"В гости к бабушке - Загадушке"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В данной методической разработке показанно знакоство с происхождением слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushka_zagadushka.docx | 30.38 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
Тема «В гости к Бабушке - Загадушке»
Автор:
воспитатель старшей группы №4 Яугела Н.Н.
2014г.
Участники: дети старшей группы
Количество детей: 8 человек
Длительность: 35 минут
Цель: Познакомить с происхождением и толкованием некоторых слов.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать интерес к народному слову, способность пониманию красоты, образности и выразительности языка сказок.
- Развивать умение узнавать предмет на картине по некоторым внешним признакам, обогащать словарь детей (лес, болото, табун, стадо…)
- Воспитывать умение вести диалог, отгадывать загадки.
- Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
Речевое развитие
- Поддерживать интерес к сказкам, фольклору народному слову.
- Обогащать читательский опыт за счет произведений жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки)
- Развивать умение анализировать знакомый сказочный предмет, побуждать детей к творческому объединению сказочного предмета, со сказочным персонажем.
- Формировать умение понимать этимологию слов, обозначающих название цветов, трав, ягод; названий кличек животных: подорожник, одуванчик, черника, коровка Бурёнка, курочка Ряба, конь Воронок, колобок.
Познавательное развитие
- Рассказать детям о травах и их пользе
- Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы.
Художественно-эстетическое развитие
- Развивать умение выражать отношения к героям и событиям сказок в художественно-творческой деятельности.
- Подбирать расцветку ткани в соответствии со словом (бурая, рябая, вороная) и дополнять изображение мелкими деталями.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок.
Методы и приемы:
Наглядные: показ слайдов, картинок, способов действий, сравнение.
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, оценка.
Игровые: игровые ситуации, игры имитации, вхождение в сказку.
Материал и оборудование, используемые в НОД: Сундучок, предметы: кувшин, скалка, колокольчик на ленте, короб, колобок. Мультимедиа – презентация «В гости к Бабушке Загадушке». Ткани для аппликации, клей, кисточки, ножницы, варенье, ложки.
Ход совместной деятельноости:
«Добрый день – добрым людям
Мы знакомы с вами будем».
- Я – Бабушка - Загадушка, сказки детям рассказываю, загадки загадываю.
- Ребята, а как сказки начинаются? (Жили - были…, в некотором царстве, в некотором государстве…)
- И я жила - не тужила, сказки сказывала, но недавно приключилась со мной беда, налетели на мой двор «Гуси-лебеди», напугали всех вокруг и убежали все мои домашние животные в лес. Помогите мне их найти, без них мне трудно (Курочку Рябу, коровку Буренку, и конь Воронок). Слайд №2
- Кто поможет мне друзей найти?
- Вы поможете?
- А еще нам помогут сказочные герои.
- Вот один из них.
«На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…» (КОЛОБОК) Слайд №3
- Ребята, а кто скажет, почему его так назвали? (от слова «коло» - круг, круглый бок)
- Да ребята колобок румяный бок нам поможет, куда он покатится туда нам идти.
- Ребята, посмотрите сундучок, давайте посмотрим что, там.
- Что это?
- В этом сундуке предметы из Русских народных сказок.
- Я вам показываю предмет, вы его называете и говорите, из какой он сказки
«Угадай, из какой сказки предмет?».
КУВШИН – «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль»
СКАЛКА – «Лисичка со скалочкой»
КОЛОКОЛЬЧИК НА ЛЕНТЕ - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
КОРОБ – «Маша и медведь»
- Ребята, мы с вами идем по сказочному лесу, посмотрите, сколько в лесу много трав, цветов, ягод. А вы знаете как, можно ласково обращаться к травушке? Слайд №4, №5
Травушка – муравушка, трава шелковая, трава краса.
- Ребята, а почему говорят травушка-муравушка?
- Что значит муравушка? Значит, зелёная, сочная, густо растущая сплошным ковром. «Мур» - значило просто трава.
- Давайте с вами сядем на полянку отдохнем, отгадаем еще загадку.
Ой, что за цветок такой? Слайд №5
«Был он желтеньким цветком,
Белым шаром стал потом
Ветер вмиг унес пушинки,
И остались лишь былинки»
(ОДУВАНЧИК) Слайд№6
- Почему его так назвали? (разлетается от дуновения)
- Найди, покажи. (картинки)
- Да ребята одуванчик лекарственное растение, в нем много витаминов, много полезных веществ.
Следующая загадка
«Весь в пыли
У дороги он торчит
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид»
(ПОДОРОЖНИК) Слайд №7
- Почему его так назвали? (растет вдоль дороги)
- Найди, покажи. (картинки)
- Ребята, а как вы думаете подорожник лекарственное растение? Да когда рана и течет кровь надо приложить подорожник и кровь остановится. Правильно его еще называют доктором.
- А сейчас я хочу вас угостить вкусным вареньем. Из какой ягоды вы ели варенье.
- Откройте рот посмотрите на язык. Догадались, что это за ягода (черника)
Слайд №8
- Почему ее так назвали? ЧЕРНИКА
- Найдите, покажите. (картинки)
- Ребята, а варенье я держу в глиняном кувшинчике.
- И цветок есть такой Кувшинка. Слайд №9
- Кувшинка – эти красивые цветы растут в озерах, прудах и в тихих речных заводях. Отцветут кувшинки, и на месте цветка останутся плоды – кувшинчики. Отсюда и пошло название растения (плод похож на гончарное изделие – кувшин). (показываю кувшинка цветок, кувшинка плод, кувшин – гончарное изделие Слайд №10, №11
- Как называется этот цветок? КУВШИНКА
- Ребятки, что-то мы с вами засиделись.
- Сейчас мы с вами превратимся в цветы.
Физминутка
«Цветы»
«На лугу растут цветы!
Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты (потягивание рук вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (дети машут руками изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут»
- Ой, ребята, а куда нас колобок завёл? Слайд №12
(болото)
- Хочу вам еще загадку загадать?
- Героиня, какой сказки жила на болоте? Слайд №13
(Царевна-лягушка)
- Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее»
- Ребята, а почему так говорят, подумайте?
Д: (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром, на свежую голову сразу что-то придумает)
Да, в русских сказках много интересных слов и выражений.
- Ребята, а в кого превратилась Царевна-лягушка? (В Василису - Премудрую)
- Почему она премудрая?
Д: (Очень умная, много умеет и знает)
- Да ребята долго мы с вами идем по лесу, (Слайд №14) а друзей моих что-то не видать, давайте позвоним в колокольчик, может мы на звон колокольчика их найдем, что-то не видно моих друзей.
- Давайте ребятки сядем на лужок отдохнем. Слайд №15
- Ой, как много курочек, а моя- то ряба была.
- Как вы думаете, где среди них моя курочка Ряба? Слайд №16
- Под каким номером? Слайд №17
- А почему её так назвали? (по окраски рябая, т.е. пестрая или в рябинку (рябь)
- Ой, как много коров, а моя- то была коровка Буренка. Слайд №18
- Как вы думаете, где среди них моя Буренка?
- Под каким номером? Слайд №19
- Почему ее так назвали? (бурая, т.е. темная, темно-коричневая или бурого цвета корова)
- Ой, как много лошадок и коней, а мой - то конь Воронок? Слайд №20
- Как вы думаете где, среди них мой конь?
- Под каким номером? Слайд №21
- А вороной - это какой цвет?
- Почему его так назвали? (черный как птица - ворон)
- Да ребята клички этих животных получили из-за окраски.
- Спасибо, что вы помогли отыскать моих друзей.
- А теперь хочу подарить картину «Мой двор». Картина не доделана, прошу у вас помощи.
Есть у меня сундучок с тканями найдите, подберите к каждому животному лоскуточек, который подошел бы к названию его клички.
(Выполняется коллективная аппликация)
- Ребята какая, у нас получилась красивая картина.
- Молодцы, я узнала, что вы много знаете русских народных сказок, хорошо отгадываете загадки. Вам понравилось наше путешествие, а теперь давайте с вами вернемся обратно в детский сад.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию во второй младшей группе "В гости к Бабушке - Загадушке"
Из опыта работы...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах ...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах...
Непосредственно организованная деятельность "В гости к "Бабушке - Загадушке".
Исследовательская - позновательная деятельность, развитие мыслительной деятельности у дошкольников. Формировать навыки свободного общения взрослых и детей, навыки позитивной коммуникации....
В гостях у бабушки-загадушки
Занятие по сенсорному воспитаниюВо второй младшей группеПровела :Вицкова М.В. Цель: воспиты...
Развлечение "В гостях у бабушки Загадушки"
Развлечение: «В гостях у бабушки Загадушки»Программное содержание: Доставить детям радость. Развивать эмоциональную отзывчивость. Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить детей с русск...
Конспект развлечения "В гостях у Бабушки-Загадушки "
Конспект развлечения«В гостях у Бабушки-Загадушки»(образовательная область - коммуникация)Подготовили воспитатели:Диброва Галина ЕвгеньевнаПапикьянц Марина ОганесовнаАрмавир, 2012гЗадачи:вызвать...