Знакомство с русской народной сказкой "Лиса и заяц".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Прасол Ирина Евгеньевна

Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prasol.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: воспитатель Прасол Ирина Владимировна 

Тема: Знакомство с русской народной сказкой "Лиса и заяц".

Цели:  знакомство с русской народной сказкой,  развитие интереса к чтению.

Задачи:

  • развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;
  • развивать воображение, активность и творчество;
  • научить определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;

1.Организационный момент. 
Упражнение: «Цвет вашего настроения»

Ребята давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя какого он цвета. Найдите на палитре подходящий цвет и нанесите его (цвет) на бумагу.

В дальнейшем так начинаются занятия и могут расширяться и модифицироваться ведущим. Участник заносит цвет своего настроения в альбом. Затем каждый проговаривает, какого цвета у него настроение.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.

-Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? ( народ)

-Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним. ( "Колобок", "Теремок", "Гуси- лебеди", "Курочка ряба", "Маша и медведь" и т.д.)

-Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы познакомимся ещё с одной. Догадайтесь, как она называется, но для этого надо отгадать загадки. 

По полю скачет – ушки прячет, 

Встанет столбом-ушки торчком. (заяц ) 
Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! 

А зовут её…(лиса).

-Как называется сказка? ( "Лиса и заяц") 

 Давайте вспомним потешки про лису и зайчика. 

Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, выкупала Ваньку. Посадила в уголок, дала сладкий пирожок. 
Зайчишка- трусишка по полю бежал, 
В огород забежал. 
Морковку нашёл, 
Капустку нашёл. 
Сидит, грызёт. 
Иди прочь- хозяин идёт. 

2. Чтение сказки. 

3.Работа по сказке. 

-Вам понравилась сказка? 

Чем она вам понравилась? 
Чему нас учит эта сказка? (доброте, дружбе, справедливости) 

Подумайте, какие пословицы подойдут?

(Друзья познаются в беде. В настоящей дружбе  сам пропадай, а друга из беды выручай. Лиса хитростью берёт. Друга ищи, а найдёшь- береги.) 

Физминутка. 
"Заяц и кочан капусты". 
Встал зайчишка рано, 
Вышел на поляну. 
По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл. 
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты. 
Хруст- хруст, хруст- хруст. 
Съел, свалился под куст и уснул. 
Проснулся, сладко потянулся. 
Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился. 

4.Беседа по вопросам
-Как начинается сказка? 
-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы? 
-Что случилось весной? 
-Что сделала лиса? 
-Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису? 
-Объясните слова "пойдут клочки по закоулочкам" 
-Смогли они ему помочь? 
-Кто помог зайчику выгнать лису? 
-Объясните слова "без памяти выскочила". 
-Какую песенку пел петух? 
-Чем закончилась сказка? 

Пальчиковая гимнастика: 

Жил-был зайчик -

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

5.Итог занятия. 
- Ребята, что мы делали на занятии?

Составитель: воспитатель Прасол Ирина Владимировна 

Конспект занятия «Волшебные пирамидки»

Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.

Задачи:

обучать группировке однородных предметов по цвету;

обогащать сенсорный опыт детей при сравнении предметов по размеру;

развивать зрительно-слуховое восприятие;

закрепить  понятие «много» и «один»; совершенствовать моторику.

Ход занятия:

Упражнение «Соберем пирамидки»

- Ребята, мы сейчас поиграем с волшебной пирамидкой. Только она от нас спряталась, давайте ее поищем.

(Дети ищут пирамидку, находят за цветочком и садятся за столы).

- Дети, посмотрите, какую красивую пирамидку я вам принесла. Давайте все вместе рассмотрим нашу пирамидку.

- Сколько у нее колечек? (много)

- Я буду снимать колечки, а вы называйте их цвет и размер.

(Воспитатель снимает кольца и складывает их в ряд от пирамидки).

Дети рассказывают: «Это колечко маленькое, оно красного цвета. Это побольше, оно зеленое».

Если дети затрудняются, воспитатель называет сам.

Воспитатель достает красивую коробочку.

- Ой, ребята, какая красивая коробочка! Давайте посмотрим, что там лежит?

Воспитатель открывает коробочку и достает пирамидки.

- Ребята, пирамидка к нам пришла не одна, а с подружками. Сейчас я раздам вам пирамидки, а вы сначала аккуратно снимите колечки, укладывая их в ряд, а потом наденете так: сначала – самое большое, потом поменьше, еще поменьше, затем самое маленькое.

При необходимости воспитатель помогает в выполнении задания.

- Молодцы. Все правильно сложили пирамидки. Похлопаем.

Физкультминутка «Мы топаем ногами»

Дети выполняют, подражая воспитателю.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем:

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

Топ-топ, ножки топ

Хлоп-хлоп, ручки хлоп.

Упражнение «Разложим колечки по цвету»

(Во время физкультминутки помощник воспитателя рассыпает колечки по ковру. Дети подходят к столу, на котором стоят только подставки).

- Где же наши колечки?

- Ребята, наши колечки от волшебных пирамидок рассыпались по ковру.

- Давайте мы их соберем.

- Таня будет собирать колечки зеленого цвета.

- Вот такие. Показывает одно колечко зеленого цвета.

- А Саша будет собирать колечки красного цвета.

Аналогично дается задание для других детей. Дети отбирают «свои» кольца.

- У кого синие колечки?

- У кого красные?

Дети показывают и называют.

- Молодцы. Все правильно собрали колечки.

Заключительная часть:

Сеанс пассивной релаксации (звучит спокойная расслабляющая музыка, под которую предлагается закрыть глаза и расслабиться. В ходе сеанса ведущий произносит релаксационный текст. После выполнения ведется обсуждение: Какие образы и ощущения возникали у вас в ходе сеанса? Какие чувства вы испытали? Как изменилось ваше состояние, настроение?

После выполнения упражнений ведется обсуждение: Испытывали вы, какие либо трудности в ходе выполнения задания? Какие ощущения было при выполнении упражнений?

 «Мои пожелания! »

Педагог предлагает всем встать в круг. Каждый из ребят желает, одним словом всем детям чего-то хорошего. После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья! ». Педагог желает всем удачи и хорошего настроения.

Составитель: воспитатель Прасол Ирина Владимировна 

Конспект занятия по лепке: «Неваляшка».

Цель: Развитие  творческого потенциала

Задачи:

  • учить полным ответом отвечать на поставленный вопрос;
  • закрепить умение детей самостоятельно выбирать способ лепки для выполнения задания;
  • развивать  внимание, память, мелкую моторику;
  • вызвать положительные эмоции.

Ход урока

(Дети сидят за столом)

- Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а вот кто вы скажите мне сами, послушав загадку:

Веселая девчушка
Песенки поет,
Никогда не унывает
И совсем не устает.
Ты ее положишь спать,
А она захочет встать.

- Кто это? (Неваляшка.)

- Давайте посмотрим на нее. Из каких частей она состоит? (У неваляшки есть туловище, голова, руки.)

- А какой они формы? (Все части имеют круглую форму.)

- На что похожи части тела? (Части тела похожи на :предположения детей.)

- Что еще бывает круглой формы? (Предположения детей.)

- А одинаковые ли по размеру голова и туловище? (Нет. Туловище больше головы.)

- А какие по размеру руки? (Руки - маленькие шарики.)

- Неваляшка очень бы хотела, чтобы вы ей слепили подружек. А то ей одной скучно и потанцевать не с кем. Ну что слепим неваляшке подружек? (Дети соглашаются.)

 Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки 

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) 

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

- А как мы будем лепить? (Нужно скатать круговыми движениями пластилин в шарики.)

У вас на столах в тарелочках лежит пластилин. Сколько кусочков пластилина вы видите? (3)

- Какие они по размеру? (Один большой, два одинаковых - маленькие.)

- Что будем лепить из большого куска пластилина? (Из большого куска пластилина будем лепить туловище.)

- Что будем лепить из маленького куска пластилина? (Из одного маленького куска будем лепить голову.)

- А что надо сделать со вторым маленьким куском пластилина? (Его надо разделить на два равных куска и скатать из них руки.)

Покажите, как вы будите пластилин, какими движениями? (Круговыми)

- Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика: "Игрушки"

На большом диване в ряд  (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Неваляшка, Буратино, (
Загибают поочередно все пальчики.0
И веселый Чиполлино,
Очень умная Мальвина,
Добрый доктор Айболит.
1, 2, 3, 4, 5. /
Разгибают поочередно.
Помогаем наше Кате  (
Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

- Ну что, скорее поспешим и нашей Неваляшке подружек сделаем. (Самостоятельная работа детей.)

- Посмотрите, какие у нас замечательные подружки получились. Ребята, Неваляшка приглашает нас потанцевать. (Танец: "Куклы-Неваляшки" ).

Неваляшка благодарит детей, собирает своих подружек .

Дети убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Развитие речи. Тема: « Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Развитие речи. Тема: « Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».Цели: - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора;- вызывать эмоциональный отклик на сказку ...

Конспект по развитию речи в старшей группе знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста».

Конспект  по развитию речи в старшей группе знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста»....