«ПРАЗДНИЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ»
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«ПРАЗДНИЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ :
МАНДРЫКА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
ПРАЗДНИЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ.
Интегрированное занятие для детей от 5 лет.
ЦЕЛИ:
1. Ознакомить детей с названием посуды в зависимости от назначения (для
чаепития – чайная посуда).
2. Закрепить способность образовывать имена существительные – названия предметов чайной посуды в зависимости от продуктов, для которых она предназначена.
3. Соблюдать необходимые меры безопасности.
4. Упрочить знания детей о правилах поведения за столом во время чаепития.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться.
6. Закрепить умение создавать поделки на основе одного из способов техники оригами: треугольника с отогнутыми к противоположным сторонам углами («стаканчик»)
МАТЕРИАЛЫ:
1. Демонстрационный:
-чайник, заварка, чашки, блюдца, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, розетка для варенья, самовар, тарелочка для торта;
- плоскостные изображения чашки, блюдца, ложки, тарелочка для торта, розетки для варенья – для работы на фленелеграфе.
2. Раздаточный:
- плоскостные изображения чашки, блюдца, ложки, тарелочки для торта, розетки для варенья (на каждого ребенка).
3. Для конструирования:
- квадраты разного цвета, дополнительные детали (цветочки, полоски, кружки, ручка для чашки); клей, кисти, салфетки, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
.
Организационный момент. Беседа.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними стол, накрытый скатертью.
Звучит музыкальный фрагмент из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
Влетает игрушечная Сорока (в руках у воспитателя), тараторит.
Сорока: Тра-та-та-та! Тра-та-та-та! Кто это вылез из-за куста? Медведи Топтыгины! Медведи Топтыгины! Идут сюда! Идут сюда! Ждите гостей! Ждите гостей! А я полечу дальше! Всем об этом расскажу! До свидания! (Улетает.)
Воспитатель: Ребята, слышали? К нам в гости идут Топтыгины. Устроим чаепитие. Будем накрывать на стол. Что нам для этого понадобится? Как вы думаете, ребята?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А какая?
Дети: Чайная: чашки, блюдца, ложки, чайник…
Воспитатель: (показывает на самовар):
Кто пил чай из самовара? (После ответов детей продолжает.) А давайте сегодня будем пить чай из….( самовара).
Нужно заварить чай. Посмотрите, чай бывает рассыпной (в коробках) и в пакетиках. В чем заваривают чай?
Дети: В чашке, если он в пакетике. В чайнике…
Воспитатель: Правильно. В специальном чайнике. А какая должна быть вода, чтобы заварить чай?
Дети: Горячая. Очень горячая…
Воспитатель: Молодцы! Очень горячая вода называется кипяток. Как вы думаете, можно детям заваривать чай?
Дети: Нет. Потому что можно обжечься.
Воспитатель: Да, вы правы. Это должны делать взрослые. Беру…(заварку), кладу в….(чайник) и заливаю очень горячей водой…(кипятком).
Пусть чай настоится. А пока мы накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чая – чайник, для молока - …(молочник). С чем можно пить чай?
Дети: С тортом, с вареньем, с лимоном, с пряниками, со сливками, с молоком…(Воспитатель сопровождает слова действиями и выставляет посуду с продуктами на стол.)
Раздается стук в дверь. Воспитатель идет встречать гостей и появляется с игрушечной семьей Топтыгиных: Медведем, Медведицей, Медвежонком.
Медведи: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, дорогие гости! Садитесь, пожалуйста, за стол.
Медведица с Медведем садятся, Медвежонок остается, предлагает детям провести физкультминутку.
Физкультминутка «Медвежонок»
Медвежонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел,
Ах, какой чудесный стол!
Он попрыгал, покрутился
И затем остановился. (Повторить 2-3 раза.)
Дидактическая игра
«Накроем стол»
Воспитатель: Для каждого гостя мы приготовим:
-чайную пару (чашка, блюдце),
-тарелочку для торта.
-розетку для варенья,
-чайную ложку.
(Воспитатель выставляет все предметы на столе, попутно уточняя их пространственное расположение, один ребенок раскладывает их на фланелеграфе, остальные дети – за своими столами.)
Воспитатель: Угощайтесь, гости дорогие! (Медведи сидят.) Ребята, что-то наши гости стесняются. Сейчас узнаю, в чем дело. (Наклоняется к Медвежонку.)
Ах, вот в чем дело! Оказывается, наши друзья не знают правил поведения за столом во время чаепития. Какие же это правила?
Дети: Правила очень просты:
-сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;
- также общей ложечкой берут варенье на свою розетку;
-для лимона кладется специальная вилочка;
- печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;
- если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;
- когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь сказать спасибо за вкусное угощение!
Медвежонок: Спасибо, ребята! Хотел бы и я устроить чаепитие для своих друзей. Но, к сожалению, у меня нет ни одной чайной пары. Не могли бы вы мне помочь?
Дети: Конечно, поможем.
Конструирование
Воспитатель: Выберите, пожалуйста, цвет вашей чайной пары. Подготовьте форму – «стаканчик». Приклейте ручку к чашке, украсьте чашку и блюдце. Когда ваша чайная пара будет готова, поставьте ее на" стол".
(На мольберте закреплена коллективная работа «Красивая скатерть».)
Дети выполняют работу и приклеивают свои чайные пары на лист. После того как коллективная работа выполнена и проанализирована, подводится итог занятия.