой категории

 Шульдешова Л. А.

Введение

Усвоение языковых норм, грамматического строя языка занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребенка.

Проблема поиска системы работы по формированию синтаксических умений, существующих в действительности, не новая, но актуальна на современном этапе, так как  методисты заняты интенсивным поиском более продуктивных методов. Хотя в программах уделяется немало времени и места формированию синтаксических отношений в речи детей, эффективность этой работы остается низкой (чему свидетельствуют ошибки учеников на экзаменах в форме ЕГЭ), так как не установлены основополагающие категории и понятия, не в достаточной степени определены содержание, приемы и методы формирования синтаксических отношений в речи. Именно своевременное формирование синтаксического строя языка ребенка — важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, т.к. язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления ребенка, его речевого общения, планирования и организации его поведения, формирования социальных связей. Особое значение при этом имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам.

              К среднему дошкольному возрасту овладение словосочетаниями и простыми предложениями практически завершается, однако  наблюдаются ошибки, например: в процессе построения предложений встречается неправильный порядок слов при образовании словосочетаний, а также наблюдаются единичные ошибки в словосочетаниях, трудности при использовании субъектно-объектных  отношений.

     Все  это определило внимание к проблеме использования детьми субъект-объектных отношений и необходимость работы  над этой темой в ее практическом изучении с целью выявления особенностей формирования субъектно-объектных отношений.  

   

Опытно-экспериментальная работа по формированию

субъектно-объектных  отношений

1. Организация и содержание констатирующего  эксперимента

      На первом этапе опытно-педагогической работы был проведен констатирующий эксперимент.    Целью констатирующего эксперимента являлось изучение состояния речевой  деятельности детей в живой практике: выявить уровень синтаксического строя речи детей среднего возраста, соотношение использования субъектно-объектных моделей, рассмотреть ошибки в структуре и употреблении синтаксических единиц.

Исследование проводилось в МДОУ « Детский сад №87 комбинированного вида» г. Орла. Была  отобрана экспериментальная группа из 10 человек в возрасте от 4 до 4,5 лет. Это были дети с нормальным речевым развитием. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. В процессе эксперимента велись протоколы, в которых фиксировались ответы детей.

Детям были предложены 11 заданий по схемам, в которых  нашли отражения почти все способы выражения субьект-объектных отношений.  

         Результаты выполнения заданий дали  возможность сделать ряд выводов.

        Дети не испытывали трудностей в следующих ситуациях:

 1. Все предложения по  предложенным картинкам были составлены правильно; дети не допускали ошибок, работая со схемами: (существительное в И.пад. + существительное  в В.пад.)  и  (субъект -  существительное в И.пад. + спрягаемый глагол + объект – сущ. в Т. пад.).

 2.  Они не испытывали больших затруднений и при выполнении заданий, в которых были предложены схемы (существительное в И.пад. + полное прилагательное), (существительное в И.пад. + краткое прилагательное), а также сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

 3. У детей среднего возраста  сформировано умение составлять предложения, в которых субъект в И. пад., а объект – существительное в Т. пад.  

4.  При построении высказывания, в котором субъект – существительное  в именительном падеже, а объект полное прилагательное, дети чаще пользуются прилагательными обозначающими  качество  наблюдаемых предметов,  умеют составлять предложения с ними, но количество слов для обозначения  этих признаков у них весьма ограничено: Мальвина красивая, хорошая, веселая.

5.   Средним дошкольникам доступно понимание схемы «существительное в именительном падеже + краткое прилагательное».

 6.  Они  верно употребляют форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образуют существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже: Ножницы и расческа нужны парикмахеру. Ножницами и расческой работает парикмахер.

        Дети  испытывали трудности в следующих случаях:

 1. Наибольшее количество ошибок детьми  было допущено при составлении высказываний по схеме (существительное в И.пад. + краткое причастие). Количество ошибочных ответов составило 84,5%, а правильных - 16,5%.   В задании с использованием объекта-донататива количество ошибочных ответов составило 68,8%, правильных соответственно - 31,2%.  Типичные ошибки, допущенные детьми: Его сорвали. Она не убирается.  В ней грязь.

  2. Детям  среднего дошкольного возраста сложно воспринимать предложения, в которых переставлен субъект действия и используется обратный порядок слов: «Свету слушал Паша. Кто говорил?» (Паша говорил).

   3.  Дети четырех лет не умеют формулировать предложения с нулевой связкой, вместо объекта, выраженного сказуемым, они используют обстоятельство или косвенное дополнение: «Кто твоя бабушка по профессии?» (Бабуля никем), «Кто твой папа по профессии?» (Папа на стройке,  папа ездит в Москву).

 4.  Дети четырехлетнего возраста не умеют в своих высказываниях употреблять краткие причастия и редко пользуются ими, заменяя их прилагательными или глаголами, например: «Перед тем, как цветок поставили в вазу, что с ним произошло?»  (его оторвали, рвали его, его садят в банку). «Как выглядит комната?» (не убранная, она некрасивая, в ней грязь). 

   5.   Дошкольники редко используют в речи обращение.  

   6. Дети четырехлетнего возраста еще не могут связывать объект, выраженный существительным в Д. пад.,  и субъект в И. пад. с глаголом.

       7.  Дошкольникам сложно грамматически правильно  связывать между собой слова так, чтобы получилась логическая конструкция, в которой субъект в И. пад., а объект – существительное в В. пад. или в П. пад.

            Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста умений пользоваться субъект-объектными отношениями в речи. На следующем этапе  была организована работа по формированию субъект-объектных отношений у детей среднего дошкольного возраста.          

 

2. Организация работы по формированию субъектно–объектных отношений (формирующий эксперимент).

         Обучение грамматически правильной  речи носило характер упражнений и дидактических игр с последующим, постепенным усложнением. Наглядным материалом служили  натуральные предметы, игрушки, картинки.

         На этом этапе были подобраны игры и упражнения по развитию морфологических умений, доказана эффективность их использования в практике работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Специальное внимание при обучении детей уделялось упражнениям на употребление, прилагательных,  правильного порядка слов в предложениях, на преодоление синтаксического монотона (повторения однотипных конструкций), правильное согласование слов, составление СПП разных типов и др.  

Формирующий этап эксперимента проводился на базе  того же дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад  № 87 комбинированного вида» г. Орла, с детьми среднего дошкольного возраста в период с февраля 2014 по май 2014 года. Работа проводилась  на занятиях по развитию речи и во  вне учебной деятельности, в естественных для детей условиях, методом обучающего эксперимента. Обучающий этап эксперимента состоял из комплекса  занятий с группой детей.

         Целью формирующего эксперимента  было  апробировать на практике игры и дидактические упражнения по формированию субъектно-объектных отношений, разных способов выражения.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

  • Провести коррекционно-развивающее обучение по формированию субъектно-объектных отношений в речи детей с целью формирования  умения правильно употреблять  детьми среднего возраста субъектно - объектные отношения.
  • Выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы по формированию субъектно-объектных отношений в речи детей.

Указанные задачи определили содержание работы и ее направленность на формирование данных  отношений.

На начальном этапе формирующего эксперимента были проанализированы сборники дидактических игр, с целью выявления тех игр и упражнений, которые могут быть использованы для формирования субъектно-объектных отношений в речи детей.

Варианты игровых правил:

1. отвечает тот, кого назовет игрушечный персонаж;

2. бежать можно только после того, как правильно назовешь слово;

3. кто быстрее ответит, получит фишку;

4. выигрывает тот, кто не ошибется;.

Проведение дидактических игр имело следующие особенности. Перед началом игры старались вызвать у детей интерес к ней, желание играть с помощью следующих приемов: интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

Проведение игр было кратковременным (5-10 минут). Они составляли часть занятий по развитию речи, использовались на прогулках, в повседневной жизни и т.д.

Игровое задание предлагалось сразу всем детям группы, выдерживалась секундная пауза для обдумывания детьми ответа. Для ответа вызывался один ребенок (или несколько детей по очереди). В оценке ответа участвовала вся группа детей.

В нашем исследовании отбор дидактических игр и упражнений для формирующего этапа эксперимента осуществлялся с учетом данных теоретического анализа литературы, в котором выявили, что субъектно-объектные отношения могут быть выражены разными способами, а также данными констатирующего этапа нашего эксперимента, который показал нам субъектно-объектные отношения которые вызвали у детей наибольшие трудности при высказываниях.

В связи с этим все игры и упражнения были распределены по пяти блокам:

1 блок схема: Существительное в Им.пад. + спрягаемый глагол.

 Цель: составлять высказывание с использованием конструкции, когда субъект выражен существительным, объект – спрягаемым глаголом.

2 блок схема: Существительное в Им.пад. + существительное в Им.пад    Цель: составлять предложения с использованием субьекта в И.п., объекта – в И.п.

3 блок схема: Объект-донататив, выраженный существительным в винительном падеже.

Цель: использовать  при составлении высказывания    объект-донататив выраженный,  существительным в винительном падеже,

4 блок схема: Сочетание Дат.пад. и Им.пад. в предложении.

Цель: строить конструкцию с помощью объекта выраженного существительным в дательном падеже и субъектом выраженном в именительном падеже.

         5 блок схема: Субъект – сущ. в Им.пад. + объект – сущ. в Предл.пад.          Цель: строить высказывания с использованием объекта,  выраженного существительным в предложном падеже

Работа  проводилась  целенаправленно, систематически и комплексно.

При отборе игр мы пользовались пособием Т.В Александровой,  «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» [1]: , Т. Тарабариной «Занимательная грамматика» [35]: , Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений» [36]: , часть заданий отобранных нами, были смоделированы с учетом нашей темы такие как «Отгадай название животных», «Доскажите предложения», «Подбери слово по теме «животные», «осень», « овощи, фрукты, ягоды»», «Закончи предложения».

 При отборе игры учитывалось содержание работы по познавательному развитию детей. Игры содержали уточнение представлений детей по темам: «Времена года (осень, зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Овощи, фрукты, ягоды», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Мебель». Необходимо отметить, что при проведении игр ставили задачу закрепить у детей умение пользоваться разнообразными субъектно-объектными отношениями.  Например, в игре ««Закончи предложение», в котором отрабатывалось умение составлять высказывание в котором субъект выражен существительным в Им. пад. а объект спрягаемым глаголом антонимом, детям предлагается закончить предложение и назвать слова – «неприятели»

Вечером люди ложатся в кровать, а утром

Продавец продает, а покупатель ...

Воспитатель спрашивает, а дети ... 

Интерес к игре сохранялся благодаря тому, что одно и тоже содержание варьировали за счет изменения характера вопросов, задаваемых детям.

Позволяло сохранить интерес детей к игре и разнообразие игровых правил и действий. Например, в игре «Кто или что умеет делать» педагог предлагал одному ребенку молча показать какое либо действие (постучать, побежать, лечь), дети должны  были правильно угадать это действие. Затем педагог просил каждого ребенка ответить на вопрос: «Кто или что умеет это делать?». В этой игре решение речевых задач не утомляло детей, т.к. они все время находились в движении.

        В игре «Подбери слово по теме Животные» на формирование умений работать с субъектом и действием, выраженным словами-синонимами, игровые действия заключались в ловле мяча. Педагог предлагал детям к названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» 

При этом воспитатель задавал вопрос  и бросал мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен был закончить предложение, правильно подобрав субъект.

Прыгает (кто?) ..,

  • скачет ..,
  • кусается..,
  • спит..,
  • пугается ..,
  • охотится .., и т.д

В игре «Кому что дадим?» на закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные» дети брали по одной картинке с изображением корма для животных, клали ее около соответствующей игрушки и отвечали на вопрос: «Кому это дадим?».

  • Сено дадим корове, лошади.
  • Грибы дадим белке.
  • Яблоко дадим ежу.
  • Орехи дадим белке.

В игре «Мишка пришел в гости» отрабатывалось умение правильно подбирать существительные к глаголу или наоборот, разыгрывалась игровая ситуация. Дошкольники приглашали к чаю Мишку, далее педагогом предлагалась сюжетно-ролевая ситуация, в которой дети принимали активное участие, играя со свои гостем. Такое разнообразие игровых действий создавало интерес к игре, маскировало обучающий характер занятий.

       Почти во всех играх использовали наглядный материал, либо сюжетные картинки, как, например, в игре «Кто как передвигается?», в которой детям показывали картинки, изображающие животных, а они определяли их и говорили, как они передвигаются. Например, лошадь скачет, змея ползает, птица летает, рыба плавает, лягушка прыгает.

В игре «Кто, что умеет делать?»  предлагали детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называли, кто что делает, тем самым отрабатывая умение использовать субъектно-объектные отношения, реализуемые в схеме: Существительное в Им.пад. + существительное в В.пад. Например, учитель учит детей, доктор лечит людей, повар варит (готовит) обед, уборщица убирает подъезд, дворник подметает двор, маляр красит забор, художник рисует картину и т.д. 

         Использовали игры по типу лото, они также предполагали использование наглядности. Например, в игре в лото «Кто что делает?» на карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называл действие, игроки находили соответствующую картинку и называли предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывалась фишкой. Например, педагог называл слово скачет, дети находили изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывали картинки фишками после воспроизведения предложений.

В игре «Кому что дадим?» на закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные» использовались картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.) и игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

Так же большой интерес вызвала у детей игра, где нужно было отгадывать загадки, которые были связаны с лесом и зимой. Здесь мы ставили перед собой задачу формировать умение использовать в речи субъектно-объектные отношения, реализуемые в схеме: существительное в Им.пад. + существительное в Им.пад, при этом педагог следила за тем, что бы дети  правильно строили простое предложение без глагола связки.

В игре  «Отгадай название животных», в которой мы закрепляли  у детей умение правильно сочетать глаголы, передающие звуки животных с субъектами действий, детям предлагалось прослушать аудиозапись из  аудиоальбома «Звуки животных». Прослушав звук какого-либо животного, они должны были правильно отгадать его.

Использование различных видов наглядности активизировало внимание детей, вызывало интерес к речевой деятельности.

         Дидактические игры организовывали на занятиях по развитию речи и  в повседневной жизни. Формирование субъектно-объектных отношений в речи детей в игровой форме увеличивало интерес дошкольников к этому виду деятельности и способствовало успешному решению поставленных задач.

В связи с тем, что проведение игр имело обучающий характер, на протяжении всего эксперимента активная роль в их использовании принадлежала воспитателям. В повседневной жизни дошкольникам предоставлялась самостоятельность в выборе игры, в которую они хотели поиграть.

В процессе игры внимательно следили за ее ходом, поведением детей. При подведении итогов акцентировали внимание ребят на их успехах, даже если они были у кого-то незначительными. Старались похвалить каждого. Если замечали, что в ходе коллективной игры у кого-то из детей имеются трудности, то с этим ребенком занимались индивидуально.

Следует отметить, что детям нравилось играть. Они с удовольствием участвовали в играх с мячом, фишками, картинками, самостоятельно предлагали поиграть в игры с картинками. В словесные игры играли по предложению воспитателя. Возможно, желание детей играть было связано с разнообразием игровых действий, представленных в играх.

Говоря о трудностях, которые были в работе, можно сказать, что свою работу старались выполнять качественно, тем не менее, дети в силу своего возраста и неустойчивого внимания, допускали ошибки при ответах на вопросы экспериментатора. Были и те, кто неохотно выполнял задания, отвлекался. Некоторые упражнения у детей вызывали повышенный интерес, такие, например, как: «Охотник и пастух», «Кто чем управляет», «Кто как передвигается», «Отгадай загадку», «Отгадай животное», а некоторые, наоборот, затруднения  при их выполнении.

Привлекали к работе и родителей, используя разнообразные формы: наглядную агитацию в «Уголке для родителей», беседы, показы игр с участием детей.

В беседах с родителями раскрывали значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, подчеркивали, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы (память, внимание, речь, мышление), но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам.

В «Уголке для родителей» помещали содержание игр, которые проводили с детьми в детском саду. Предлагали родителям ознакомиться с их содержанием и поиграть дома. Отмечали, что игры, в которые можно играть с детьми, не требуют большой подготовки. В них можно играть во время хозяйственных дел или прогулок: по дороге в детский сад или домой, в тот момент, когда родители вынуждены долго ехать с ребенком в автобусе или электричке, когда мама готовит обед, а ребенок находится рядом. Указывали, что такие игры помогают родителям и детям сблизиться и с пользой провести время.

Необходимо отметить, что родители стали союзниками наших дел, чем способствовали повышению эффективности экспериментальной работы.

Проведенный педагогический  эксперимент позволил определить педагогические условия, при которых обеспечивалось успешное проведение занятий:

-   использование различных игровых методов и приемов, а также проблемных ситуаций, которые были направлены на активизацию использования в речи  детей данных отношений;

-  активное сотрудничество между педагогом и детьми на основе личностно - ориентированного подхода.

Серия  отобранных заданий и дидактических игр, представлен в календарном плане, направленном на формирование субъектно - объектных отношений

Календарный план

День недели

С о д е р ж а н и е     з а н я т и я

Название игры содержание

Цель

Что формирует

3.02.11.

 Вводное занятие. Ознакомление с предложением.

Предложение – сочетание слов или одно слово, выражающее основную мысль.

Например, педагог говорит: «Белка грызет орешки», задает вопросы, дети отвечают. Затем педагог дает набор слов, задает вопросы, дети составляют предложения.

1. Научить детей выделять из устной речи предложения и слова.

2. Определять количество слов в предложении.

3. Определять порядковое место слова.

4. Составление предложений из определенного количества слов. Например, серая, белая, кошка, следит, бежит, мышка (10 разных предложений).

5. Графическое изображение структуры предложения на бумаге.

Происходит закладывание  субъект-объектных отношений выделением предложений из речи.

 Модуль1

Отработка схемы существительное в Им.пад. + спрягаемый глагол

10.02.11.

Игра с игрушечным мишкой «в поручения»: Попросите мишку положить простыню. Мишка, ... (положи простыню). Что делает мишка? (Мишка кладет.) Что сделал мишка? (Мишка положил.) Узнаем, умеет ли мишка лечь? Мишка, ... (ляг!). Сможет ли мишка поехать? Мишка, ... (поезжай!). Мишка поехал.

Отработать умение правильно подбирать существительные к глаголу или наоборот.

Научить детей видеть субъект и объект действия с помощью вопросов.

10.02.11.

Упражнение с картинками «Докончи предложение»: Висят детские ... (пальто)

Отработать умение правильно подбирать существительные к глаголу.

Научить детей видеть субъект, который выполняет действие.

17.02.11.

«Подбери слова-действия». Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

  • Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).
  • Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).
  • Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).

Отработать умение подбирать существительные к действию.

Научить детей видеть субъект, который выполняет действие.

17.02.11.

Игра «Кто как передвигается?». Педагог показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь — скачет,

змея — ползает,

птица — летает,

рыба — плавает,

лягушка — прыгает.

Вспомнить с помощью изображений животных и действия, которые они осуществляют.

Сформировать у детей правильное представление о субъекте, который выполняет действие.

24.02.11.

Игра «Добавь одно общее слово к двум словам».

  • Дерево, цветы — что делают?
  • Сидит, стоит — кто?
  • Кошка, собака — что делают?
  • Льется, журчит — что?
  • Тарелка, кружка — что делают?
  • Шумит, дует — что?
  • Дождь, снег — что делают?
  • Растет, зеленеет — что?
  • Фрукты, овощи — что делают?

Отработать умение подбирать глаголы движения к 2-м существительным, объединенным лексически.

Сформировать у детей правильное представление о синонимичных глаголах и субъектах действия.

24.02.11

«Кто как голос подает?»

  • Голубь воркует,
  • ворона каркает,
  • кошка мяукает,
  • воробей чирикает,
  • сорока стрекочет,
  • свинья хрюкает,
  • петух кукарекает,
  • сова ухает,
  • овца блеет,
  • курица кудахчет,
  • лягушка квакает,
  • корова мычит,
  • гусь гогочет,
  • волк воет,
  • лошадь ржет,
  • утка крякает,
  • медведь рычит,
  • собака лает.

Напомнить детям о том, какие голоса издают животные и птицы; отработать умение составлять простое несложненное предложение.

Сформировать у детей представление о субъекте действия.

3.03.11.

«Кто что умеет делать?». Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

  • Учитель учит,
  • доктор лечит,
  • повар варит (готовит),
  • уборщица убирает,
  • дворник подметает,
  • маляр красит,
  • художник рисует,
  • парикмахер стрижет,
  • чертежник чертит,
  • продавец продает,
  • покупатель покупает,
  • портной шьет.

Отработать умение составлять предложение по различным картинкам; вспомнить названия лиц по профессии.

Сформировать у детей правильное представление о субъекте (выраженном существительным одушевленным), связанным с той или иной профессией.

3.03.11.

«Что какие звуки издает?»

  • Дверь — скрипит,
  • ветер — свистит,
  • машина — гудит,
  • дождь — шумит,
  • листья — шелестят,
  • ручеек — журчит,
  • гром — грохочет,
  • бумага — шуршит,
  • град —  стучит.

Отработать умение составлять предложение с использованием субъекта, обозначающего объекты живой или неживой природы

Сформировать у детей правильное представление о субъекте (выраженном существительным неодушевленным)

10.03.11.

«Кто или что может это делать?»

  • Бегать — ...
  • скакать — ...
  • летать — ...
  • плавать — ...
  • ползать — ...
  • катиться — ...
  • стоять — ...
  • лежать — ...
  • прыгать — ...
  • сидеть — ...

Научить правильно подбирать субъект к действию с учетом лексической сочетаемости.

Сформировать у детей правильное представление о сочетаемости определенного действия с субъектом.

10.03.11.

Игра в лото «Кто что делает?». На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, педагог называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Отработать умение находить соответствующую заданию  картинку, умение составлять предложения.

Сформировать у детей правильное представление о сочетаемости глаголов: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др. с субъектами этих действий.

17.03.11.

«Отгадай названия животных».

Мычит (кто?) ...   Хрюкает ... Лает ... Ржет ... Мяукает ... Блеет ...

Закрепить названия животных.

Сформировать у детей умение правильно сочетать глаголы, передающие звуки животных с субъектами действий.

17.03.11.

«Подбери слово». Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?» к названиям животных.

  • Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.
  • Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.
  • Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

Закрепить глагольный вопрос  «что делает?» с названиями животных; умение подбирать синонимы к глаголам.

Сформировать у детей умение правильно сочетать субъект (животное) с действием (глаголом)

24.03.11.

Игра «Отгадай, что это за животные?»

Педагог называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

  • Сторожит, грызет, лает — кто это?
  • Мяукает, лакает, царапается — ...
  • Хрюкает, роет — ...
  • Ржет, бегает, скачет — ...
  • Блеет, бодается — ...
  • Мычит, жует, ходит — ...
  • Летает, жужжит, жалит — ...

Закрепить знания по теме «Животные»; научиться правильно отвечать на вопрос.

Продолжить формировать знания по связи субъекта и глагола в предложении.

24.03.11.

«Подбери слово по теме «Осень». Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).

  • Солнце (что делает?) ...
  • трава ...
  • облака ..,
  • листья ..,
  • дождь ..,
  • птицы ..,
  • ветер ..,
  • деревья ...

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Осень».

  • Приходит (что?) опадают ..,
  • дует ..,
  • моросит …
  • плывут ...
  • улетают…
  • желтеет ..,
  • мокнет ..,
  • вянут ..,

Закрепить лексику по теме «Осень», научить подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Что делает?» и «Что?»

Продолжить формировать знания по связи слов в предложении и словосочетании с выделение субъекта или действия в виде подсказки

31.03.11.

«Подбери слово по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

  • Растет (что?)
  • срезают..,        
  • зеленеет ..,
  • выкапывают ..,
  • краснеет ..,
  • срывают ..,
  • созревает ..,
  • варят ..,
  • дергают..,
  • жарят..,  ;  
  • маринуют ..,
  • солят ...

Закрепить лексику по теме «Овощи, фрукты, ягоды»; отработать умение строить предложение с использованием подлежащего или прямого дополнения.

Продолжить формировать знания по конструированию высказываний с использованием субъекта действия и объекта.

31.03.11.

«Подбери слово по теме «Животные». К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные»,      

  • Прыгает (кто?) ..,
  • скачет ..,
  • кусается..,
  • спит..,
  • пугается ..,
  • охотится ..,
  • прячется ..,
  • хитрит ..,
  • нападает ..,
  • ползает ..,
  • крадется ..,
  • заметает следы ..,
  • переваливается ..,
  • бросается ...

Кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

Закрепить лексические знания  по теме «Животные»; научиться подбирать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Формировать умение работать с субъектом и действием, выраженным словами-синонимами.

7.04.11.

«Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение и назвать слова – «неприятели»

Вечером люди ложатся в кровать, а утром ...

Продавец продает, а покупатель ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Отработать употребление антонимичных пар в предложениях; умение строить высказывание с использованием сочинительных противительных союзов.

Формировать умение заканчивать предложение, правильно подобрав глагол-антоним к субъекту.

Модуль 2

Работа со схемой: существительное в Им.пад. + существительное в Им.пад

14.04.11.

Давайте разгадаем загадки, только все они будут связаны с лесом и зимой:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Эта девица - елка)

Стоит корыто,

Полно воды налито (Это корыто - озеро)

Какой это мастер

На стекло нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Этот мастер - мороз)

Белое одеяло всю землю покрыло. (Это одеяло - снег)

Отработать умение разгадывать загадки, построенные на ассоциативных связях; умение строить простое предложение без глагола связки.

Формировать умение строить высказывание по схеме: существительное в Им.пад. + существительное в Им.пад

14.04.11

Игра «Кто, чем управляет?» 

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Педагог показывает картинку и задает вопросы «Как называется человек, который управляет автобусом, самолетом и т.д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

Водитель грузовика или автобуса – шофер.

Водитель корабля -  капитан.

Мастер по ремонту электричества – электрик.

Руководитель города – мэр.

Повторить лексику по теме  «Транспорт»; отработать умение говорить полным предложением

Продолжить формирование навыка строить высказывание по схеме: существительное в Им.пад. + существительное в Им.пад

Модуль 3

Работа со схемой: объект-донататив

21.04.11

«Кому какой  корм дают?»

Кошке дают молоко.

Собаке кость.

Корове сено.

Курице  зерно.

Закрепить лексические знания  по теме «Животные»; вспомнить, чем питаются звери; отработать составление односоставных или неполных предложений.

Формировать умение к объекту подбирать по смысловой взаимосвязи донататив.

21.04.11.

Назвать профессии (по картинкам). Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

  • Кто носит багаж? Носильщик носит багаж.
  • Кто сваривает трубы? Сварщик сваривает трубы.
  • Кто вставляет стекло? Стекольщик вставляет стекло.
  • Кто укладывает камни? Каменщик укладывает камни.
  • Кто точит ножи? Точильщик точит ножи.
  • Кто чинит часы? Часовщик чинит часы.

Расширить представление о профессиях; отработать умение составлять простое распространенное предложение.

Формировать умение к использовать в предложении объект-донататив.

28.04.11.

Игра «Кто подберет больше слов?». Педагог предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

  • Что портному можно шить ? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
  • Что для подарка можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
  • Что бабушке можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
  • Что людям можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
  • Что можно надеть сестре? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ юбку, колготки и т. д.)
  • Что можно обуть брату?  (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
  • Что можно «надвинуть» на голову ученику? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Напомнить детям слова по теме «Вещи, изделия»; отработать навык по составлению предложений с этими словами.

Формировать умение соединять дополнение с существительным в В.п.

28.04.11

Игра «Охотник и пастух» На доске картинки: слева — «охотник», справа — «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

Примерные картинки.

  • Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.)
  • Что делает пастух с помощью кнута? (Пастух с кнутом пасет домашних животных.)
  • Что делает охотник с ружьем? (Охотник с ружьем охотится на диких животных.)

Педагог предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

Затем педагог задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

  • Пастух с кнутом пасет кого? (Корову или коров, лошадь или лошадей, свиней, овец, коз и т. д.)
  • Охотник с ружьем охотится на кого? (На зайца или на зайцев, на лису или на лис, на белку ... на медведя ... на кабана ... и т. д.)

Закрепить форму винительного падежа но теме «Домашние и дикие животные»; отработать умение использовать визуализацию.

Формировать умение использовать объект-донататив.

5.05.11.

Игра «Кому что дадим?»

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).

На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

  • Сено дадим корове, лошади.
  • Грибы дадим белке.
  • Яблоко дадим ежу.
  • Орехи дадим белке.
  • Малину дадим медведю.
  • Молоко дадим кошке.
  • Мед дадим тоже медведю.
  • Косточку дадим собаке.
  • Овощи дадим свинье.

Игра «Угадай, кому нужны эти вещи».

На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы.

Педагог показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к; соответствующей картинке.

  • Указка — учителю,
  • Весы — продавцу,
  • термометр — доктору,
  • кисть — художнику,  
  • шприц — медсестре,
  • ружье — охотнику,      
  • удочка — рыболову,
  • ножницы — парикмахеру.      

Закрепление формы винительного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»; «Люди и их профессии»

Продолжить формирование навыка строить высказывание по схеме: объект-донататив (дополнение, выраженное сущ. в В.п. и дополнение, выраженное сущ. в Д.п.

Модуль 4.

Работа по схеме: Сочетание Дат.пад. и Им.пад

12.05.11.

Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ.

Иголке — нитка,

Уткам — пруд,

Забору — калитка,

А лентяю — труд,

Супу — картошка.

             Солнышко — лету,

А книжке — обложка.

Стихи — поэту,

А братишке — сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья

Выучить стихотворение, отработать умение строить высказывание в виде неполного предложения.

Формировать умение работать со схемой: сочетание Дат.пад. и Им.пад; умение выделять субъект и объект дейсвтвия.

12.05.11.

Игра «Кому это жилище?»

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Педагог объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ; а затем называют, чьи это жилища (нора — лисе, мышке, берлога — медведю; дупло — белке, сове; гнездо — птице; скворечник — скворцу; коровник — корове, телятам; конюшня — лошади, жеребятам; свинарник — свинье и поросятам; крольчатник — кроликам).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

Вспомнить материал по теме «Животные, их места обитания»; отработать умение использовать описательные картинки.

Продолжить формировать умение работать со схемой: сочетание Дат.пад. и Им.пад

Модуль 5

Работа по схеме: Субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад.

19.05.11.

Рассматривание картинок: на чем играет девочка? (На пианино.)

Вспомнить материал по теме «Занятия людей»

Начать  формировать умение работать со схемой: субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад.

19.05.11.

Игра «Где, что растет?». На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Педагог: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Отработать и закрепить материал по темам: «Овощи и фрукты, места их произрастания»; «Продукты питания» и др.

Продолжить  формировать умение работать со схемой: субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад.

26.05.11

Игра «Кто, где живет?». На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

  • Собака живет в конуре.
  • Белка живет в дупле.
  • Лиса живет в норе.
  • Ежик живет в гнезде.
  • Медведь зимует в берлоге.
  • Мышка живет в норе.
  • Волк живет в логове.
  • Лошади живут в конюшне.
  • Корова живет в коровнике.
  • Свиньи живут в свинарнике.
  • Телята живут в телятнике.
  • Кролики живут в крольчатнике.

Закрепить материал по теме «Места обитания животных»; отработать умение строить полное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и обстоятельства.

Продолжить  формировать умение работать со схемой: субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад.

26.05.11.

Игра «Что в чем?»

На доске картинки с изображением посуды. Педагог задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

  • В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)
  • В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.)
  • В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)
  • В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)
  • В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)
  • В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.)

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

  • Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)
  • Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)
  • Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)
  • Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

Отработать знания по теме «Посуда»; умения отвечать на вопросы по сюжетной картинке «Где находится?»; использование предлогов в, на и др.

Продолжить  формировать умение работать со схемой: субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад

26.05.11.

Игра «Доскажите предложение». Вместо точек придумайте слова на [г].

        Машина стоит в ... (гараже). Гость проживает в ... (гостинице).

Брат хорошо играет на ... (гитаре). Виноград рос на ... (горе).

Отработать навык продолжения предложения; вспомнить знания по темам: «Транспорт»; «Овощи, фрукты»; «Жилье человека»

Продолжить  формировать умение работать со схемой: субъект – сущ. в Им.пад, объект – сущ. в Предл.пад

     Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, был проведен контрольный срез, сопоставлены полученные данные с результатами констатирующего этапа, сделаны выводы об эффективности проведенного исследования. По результатам контрольного среза была прослежена  положительная  динамика.            

Данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать воспитатели в своей работе по обучению дошкольников грамотной, связной речи.

В детском саду эти задачи могут быть успешно решены при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач, при тесной преемственности в работе воспитателей и родителей.

 

Литература

  1. Алексеева М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –  М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 1998.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
  4. Грамматика русского языка. - М.: Просвещение 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и.
  5. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социально- активной личности в детском саду. - М., 1989.-221с
  6. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации)- М.: МТУ, 1997-152с.
  7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  8. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987 – 238с.
  9.  Тарабарина Т.И. Занимательная грамматика. - М.: Академия развития, 2008. -32с.
  10. Ушакова        О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду //Дошкольное воспитание, № 1, 2003. С. 35.
  11.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 1997. - 28с.
  12. Ушакова        О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.- 288с.
  13. Ядешко В.И.  Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Просвещение, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы «Малыши спешат на помощь»

логико-математические задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера:- объединение предметов по основному родовому признаку (форма)без учета известных признаков (цвет, величина);- выкладывание ...

Консультация для родителей. "Формирование связной речи детей среднего возраста".

Связная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи - это связанность мыслей. В связанной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его....

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Конспект НОД для формирования грамматического строя речи детей среднего возраста с ОНР "В гости к Красной Шапочке" (первый год обучения)

Используемые технологии: технология развивающего обучения, проблемно-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сказкотерапииКоррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизи...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...