Конспекты занятий с детьми по развитию речи старшей и подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Муянова Нина Алексеевна

В конспектах представлена работа по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Обучение основывается на алгоритмах организации мыслительной деятельности. Каждый шаг алгоритма способствует к усвоению какой - либо мыслительной операции, в результате чего у ребенка формируется способность делать речевые зарисовки..

Для разработки конспектов использовано  пособие "Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников" под редакцией С.В.Лелюх,Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty-starshaya_gruppa.doc113 КБ
Microsoft Office document icon plany-podg.gruppa.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ N1

занятия по развитию речи

для детей старшей группы

Тема: «Рассматривание картины «Волки»

Составилf:  воспитатель Муянова Н.А.

Программное содержание: учить детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины; упражнять в умении составлять рассказы-рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины; использовать в речи разные типы предложений: простые, сложносочинённые, сложноподчинённые. Выстраивать их в логической последовательности. Формировать умение составлять рифмовки по содержанию картины. Активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

Игры: «Объясни, почему так названа картина», «Найди самое удачное название картины», подбор и запоминание пословиц и поговорок, подбор рифмовок в самостоятельной речевой деятельности.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня в группе произошло интересное событие. У нас исчезло название картины. А поможет нам подобрать название картины игра «Каталог».

Пословицы:

  1. Волка ноги кормят.

2. Много снега – много хлеба.

3. Голод и волка из леса гонит.

4. Без друга в жизни туго.

  1. Шубка зимой не шутка.

Ребёнок вынимает пословицу. Воспитатель зачитывает её и спрашивает: «как вы считаете, подходит эта пословица в качестве названия картины? Почему? Не подходит? Почему? Повторить ещё раз все пословицы и выбрать самую удачную.

- Так какая же пословица подходит больше всего в качестве названия картины? Теперь мы нашу картину изобразим.

Физкультминутка «Живые картинки»

- А теперь я вам предлагаю  стать поэтами. Давайте с вами сочиним стихи о каком-нибудь объекте. Например, о волках.

- Вспомните, пожалуйста, что сначала надо сделать, чтобы получились стихи (подобрать рифму).

Воспитатель предлагает детям подобрать рифмы к слову «волки» (иголки, колки, ёлки, полки и т.д.)

- Где находятся волки? (на поляне, у забора, у деревни и т.д.)

Воспитатель предлагает детям подобрать рифмы к слову «у забора» (воры, споры, переговоры и т.д.)

- Что делают волки? (стоят, воют, рыщут и т.д.)

Воспитатель предлагает подобрать рифмы к словам: рыщут-ищут, воют-ноют, ищут-свищут, стоят-глядят и т.д.

- Скажите, пожалуйста, какие волки? (серые, злые, клыкастые и т.д.)

Воспитатель предлагает подобрать рифмы к словам: клыкастые-зубастые, серые-смелые и т.д.

Воспитатель предлагает детям закончить предложенную фразу:

Жили-были …………(волки)

У них зубы………….(как иголки)

Были они ……………(серые)

Очень даже …………(смелые)

Целый день повсюду… (рыщут)

Для себя добычу …...(ищут)

Вот какие смелые волки!

Стоят волки ………..(у забора)

Притаились, точно ….(воры)

И ведут …………….(переговоры)

На снегу они ………(стоят)

На деревню всё ……(глядят)

Да клыками всё ……(стучат)

Вот какие волки охотники!

Стоит зима ………….(холодная)

Рыщут по полю волки …..(голодные)

Ветер в поле ………. (ноет)

Волки у забора …….(воют)

Они очень ………… (клыкастые)

Все очень …………. (зубастые)

Вот какие страшные волки!

В конце занятия воспитатель зачитывает получившиеся стихи и предлагает детям нарисовать к ним рисунки.

КОНСПЕКТ N2

занятия по развитию речи

для детей старшей группы

Тема: «Составление рассказов-фантазий по картине «Куры»

Составила:  воспитатель Муянова Н.А.

Программное содержание: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приёмов фантазирования и на основе этого составлять рассказы фантастического содержания. Использовать в речи диалоги, прямую речь, разные типы предложений: простые и сложные. Активизировать в речи слова, характеризующие состояние души (тревога, испуг, гордость, растерянность и т.д.)

Предварительная работа:

Игровые приёмы: «Пришёл в гости волшебник…»

Сочинение сказок с использованием типовых приёмов фантазирования.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня на занятии мы снова будем работать с картиной: составлять фантастические рассказы. Скажите, кто может помочь нам в составлении рассказов? (Волшебники)

- Давайте вспомним с вами волшебников, которых мы знаем.

  1. Волшебник Увеличения – Уменьшения.
  2. Волшебник Дробления – Объединения.
  3. Волшебник Оживления – Окаменения.

- Ребята, я предлагаю вам выбрать любой объект на картине, и с помощью понравившегося вам волшебника составить фантастический рассказ.

- При составлении рассказа не забудьте обратить внимание на то:

  • что происходит с объектом;
  • что чувствует объект, как воспринимает окружающих;
  • как окружающие относятся к объекту.

- Не забудьте дать название своему рассказу.

Физкультминутка: Дети свободно передвигаются по группе, а воспитатель управляет движениями детей при помощи «волшебников».

Рассказы детей:

1. Волшебник Дробления дотронулся до Петушка. Испугался Петух, потому что все части тела стали разъединяться. Гребешок стал отдельно висеть на травинке, а голова примостилась около плошки. Петушиные лапы важно топают по двору. Цыплята и курочки смотрят на них и ничего не поймут.

2. Пришёл волшебник увеличения, дотронулся до петуха. Петух стал увеличиваться на глазах. Он стал занимать весь птичий двор. «Как же мне быть? - думает он. – Ведь я могу всех передавить». И вдруг он почувствовал, что его стали все сторониться, а цыплята разбежались во все стороны. Петуху было очень тревожно сначала, а потом он почувствовал себя хозяином птичьего двора, потому что ему было видно весь птичий двор, и если кому-нибудь грозит опасность, то он сразу того защитит.

 

В заключение занятия проводится анализ детских рассказов.

КОНСПЕКТ  №3

занятия по развитию речи для детей

старшего дошкольного возраста

.

Тема: "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" (серия "Из жизни диких животных")

Составила: воспитатель Муянова Н.А.

Цель: Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Продолжать учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано, упражнять в умении строить рассуждения, соблюдая его структуру.

Предварительная работа: 

Чтение кн. "Лесная мозаика" (о жизни сов). Наблюдение за закатом и восходом.

Ход занятия:

Игра на ассоциации.

 - Какие мысли у вас возникают, если услышите слово "закат". (Скоро наступит ночь. С гулянья надо возвращаться домой. По телевизору будут показывать мультики и т.д.)

- Что вы знаете о жизни сов?

Настя: Это хищная птица, потому что питается мышами, зайцами.

Руслан: 0на охотится ночью, а днем спит. и т.д.

- Ребята, на картине виден стог сена. Как по - другому можно сказать про стог (копна, куча).

- Сегодня на занятии мы будем рассматривать эту картину. Попробуйте, догадаться как она называется? ("Зима в лесу", "Зайцы зимой").

- А сейчас, возьмите бинокли, наведите глазок только на один предмет. Сначала рассмотрим предметы живой природы. (Сова, заяц стоит на задних лапах, заяц ест сухую траву, дятел, куст, лес, люди, которые живут в деревне).

- А теперь, предметы неживой природы (Снег, закат, небо, земля, воздух, пенек, сено, жерди, огороды, дым).

- Ребята, а есть ли на картине предметы рукотворного мира? (дома, забор)

- Увидели все предметы, посмотрите, какая стала картина? (некрасивая, потому что все предметы отдельно друг от друга).

Давайте соединим. Объясните, что с чем связано. Почему?

Рома: Зайцы и снег. Снег белый, он защищает зайцев, чтобы не быть заметными. Зайцы притаптывают снег, чтобы ветер его не раздул.

Саша А: Дятел и сухое дерево. Дятел стучит по дереву, потому что ищет вредных насекомых. Дерево радуется, что стучит дятел, может, он его вылечит.

Кирилл: Сова и небо. В небе летает сова, потому что сверху ей хорошо видно добычу. Небо становится еще красивей, потому что сова летит по небу и т.д.

- Ребята, есть какой- нибудь предмет, который был бы не связан с чем-то или кем-то? (Нет)

- Правильно вы догадались, потому что в природе все взаимосвязано. С нашей картиной мы встретимся на следующем занятии.

КОНСПЕКТ    №4

занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Зайцы»

(серия «Из жизни диких животных»).

 Составила: воспитатель Муянова Н.А.

 

Цель:

Продолжать учить детей «вхождению» в изображение на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов по сюжету картины, отвечать развернутыми предложениями. Продолжать сочинять загадки на основе сравнений.

Предварительная работа: 

Игра «Посмотри в подзорную трубу" - выделение конкретных объектов. Установление взаимосвязей между объектами по разнообразным параметрам. Игры на ассоциации.

Ход занятия:

Игра "Да-Нет". (смотри алгоритм, задаваемых вопросов)

- Да, я загадала слово "снег".

- Какие мысли у вас возникают, когда слышите слово "снег".

- Сегодня, мы снова будем путешествовать по картине. Хотите? Как называется эта картина?

- Путешествовать будем с волшебниками: "Я только слышу", "Все чувствую". Встречайте их! (показываю схемы)

- Пойдемте за ними тихо, чтобы не нарушить зимней тишины.

- Послушайте, кто с кем разговаривает? 0 чем? Какие звуки услышали? (Шумит лес. Зайцы разговаривают друг с другом: "Берегись, по небу летит сова". Под сосной в берлоге спит медведь, слышен его храп и т.д.).

Физкультминутка:

- Путешествие наше продолжается. А теперь попробуйте, погладить все, что можно. Что вы почувствовали? (Заяц мягкий, пушистый, теплый. Снег твердый, рассыпчатый. Кора у деревьев шершавая. Куст колючий, и т.д).

- Ребята, свои ощущения попробуйте передать в рисунке. Рисунки детей.

- Принюхайтесь, какие запахи в зимнем лесу чувствуете? (Ответы детей.)

А сейчас, давайте остановимся около зайчишек. Скажите, заяц

какой?                                    Как кто (что)?

пушистый                                     вата

мягкий                                          ковер

белый                                          сахар

трусливый                                   человек

У него что есть?                   Как у кого (чего)?

усы                                          Дедушки мороза

ушки                                        иголки, шапки

лапки                                       швейной машины

хвост                                        девочки, морковки

Что умеют делать?               Как кто (что)?

бегать                                     спортсмен

прыгать                                   кузнечик, лягушка

дрожать                                  лист

грызть                                     мышка

Сочините загадки про зайца.

Рома:

Прыгает, а не пружинка.

С усами, а не старик.

 Белый, а не снег.

Настя: 

Есть уши, но это не шапка.

Прыгает, но не кузнечик.

С хвостиком, а не девочка.

Василиса: 

Пушистый, а не воротник.

 Есть уши, но это не шапка.

 Бегает, а не спортсмен.

КОНСПЕКТ  №5

занятия по развитию речи для детей

  старшего дошкольного возраста.

Тема: «Обучение рассказыванию по картине

«Зайцы» серия «Из жизни диких животных».

Составила: воспитатель Муянова Н.А

                 

Цель занятия: Учить детей составлять рассказы о конкретном объекте, изображённом не картине, с точки зрения времени его существования.

Упражнять в сравнении предметов по функции, характерным признакам, строению и находить выделенные признаки в предметах окружающего мирр.

Закреплять умение правильно строить предложения со сложносочиненной и сложноподчиненной связью.

Предварительная работа: выделение объектов картины. Установление взаимозависимостей между ними по принципу: рукотворный - природный мир, живая - неживая природа. Обследование объектов разными анализаторами с помощью воображения.

Ход занятия:

Звучит музыка П.И. Чайковского «Еловый лес зимой».

- Дети, послушайте и скажите, что вы представили, слушая эту музыку?

- Эта музыка называется «Еловый лес зимой», написал её П.И. Чайковский.

- А какие мысли у вас возникают, когда вы слышите слово «зима»?

- Какую картину мы с вами рассматривали на прошлом занятии?

- Правильно, это картина «Зайцы». Мы с вами ходили по ней вместе с зайчиками, прислушивались, ощупывали руками, принюхивались. Давайте снова отправимся в картину.

- Ой, посмотрите, мне кажется это не та картина? Что с ней произошло?

- Наверное, в наше отсутствие приходил волшебник Времени.

- Давайте попытаемся исправить нашу картину. (Убирают с картины лишние детали из разных времен года).

Вот теперь все в порядке.

- Посмотрите на эти схемы, что здесь изображено? (части суток или утро, день, вечер, ночь).

- Какая из этих схем подходит к нашей картине. Почему? (потому что здесь изображены сумерки, закат, сова вылетела на охоту).

- Как вы думаете, что делала сова до того, как появилась на нашей картине?

(Был день, она спала в дупле, с наступлением сумерек проснулась и стала думать, что пора вылетать не охоту, чтобы поужинать; решила, что в стогу сена можно поживиться мышками).

- Расскажите, чем закончится охота совы

- О чем она думала, когда засыпала после удачной охоты?

А сейчас, выбирайте объект и вместе с волшебниками "отставай-забегай" проследите что с ним происходило до того, как он появился на картине, и что может с ним произойти потом. (Рассказы детей)

Физкультминутка:

Сочиняли и устали

Дружно все мы тихо встали

На носочках потянулись

Раз прогнулись, два прогнулись

Сели - встали, встали - сели

И друг друга не задели

Покружились, поклонились

На местах остановились

Мы немножко отдохнем

Сочинять опять начнем

Ребята, вы составили интересные и разные рассказы, а сейчас давайте попробуем сочинить и загадать гостям загадки - сначала вспомните как мы это делаем. Сова

какая                       На кого (что) похожа?

хищная                                кошка

хитрая                                 лиса

ловкая                                 мышь, циркач

лупоглазая и т.д.                рыба, фонарик

Что у неё есть?                   У кого (чего) тоже?

крылья                                платье, самолет

когти                                   кошка

перья                                  шляпа

пvx                                      лебедь

хвост                                   рыба, девочка

глаза                                   машина, робот

Что умеет делать?                Как кто (что) ?

летать                                      змей

хватать                                    магнит

приземляться                          парашютист

охотиться                                щука, охотник

хитрить                                   лиса, человек

ловить и т.д.                           мышеловка, кошка

Сочините, загадку про сову, используя эти сравнения.

- Ребята, попробуйте сочинить загадки про другие предметы, используя эту схему.    (Загадки детей)

Наша книга пополнится новыми загадками.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

Я наблюдала за стогом. Утром сюда приходила лиса. Она хотела поживиться мышками. Но они не вылезали из-под стога потому, что слышали лисьи шаги. Днем приходили зайцы. Они отыскивали вкусную травку и грызли её. А вечером сидела сова и таращилась во все стороны, чтоб увидеть добычу. Ночью сова снова прилетала и ловила мышей, потому что они выбегали наружу.

Я наблюдала за дятлом. Утром он проснулся, вылетел из дупла, полетел лечить деревья. Дятел летал от дерева к дереву целый день. Вечером он вылетел на поляну и увидел больной пенек. Подлетел к нему и стал стучать, вытаскивать вредных насекомых. Его стук услышали другие птицы. Они прилетели, дятел всех их накормил, потому что он очень добрый. Ночью дятел будет снова отдыхать, потому что он за день очень устал.

Я наблюдал за зайцем, который ест сено. Утром он проснулся, вышел погулять. Порезвился немного и понял, что голоден. Заяц вспомнил, что на поляне стоит стог, и побежал туда. Он поел сена и отправился в лес. Там он встретил своего друга, который был очень голодный. Заяц сказал про стог, и они побежали туда. Был уже вечер, на небе сиял красивый закат. Только зайцы принялись за сено, как услышали небольшой шум. Заяц глянул на небо и увидел сову, которая приготовилась уже к приземлению. Зайцы разбежались в разные стороны. Заяц так испугался, что всю ночь продрожал под ёлкой, где он спрятался.

КОНСПЕКТ № 6

занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Обучение детей составлению рассказов по картине: «Бурый медведь»

Серия: «Из жизни диких животных»

Составила: воспитатель Муянова Н.А.

 

Программное содержание: 

Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его настоящего, прошлого и будущего и придумывать рассказ, используя разные типы предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные. Продолжать учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от 1-го лица.

Ход занятия:

В.- Посмотрите, какая прекрасная весна изображена на картине.

Дети: Нет.

В.- Почему? Это начало зимы?

Д.- Нет! Середина зимы.

В.- Почему?

Д.- Много снега в лесу, большие сугробы. Небо голубое. В берлоге наверху появилось отверстие, потому что спит уже давно медведь. Лиса очень пушистая, такой мех бывает у лисы только в разгар зимы.

В.- Как вы думаете, что было в лесу месяц назад?

Д.- Это было начало зимы. Берлога еще не была засыпана снегом, кое-где виднелись сухие ветки, листья. На кустах висели семена, которые не склевали птицы. На елках красовались шишки. Небо было серое. Елки стояли темно-зеленые. Кое-где виднелась засохшая трава.

В.- А что изменится в лесу два месяца спустя?

Д.- Лес зашумит, потому что птицы вернутся сюда. Снег потемнеет. Появятся первые проталины около высоких деревьев. Вылезут первые подснежники. На солнышке расцветет мать-и-мачеха и т.д.

В.- Какое время суток на картине остановилось?

Д. Полдень.

В.- Как вы думаете, что было с лисой утром?

Д.- Она проснулась голодная. Побегала лиса около норки, встряхнулась ото сна и пошла искать корм.Долго искала под снегом мышек, наконец, нашла, подкрепилась и пошла по лесу гулять.

В.- Представьте, что вы мишка и спите,  в берлоге. Что снится медведю?

Д.- Ему снится лето. Солнышко ярко светит, всюду цветы. Пчелы сами несут медведю в подарок бочонок меду.

И так можно о каждом объекте ...

В.- Молодцы, ребята, было очень интересно путешествовать по картине в прошлое и будущее, видеть, что в настоящее время происходит. Но мы с ней не прощаемся. Встретимся на следующем занятии.



Предварительный просмотр:

ПЛАНЫ - КОНСПЕКТЫ

занятий по развитию связной речи детей

в процессе обучения творческому рассказыванию по картине (подготовительная к школе группа)

Картина «Ежиха с ежатами на тропинке»

(из серии «Жизнь диких животных)

Составила и провела: Муянова Н.А.

Ежики.jpg


Занятие № 1

Программное содержание:

  1. Расширять круг знаний и представлений детей об окружающем.
  2. Учить детей «вхождению» в картину с целью описания воспринимаемого через различные органы чувств.
  3. Закреплять навыки построения предложений различной структуры.
  4. Упражнять детей в слоговом анализе слов.

Оборудование:   картина «Ежиха с ежатами на тропинке»,  магнитофонная запись ф/м «Вот взяла лисичка скрипку».

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент.

Упражнение на развитие слухового внимания «Будь внимателен».

В: - Я буду  называть разные слова. Вы внимательно слушайте, а когда услышите слово, которое  подходит к нашей картине – поднимите руку.      

(Объяснить, почему не подняли руку, когда было названо слово с целью выяснения устойчивости зрительного внимания)

Слова: лето, лиса, жарко, светло, ворона, тропинка,   ночь,  куст, ежонок, трава, небо, ежиха, лес.  

2 ч. Описание картины с точки зрения восприятия изображённого различными анализаторами.

В:  - Сегодня я приглашаю вас «побывать» в картине. Закройте глаза на минутку и представьте себе, что мы попали на эту лесную полянку. Что вы слышите?

(Я слышу, как дует сильный ветер, потрескивают сухие ветки в лесу, шаги тяжелые ежихи и легкие ежат, шумит вдали лес,, стрекочет в траве кузнечик, где-то вдалеке стучит дятел и т.д.)

В: -  Какие запахи вы чувствуете?

( Я чувствую, как пахнет ёлкой, смолой, лесом, свежестью.  Я чувствую запах ежей.  Я чувствую, как пахнет  трава  Я чувствую, как пахнет лисой, которая выслеживает ежиков  т.д.)

В:  -  А теперь давайте «потрогаем» всё, что можно потрогать рукой.

(Я чувствую, что  трава мягкая.  Я чувствую, что ежиха очень колючая, Ежата колючие, но не такие как, мама-ежиха, тропинка твёрдая,  листья у высокой травы пушистые, мордочки у ежат и ежихи мягкие, нежные, коготки у ежат острые и т.д

 

В:  -  Пока мы с вами на полянке гуляли, я устала. Почему?

(Потому что мы не играли в разные игры, а только ходили.

В:  -А животные устают?  

(Да. Они спрячутся в траве, свернутся в клубочки и немного поспят)

В:  -  Как же нам  отдохнуть?

(Построить из травы и сухих веток скамейку, побегать, попрыгать)

В:  -  Скамейку строить не будем мы,  а побегать и попрыгать можно.

3 ч. Динамическая пауза (под ТСО)  «Вот взяла лисичка скрипку».

4 ч. Упражнение в слоговом анализе слов.

            Детям предлагаются слоговые схемы двух слов:

_ _ _,        _ _.

В:  -  Это схемы слов «ежиха», «ежи» Определите, где какое слово.

(Дети определяют и объясняют своё решение)

В:  -  Посмотрите, чем непохожи эти два слова?

(-В них разное количество слогов).

В:  -  Как сделать, чтобы было одинаковое количество слогов?

                (Дети изменяют слово «ежи» на слово «ежата», «ежики».

5 ч. Упражнение «Составь предложение».

Детям предлагается составить предложения со словами:

  • «ежиха»
  • «ежата»
  • «ежики»

6 ч. Итог занятия.

В:  - Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему?

Занятие № 2

Программное содержание:

  1. Расширять запас знаний и представлений детей об окружающем.
  2. Расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями.
  3. Учить узнавать объект по признаку, подбирать признаки, действия объекта.

.

  1. Самостоятельно отбирать образные слова и выражения из авторского текста.
  2. Обучать детей составлению загадок, используя в речи сравнительные обороты.

Оборудование:  картина «Ежиха с ежатами на тропинке»; доска, мел..

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово».

В: -  Я буду называть слово-признак, а вы назовите объекты нашей картины, которые подходят к этому признаку.

 «Лесные» - , травы, звери, насекомые  заросли и т.д.

«Летний» - лес, день, луг…

«Пушистая» - мордочка у ежихи и ежат, травка у тропинке.  Шерсть на брюшке у ежей…

«Колючие» - ежи, высокая трава, ветки у сухих деревьев, которые стоят вдали…

«Серая» -шубка у ежат, пыль с тропинки, дорожка…

2 ч. Составление загадок.

В:  - Сегодня мы будем придумывать загадки про разные объекты картины. Сначала составим загадку про ежиху.  Ежиха какая?  

(Колючая,  умная, шустрая и т.д)

В:  -  Что такое же колючее?    

(кактус, елка, роза, проволока, иголка)

В:  -  Что такой же умное?  

(компьютер, компас, часы, машина )

В: - Что такое же серое?  

(Небо в пасмурную погоду, одежда, краска, глаза

По ходу работы заполняется таблица:

Какой (ая)?

Что такое же?

                        Колючая                                

                      Умная

                      Серая

                   кактус    

                   компьютер

                   одежда

 В: -  А теперь прочитаем нашу загадку:

Колючая как кактус;

Умная. как компьютер

Серая, как одежда

     В: -   Про ежиху можно составить другую загадку.  Ежиха что делает?          

 (сворачивается в клубочек, колется, шипит, идет)

В: -   Что (кто) сворачивается  так же?

(листочек, молоко, нитки, кошка)

В: - Что (кто)  колется так же?

(Иголки у елки, снежинки, щетка, шипы у розы)

В:  - Что (кто) шипит так же?

(уж, утюг, лопнувший шарик, чайник)

По ходу работы заполняется таблица:

Что делает?

Что (кто) делает так же?

                         шипит

                          сворачивается

                          колется

                     уж  (змея)

                      листочек

                       иголки у елки

В:  -  Прочитаем нашу таблицу и получим загадку:

Шипит, но не змея

Сворачивается, но не листочек.

Колется, но не иголки у елки

3 ч. Динамическая пауза (под ТСО).

В: - Сейчас мы с вами превратимся в травинки:

                      Раз – два – три – повернись

                      И в травинку  превратись!

Мы травинки,  мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы – травинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.  

Встанем вместе все в кружок –

Получился хоровод..

Раз – два – три – повернись

И в ребят превратись.

Вопрос:

-Кто заметил, как в стихотворении автор называет травинки? (Пушинки, балеринки).

-

4 ч. Составление загадок:

В:  - Понравилось вам быть  травинками? Давайте про травинки придумаем загадку. Травинки какие?

(Лёгкие, резные, зеленые, душистые)

В: - Что такое же лёгкое? (Пушинки…)

В: - Что такое же резное? (Звёздочки…)

В: - Что такое же зеленое? (Покрывало…)

В: - Что такое же душистое? (Духи…)

Заполняется таблица:

Какие?

Что такое же?

лёгкие

резные,

                        зеленые

                       душистые

пушинки

звёздочки  

                        покрывало

                         духи

В:  - Прочитаем загадку:

    Лёгкие, но не пушинки;

   Резные, но не звёздочки;

  Зеленые, но не покрывало .

В:  - Ребята, что получится, когда много-много травинок упадёт на одно место?     (стог))

В:  - Давайте придумаем загадку про стог

Заполняется таблица.

Какой?

Что такое же ?

                         большой

пушистый

                        колючий

тёплый

гора

воротник

ежи

одеяло

В:  - Прочитайте загадку:

Большой, как гора,

Пушистый, как воротник,

Колючий, как ежи,

Тёплый, как одеяло.

В: - Вспомним, про что мы сегодня придумывали загадки?

(Про ежиху, травинки, про стог)

 

6 ч. Итог занятия:

В:  -  Что сегодня мы делали на занятии?

 

Занятие № 3

Программное содержание:  

  1. Расширять круг знаний и представлений об окружающем.
  2. Расширять словарный запас детей.

  1. Продолжать обучать детей понимать и самостоятельно составлять загадки, используя в речи сравнительные обороты.
  2. Учить подбирать образные слова - рифмы к заданному слову.

  1. Развивать творческое воображение детей.

Оборудование:   картина «Ежиха с ежатами на тропинке» наложенные друг на друга изображения зверей; доска, мел; магнитофонная запись ф/м «Музыканты».

Ход занятия:

1ч. Организационный момент.

      Упражнение на развитие зрительного восприятия.

В:  - Ребята, ленивый художник опять прислал нам свои рисунки. В этот раз он нарисовал все свои рисунки на одном листе бумаги. Давайте попробуем разобраться, что же он изобразил.

Детям предлагаются изображения зверей (медведя, волка, лисы, ежа, зайца), наложенные одно на другое. 

В:  - Кто из этих зверей уже встречался нам на картине?  (ежик)

В:  -  А медведь есть на картине? (Нет)

В:  -  А лиса? (на картине ее не видно, но, возможно она сидит в кустах и наблюдает за ежами, потому что мы чувствовали ее запах)

В:  -  Да, художник не нарисовал лису, но когда мы путешествовали по картине вы слышали ее шаги и чувствовали ее запах. Молодцы!

2 ч. Составление загадок.

В:  - Сегодня будем придумывать загадки. Первая загадка будет про того, кого художник не нарисовал, но этот объект может присутствовать в картине.

(Кузнечик, потому что он живет в траве)

В:  - Что умеет делать кузнечик?

(Летать, скакать, стрекотать, трещать…)

В: -   Что (кто) ещё умеет скакать?

       (Воробей, сорока, заяц…)

В: -  Что (кто) ещё может трещать?

(Трещотка, трактор, вертушка, сверчок…)

В: -   Что (кто) ещё может летать?

(Самолёт, бабочка, стрекоза…)

По ходу заполняется таблица:

Что делает?

Что (кто) делает так же?

скачет

трещит

летает

воробей

трещотка

бабочка

В:  - Давайте вместе прочитаем полученную загадку:

Скачет, но не воробей,

Трещит, но не трещотка,

Летает, но не бабочка.

В:  - Попробуйте сами придумать загадки про объекты, которые спрятал художник в своей картине.

3 ч.  Динамическая пауза «Музыканты» (под ТСО).

Я на скрипочке играю,

Тили, тили, тили.

А теперь - на барабане

                        Бум – бум – бум, трам – трам – трам!

                      В страхе зайки разбежались по кустам.

Дети-зайки «прячутся» за воображаемыми предметами.

В: - Где ты спрятался? (В траве около тропинки, за ежихой, за первым ежонком от мамы – ежихи. Между вторым и третьим ежонком…)

4 ч. Упражнение  «Подбери рифму».

В:  - Сейчас мы будем подбирать рифмы к названиям объектов этой картины.

Самые удачные рифмы я запишу на доске: 

ЕЖИХА -портниха;

ЕЖАТА – ребята;

ТРОПИНКА - малинка;

ТРАВА – дрова, мала детвора;

КУСТ – густ, хруст, пуст;

ЛУЖОК – дружок, кружок;

5 ч. Дидактическое упражнение «Сочиним стихи».

В:  -  А сейчас, используя эти рифмы, попробуем сочинять стихи. Я буду начинать, а вы поможете закончить строку, подсказывая нужные слова.

(Жестом указывается пара слов).

(На одном занятии можно ограничиться сочинением двустрочных стихов, а можно сочинить целое стихотворение по картине)

  1. Растет в траве– (куст),

Он красив и очень – (густ).

2 Идет по тропинке ежиха,

Вся в иголках как – (портниха).

     3. За ней идут –(ежата)

Озорные, как –(ребята)

4. У тропинки растет – (трава)

И высока, и (мала)

5. Узкая тропинка ведет к месту

Где растет – (малинка).

        6.Ежи пойдут  на – лужок)

Встанут там они в – (кружок)

В:  - А сейчас сочиним стихотворение по картине. Я начну, а вы помогайте.

         Вот пропинка.

         Она ведет к месту, где растет… малинка.

         По сторонам растет  трава

         Она высока и … мала.

         По тропинке идет ежиха

         Вся в иголках, как …портниха

         За ней плетутся ежата,

         Озорные, как …ребята.

         Ежи спешат на лужок

         Поиграть в игру … «кружок»

         А потом клубком под куст

         Только слышен громкий …хруст!

6 ч.  Итог занятия:

В:  - Ребята, как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт)

В:  - Значит, мы сегодня были поэтами: мы учились подбирать рифмы и сочинять короткие стихи.

Загадки, придуманные детьми:

 Скачет, а не воробей,

 Трещит, а не трещотка

 С крыльями, а не бабочка

                                                 (кузнечик)

 Летает, а не самолет,
Трещит, а не трактор,
Скачет, а не кенгуру.

                                                 (кузнечик)

 Зеленая, а не краска
Прыгает, а не йошка
Ловит комаров, а не птица.

                                                 (лягушка травяная)

 Рыжая, но не белка;

Пушистая, но не кошка;

Хитрая, но не куница.

                                                   (лиса

Зелёная, но не крокодил;

Колючая, но не ёжик.

                                                 (трава)

Живёт в лесу,

Боится лису.

                                                   (заяц)

Серая, но не мышка

Конца не видно, но не речка

Твердая, но не камень

                                                 (тропинка))

Напечатаны, но не буквы,
Рассказывают, но не книга,
Ведут, но не тропинка.

                                                 (следы от ежиков)

        

Занятие № 4

Программное содержание:.

  1. Расширять словарный запас детей.
  2. Развивать образную речь: учить отгадывать загадки описательного характера, замечать в них образные слова, выражения, эпитеты, метафоры и объяснять их смысл.
  3. Развивать связную речь: учить составлять рассказ с опорой на графическую схему. Учить представлять изображённое на картине с точки зрения его прошлого или будущего.

  1. Развивать фантазию и творчество детей.

Оборудование:   картина «Ежиха с ежами на тропинке»; графическая схема для составления рассказов о временах года; книга О.Н. Козак «Загадки и скороговорки»; магнитофонная запись ф/м «Музыканты».

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент.

Подготовка детей к основной части занятия.

В: - Сегодня я хочу загадать вам загадки, попробуйте их отгадать.

На земле живут сестрички,

 У сестричек по косичке:

Вот зелёная косичка –                                                   А вот третья косичка –

                                                                                         Белоснежная сестричка;

Это первая сестричка.                                                   Все укроет  одеялом,

Пашет, сеет, поливает,                                                  А потом земле усталой

Почкам глазки открывает.                                             Колыбельную споет

              (Весна)                                         (  Зима)                  

Золотистая косичка –                                                    Разноцветная  косичка -

Это рыжая сестричка.                                                   Четвертая сестричка.

Убирает, веет, косит,                                                     Загорелая сестричка

Урожай в амбары носит.                                               Тоже трудится умело,

                              (Осень)                                              Чтобы все росло и зрело                                                                  

                                                                                         Витамины, чтобы ели

                                                                                         Никогда бы не болели

                                                                                                              (Лето)                        

В: -  Ребята, мне кажется, что вы ошибаетесь, последняя загадка, наверное,  о бабушке или о маме.

Это они трудятся на огороде, даче. Выращивают овощи, фрукты, в которых много витаминов.

       

В:  - Тогда объясните мне, что значит: загорелая сестричка?

         ( Летом солнце очень яркое и полезное, поэтому все загорают)

В:  - Что значит: всё росло и зрело?

        (Летом бывает теплая погода, идут дожди, которые питают землю, поэтому бывает хороший урожай)

В:  - Что значит: витамины, чтобы ели… ?

         ( Летом  все поспевает, поэтому  в магазине много разных овощей и фруктов, которыми питаются люди. Животные тоже  накапливают в своем организме много витаминов, чтобы  выжить в зимний период.

        Растения  растут и дают много свежего воздуха, который нужен людям и животным.

В:  - Какая загадка подходит к нашей картине? Почему?

 (Загадка о лете, потому что на картине  происходят события  летом)

2 ч. Составление рассказа по картине с опорой на графическую схему.

В:  - Сегодня мы будем составлять рассказ о летней лужайке.. Чтобы рассказы

        получились полными и красивыми, мы будем пользоваться подсказками.

        Сначала мы расскажем о том, какое  летнее  солнце.

Выставляется картинка «солнце».

        (Солнце  летом яркое. Поднимается рано и светит до позднего вечера, почти до ночи, поэтому день летний длинный. Оно греет, припекает. Люди загорают и купаются  в речке.

       .

В:  -  Затем расскажем о том, какое небо летом

       Выставляется картинка «небо».

        (Небо летом бывает ясным и голубым;  по нему плывут  пушистые облака, которые похожи на разных животных. Иногда появляются  серые  тучи, которые несут теплые дожди и ливни.  Летом на небе бывает разноцветная радуга, а еще гремит гром и сверкает молния)

         

В:  - Теперь давайте подумаем, какая летом  земля.

        Выставляется картинка «земля».

        (Земля летом не видна, она вся покрыта травой  как  разноцветным одеялом.).

В:  - Посмотрите внимательно на картину и скажите: -лесная поляна летом какая? На что похожа?      

 (Поляна разноцветная, потому что здесь растут разные травы и пестрят луговые цветы. Поляна похожа на ковер. А еще похожа на большой город, потому что здесь живут насекомые, мелкие животные, разные травы и цветы.      

  Многие птицы здесь устроили свои гнезда и высиживают  птенцов.      

         

       

В:  - Ещё нам нужно рассказать о том, как живут звери в летний период.    

        Выставляется картинка «звери».

        (Лето для зверушек – хорошо! Корма везде много. Животные – хищники охотятся за своей добычей. Так волки гоняются за больными зайцами. Лисичка выслеживает ежей. А ежики ловят мышек. Они очень любят яблоки и грибы. Увидят лесные яблоки, упадут своими иголками на них. Яблоки наколются на иголки и пойдут ежи , чтоб съесть спокойно  Они так же и грибы собирают. Ежикам много надо есть, чтоб зиму перезимовать удачно    

        Им нужно запастись витаминами, чтоб ежата выросли и смогли сами о себе заботиться.    

  В:  -  Видите, какой у нас получился красивый подробный рассказ. А теперь  

          вы, глядя на схему и на картину, попробуйте рассказать о жизни лесной лужайки в разное время года

          Не забудьте и слова о временах года, которые вы слышали в загадках

Составление детьми рассказов.

3 ч. Динамическая пауза «Музыканты»

4 ч. Игра с волшебником Времени.

В: - Какое время года на картине?  А сейчас мы попросим волшебника  

       Времени помочь нам «побывать» на этой лесной поляне до лета, то есть  

       когда?  (Весной))

В:  - Подумайте, как изменится наша полянка, и попробуйте составить  

       рассказ с помощью этих же подсказок. Составление рассказов детьми с  

       опорой на схему.

В:  - А теперь мы попросим «перенести» нас в будущее, во время года,

       которое будет после лета. Это … (осень). Кто хочет рассказать об осени?

       Составление рассказов детьми с опорой на схему.

5 ч. Итог занятия:

В: - Сегодня мы фантазировали и представляли, какой бывает  лесная  

       полянка в разные времена года. Чей рассказ вам понравился больше  

       всего? Почему?


Рассказы, составленные детьми

(во время занятия и во время индивидуальной работы)

« Лесная полянка осенью»

Сегодня осенний день. Солнца нет, на небе тучи, идёт дождь.

На тропинке грязь.  Трава  мокрая,  она жёлтая. На земле разноцветный ковёр из листьев. Ежиха со своими ежатами выбирают место для своей норки. Они в канавку натаскали сухой травы, постелили на дно. Сверху набросали много веток и накрыли зеленой травкой, чтоб лиса не увидела их норку.

 «Весна»

Наступила весна. Солнце светит ярко . Небо красивое, голубое. Снег уже растаял. Уже бегут ручьи. На полянке появились первоцветы: мать-и-мачеха. медуницы. Травка зазеленела  Ежи тоже проснулись. Они голодные, нюхают, хотят найти мышек. Ежиха позвала ежат отправиться искать еду. Они идут быстро, поэтому четвертый ежонок отстал ото всех. У него нет сил,  он  ослаб за зиму.

 «Зима»

На полянке лесной зима. Небо белое, как вата. Солнца не видно. На земле много снега, целые сугробы. Траву не видно. Тропинку тоже снегом замело.   Снег укрыл норку, где спят ежиха со своими ежатами, как одеялом. Им под

ним тепло. Вьюга гуляет по полянке и как – будто колыбельную песню поет.

Спите ежики спокойно.

Занятие № 5

Программное содержание:

  1. Формировать навыки составления связного развёрнутого высказывания с элементами творчества.
  2. Учить детей планированию рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий).
  3. Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения образности высказываний.

.

Оборудование:  картина «Ежиха с ежатами на тропинке»  предметные картинки.

Ход занятия.

1 ч. Организационный момент.

Дети входят в группу, на полу видны перепутанные следы  лягушки,  птицы.

В:  - Ребята, пока нас не было, кто-то здесь побывал, вот сколько следов осталось.   Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?   (лягушка)

В:  - Как ещё по-другому ее называют? (квакуша, лупоглазая.)  

В:  - Как правильно  назвать следы лягушки?

(Это лягушачьи следы).

        Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?   (мышка)

В:  - Как ещё по-другому её называют? (норушка, мышь)

В:  - Как правильно назвать следы мышки?

(Это мышиные следы).

        Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?   (птицы)

В:  - Как ещё по-другому их называют? (пташки)

В:  - Как правильно  назвать следы птиц?

(Это птичьи следы).

В:  -  А куда же интересно наши гости разбежались? Сейчас мы пройдём по следам и посмотрим, куда они нас приведут.

Дети делятся на 3 подгруппы, каждая идёт по своей дорожке. Следы   приводят к картине.

В:  - Посмотрите, мы оказались на нашей полянке. Сегодня мы будем составлять  новые рассказы.

2 ч. Составление рассказов об объектах картины.

В:  - Художник на картине показывает нам одно короткое мгновение из жизни   ежей. Он как бы останавливает время. Чтобы узнать, что было раньше и что будет потом с ними, нам понадобится помощь волшебника  Времени. Посмотрите на ежиху, что она делает?

Идет по тропинке, шлепает своими коротками ножками, смотрит по сторонам, наблюдает за своими детками.  смотрит по сторонам,  предупреждает их об опасности)

В:  - А сейчас попросим волшебника Времени помочь нам представить, что она делала до этого?

( Спала,  спрашивала ежат о здоровье, учила как себя вести во время ходьбы)

В: -  А что она будет делать потом?

(Она устанет и захочет отдохнуть,  поговорит с ежатами  о том как себя вести во время опасности, поупражняется в сворачивание в клубочек  с детками, порадуется  и поиграет с ними.)

В:  - Про ежиху можно придумать очень интересные рассказы. Только нужно помнить: у рассказа должно быть начало – это то, что было сначала; середина – то, что нарисовано на картине; конец – то, что будет потом, чем закончится рассказ.

Составление детьми рассказов о ежихее(воспитатель привлекает детей к оценке детских рассказов с точки зрения образности высказываний)

В:  - Поговорим о первом от мамы ежонке. Что он делает сейчас?

(Идет за мамой – ежихой,  нюхает ее следы, думает, что ему повезло, потому что он первый от мамы, слушает что говорит мама,  переговаривается со своими братиками.…)

В: - Что ежонок делал до этого?

(Спал, проснулся , голодный – просить маму накормить, охотился за мышью, но не поймал…)

В:  -  Что ежонок будет делать потом?

(Пойдёт в норку с мамой и своими братиками, будет еще охотиться около своей норки, играть все вместе)

В: -  Кто хочет составить рассказ о ежонке?

Составление детьми рассказов о ежике.

(воспитатель привлекает детей к оценке детских рассказов с точки зрения образности высказываний)

3 ч.  Динамическая пауза (под ТСО).

«Вот взяла лисичка скрипку».

(По окончании песни дети под музыку изображают белок, зайцев, волков, медведей, ежей).

В:  - А на самом деле можно увидеть  в лесу такую картину?

(Ежи  не могут плясать вместе с лисами, волками потому что…)

5 ч.  Итог занятия.

В: -  Я даю вам задание: нарисуйте картину про маму – ежиху и ежонка,и придумайте ему название.


Занятие № 6

Программное содержание:.

1.Развивать образную речь: учить подбирать признаки явлений,  

   антонимы.

,

2.Совершенствовать грамматический строй речи в процессе обучения

   рассказыванию.

3.Активизировать мыслительные процессы детей, развивать  

   ассоциативное мышление.

4.Развивать фантазию и творчество детей

Оборудование:   картина «Ежиха с ежатами на тропинке», предметные картинки для установления ассоциативных связей; сюжетная картинка «Перепутаница».

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент.

В: - Я сегодня получила новую картину от Ленивого Художника. Он решил тоже нарисовать лесную поляну, но, как обычно, всё перепутал. Посмотрите, что он нарисовал неправильно?

2 ч. Составление рассказов об объектах картины.

В: -  О ком мы вчера придумывали рассказы?    (О маме – ежихе и одном ежонке)

В: -   Сегодня мы будем рассказывать о других объектах этой картины. У каждого объекта, как и у человека, может быть разный характер. Какой бывает характер?

(Злой - добрый, внимательный-рассеянный,  трусливый - храбрый, ворчливый, заботливый…)

В: - У объекта, как и у человека, может быть разное настроение. Какое?

(Радостное, грустное, хорошее, печальное, сердитое…)

В: -  А ещё  бывает  разное состояние. Один ежонок, например, может быть больным, а наоборот? (здоровым), младшим,  а наоборот (старшим), даже раненым и т.д. Составляя  свой рассказ, обязательно выберите, какой характер или какое настроение будет у вашего объекта.

Составление рассказов детьми.  

3 ч. Динамическая пауза «Прятки».

В:  - Сейчас мы превратимся в мышек. У каждого мышонка будет своё настроение.

Под быструю музыку дети-мышата  пляшут, под медленную прячутся от ежика.

В: - Какой ты мышонок?   Грустный (весёлый).

Куда ты спрятался?   (В траву)

(Аналогично опрашиваются все дети)

4 ч. Придумывание названия картины.

В:  - Ребята, мы столько дней общаемся с картиной, а названия её не знаем. Как можно назвать эту картину?

(«Ежи», «Прогулка по тропинке», «Поход в лес », «Как ежиха с ежатами искали еду», «Добрая мама», «Лесная поляна», «Летняя история», Однажды летом», «Летний день»…)

В: -  А  художник назвал свою картину так: «Ежиха с ежатами на тропинке».

5ч.  Итог занятия.


ДЕТСКИЕ РАССКАЗЫ

«Про ежонка».

Один ежонок был сильно трусливым, он всего боялся. Пошел однажды он на полянку, сидит  и дрожит. Страшно ему. Слышит он какой-то звук. Это лягушка квакает кричит, прислушался он и понял, что лисица рядом. Побежал ежонок к маме, свернулся  в клубочек спрятался в траве. Лиса ежонка не нашла.

«Про тропинку».

Была на лесной полянке тропинка . Она очень добрая. Когда наступило лето, на тропинке не выросла трава.  По ней ходили  ежики. У ежей короткие ножки, по траве ходить очень трудно Радовалась тропинка, что помогает им побыстрее добраться до нужного места  Приведет она ежиху с ежатами в лес и наказывает, чтоб были осторожны..

«У ежихе в норке».

Летом в норке у ежихи родились четыре ежонка. Он были  шустрые и непослушные. Решили ежата выбежать без мамы из норки. Их остановила мама – ежиха: «рано еще гулять одним»  Поспали ежата и, снова, решили выбежать из норки.  Их остановила  мама - ежиха: «ночь уже на дворе, лисы охотятся». Немного побыли ежата в норке и вышли на улицу. А мама говорит: «Вот теперь уже пора. Пойдемте в лес еду искать.». Идут ежата довольные, радостные по тропинке. Кругом так красиво: цветочки цветут, травка зеленеет.

Занятие № 7

Программное содержание:

  1. Активизировать и расширять словарный запас детей.
  2. Развивать связную речь: учить детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины; упражнять в умении составлять рассказы-рассуждения.
  3. Развивать образную речь: учить объяснять пословицы и поговорки, замечать в них образные слова, выражения, эпитеты, метафоры, отбирать для составления рассказа пословицу и использовать её смысл для раскрытия содержания своего рассказа.  
  4. Совершенствовать грамматический строй речи в процессе обучения рассказыванию. Использовать в речи разные типы предложений: простые, сложносочинённые, сложноподчинённые. Выстраивать их в логической последовательности
  5. Учить оценивать детские рассказы с точки зрения образности высказываний.
  6. Развивать фантазию и творчество детей.

Оборудование:   картина «Ежиха с ежатами на тропинке».

Предварительная работа;

Игры: «Объясни, почему так названа картина», «Найди самое удачное название картины», подбор и запоминание пословиц и поговорок.

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент.

В: - Ребята, сегодня в группе произошло удивительное событие. У нас исчезло название картины. Кто вспомнит, как она называлась? (Дети припоминают название картины.

2 ч.Игра «Каталог».

Л: - Давайте подберём новое название. А поможет нам подобрать название картины игра «Каталог». (Воспитатель предлагает ребёнку       выдернуть листочек с  пословицей.


Ребёнок вынимает пословицу .Воспитатель зачитывает её и спрашивает: «Как вы считаете, подходит эта пословица в качестве названия картины? Почему? Не подходит? Почему?

Пословицы:

  1. Кто ищет, тот всегда найдёт.
  2. Много снега - много хлеба.
  3. Береженного  Бог бережет
  4. Нет такого дружка, как родная матушка..
  5. С матерью жить – ни горя, ни скуки не знать.
  6. При солнышке тепло, при матушке добро

(Дети рассуждают по поводу пословиц, объясняя их смысл.)

Воспитатель повторяет ещё раз все пословицы, и дети выбирают самую удачную.

3 ч. Физминутка с использованием приёма эмпатии.

4ч. Сочинение творческих рассказов с выбранной пословицей. т.

В конце занятия воспитатель зачитывает получившиеся рассуждения и предлагает  выбрать одну, исходя из лучшего рассказа.

5 часть.  Заключение .


Занятие № 8

Программное содержание:

  1. Развивать связную речь: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приёмов фантазирования и на основе этого составлять рассказы фантастического содержания. Использовать в речи диалоги, прямую речь.
  2. Учить пользоваться в своих рассказах таким приёмом построения образной речи, как гипербола. Упражнять в подборе антонимов. Активизировать в речи эмоциональный словарь: тревога, испуг, гордость, растерянность и т.д.
  3. . Использовать в речи разные типы предложений: простые, сложносочинённые, сложноподчинённые. Выстраивать их в логической последовательности
  4. Учить оценивать детские рассказы с точки зрения образности высказываний.
  5. Развивать фантазию и творчество детей.

Оборудование:   картина «Ежиха с ежатами на тропинке».

Предварительная работа:

Игровые приёмы: «Пришёл в гости волшебник...» Сочинение сказок  с использованием  типовых  приёмов  фантазирования.

Ход занятия:

1 ч. Организационный момент.

В: - Дети, я вам открою одну тайну. Когда я была маленькой девочкой, то любила всё делать наоборот. Мама мне говорит: «Иди медленно, а я наоборот…». (дети подбирают антоним). Хотите быть ребятами наоборот? (Да).

2 ч. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель называет слова, а дети подбирают антонимы.

(Добрый…, друг…, шагом…, трусливый…, высоко…, глупый…, заговорил…, встречать…, короткий…, колючий…, вперёд…, идёт…,

3 ч. Составление рассказов детьми.

В: - Молодцы, Мы так хорошо играли, что нас волшебники услыхали. Хлопнем, топнем мы дружней, заходите веселей!!!.

(выставляются «волшебники» увеличения – уменьшения, наоборот, времени).

Дети называют волшебников.

В: - Ребята, с чего мы начнём свой рассказ?

Д: - Надо сначала выбрать на картине то, о чём хотим рассказать. Потом пригласить волшебника. Изменить объект с помощью волшебника и составить рассказ.

В: - Для того, чтобы рассказ получился интересным, расскажите о том, как чувствует себя объект, как он относится к окружающим, используйте слова из нашей игры.

Заслушиваются 2 рассказа детей.

Запись детского рассказа: Я выбрала ежиху и пригласила волшебника «Наоборот».  Ежиха вдруг   стала гладкой без колючек.   Ежиха хочет идти, а у неё ноги не слушаются. Она бежит. Бежит ежиха по тропинке  не вперёд  а назад. Теперь она не заботится о своих ежатах.  Стало ежихе грустно. Она ведь стала злой и ленивой А ежата  смотрят на неё и думают:- Вот теперь попадем мы в зубы лисицы. Пропадем без мамы – ежихи. Травинки заволновались,. стали предлагать свою помощь, чтоб ежата спрятались в густую траву. . Хорошо, что волшебник «Наоборот» ежиху догнал и превратил её снова в заботливую, добрую маму – ежиху.

4 ч. Физминутка.  (Дети подбирают движения, передают эмоции в соответствии со словами текста).

Бывает он в холод, бывает и в зной.

Бывает он добрый, бывает и злой.

В открытые окна нежданно влетит,

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять.

То вздумает по морю волны гонять.

5 ч. Составление рассказов Воспитатель предлагает снова сочинить рассказ и повторяет с детьми план рассказа.

Запись детского рассказа: Я выбрала ежат и пригласила волшебника «Увеличения». Тропинка стала увеличиваться в ширину  на глазах ежихи и ежат. Травинки не выдержали такого напора и стали ломаться. Ежата сначала  испугались и подумали: - Что с нами происходит? А потом стали важничать: -Вот какие мы большие, никого не боимся. Ежиха смеется   над ежатами: - Где вы теперь будете жить, где будете есть? Трава спросила: - Как вы такие огромные  будете прятаться  от своих врагов. Ежата испугались.  Тут волшебник подошёл и снова превратил их в маленьких ежат.

Запись детского рассказа: На картине лето, пришёл волшебник «Времени».Вдруг пошел снег, засвистел холодный ветер.  Лето испугалось - Что будет со зверями лесными. Ежиха забеспокоилась: - Что же будет с моими ежатами. Они еще не подросли, норку не построили. А трава зашелестела на весь луг : - Беда! Беда! – и полетела за волшебником Времени. Он и вернул всё обратно.

(По мере рассказывания детьми даётся оценка содержания и образности речи детей.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми по развитию речи для детей ( 3-4 лет).

Тема занятия: Три медведя.Цели занятия:  закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования; учить детей отвечать полным предложением; активизир...

Конспект занятия для детей с нарушениями речи старшей и подготовительной группе (в рамках «Клубного часа») «Изготовление лепбука на тему Весна »

Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.  Формировать умение создавать лепбук по теме «Весна»; Развивать образное мышление, восприят...

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа...

Картотека дидактических игр по развитию речи Старшая и подготовительная группа.

Используемый материал на занятиях и в совместной игровой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. Итог занятия аппликация «Ты лети к нам ,Скворушка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.Итог занятия аппликация «Ты лети к нам ,Скворушка»  Программное соде...

Тема самообразования «Развитие речи старшей и подготовительной групп посредством дидактических игр»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...