"В гости к бабушке - Загадушке"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Яугела Наталья Николаевна

В данной методической разработке показанно знакоство с происхождением слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka_zagadushka.docx30.38 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

Тема «В гости к Бабушке -  Загадушке»

Автор:

воспитатель старшей группы №4 Яугела Н.Н.

2014г.

Участники: дети старшей группы

Количество детей: 8 человек

Длительность: 35 минут

Цель: Познакомить с происхождением и толкованием некоторых слов.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

  1. Воспитывать интерес к народному слову, способность пониманию красоты, образности и выразительности языка сказок.
  2. Развивать умение узнавать предмет на картине по некоторым  внешним  признакам, обогащать словарь детей (лес, болото, табун, стадо…)
  3. Воспитывать умение вести диалог, отгадывать загадки.
  4. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Речевое развитие

  1. Поддерживать интерес к сказкам, фольклору народному слову.
  2. Обогащать читательский опыт за счет произведений жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки)
  3. Развивать умение анализировать знакомый сказочный предмет, побуждать детей к творческому объединению сказочного предмета, со сказочным персонажем.
  4. Формировать умение  понимать этимологию слов, обозначающих название цветов, трав, ягод; названий кличек животных: подорожник, одуванчик, черника, коровка Бурёнка, курочка Ряба, конь Воронок, колобок.

Познавательное развитие

  1. Рассказать детям о травах и их пользе
  2. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Развивать умение  выражать отношения к героям и событиям сказок в художественно-творческой деятельности.
  2. Подбирать расцветку ткани в соответствии со словом (бурая, рябая, вороная) и дополнять изображение мелкими деталями.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок,  отгадывание загадок.

Методы  и приемы:

Наглядные: показ слайдов, картинок, способов действий, сравнение.

Словесные: беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, оценка.

Игровые: игровые ситуации, игры имитации, вхождение в сказку.

Материал и оборудование, используемые в НОД: Сундучок, предметы: кувшин, скалка, колокольчик на ленте, короб, колобок. Мультимедиа – презентация «В гости к Бабушке Загадушке». Ткани для аппликации,  клей,  кисточки, ножницы, варенье, ложки.

Ход совместной деятельноости:

 «Добрый день – добрым людям

Мы знакомы с вами будем».

- Я – Бабушка  -  Загадушка,   сказки детям рассказываю, загадки загадываю.

-  Ребята, а как сказки начинаются? (Жили - были…,  в некотором царстве, в некотором государстве…)

- И я жила -  не тужила, сказки сказывала, но недавно приключилась со мной беда, налетели на мой двор «Гуси-лебеди», напугали всех вокруг и убежали все мои домашние животные в лес. Помогите мне их найти, без них мне трудно (Курочку Рябу, коровку Буренку,  и  конь Воронок). Слайд №2

 - Кто поможет мне друзей найти?

 - Вы поможете?

- А еще нам помогут сказочные герои.

- Вот один из них.

«На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился…» (КОЛОБОК)  Слайд №3

- Ребята,  а кто скажет, почему его так назвали? (от слова «коло» - круг, круглый бок)

- Да ребята колобок румяный бок нам поможет, куда он покатится туда нам идти.

- Ребята, посмотрите сундучок,  давайте посмотрим что, там.

- Что это?

- В этом сундуке предметы из Русских народных сказок.

- Я вам показываю предмет,  вы его называете и говорите,  из какой он сказки

«Угадай, из какой сказки предмет?».

КУВШИН – «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль»

СКАЛКА – «Лисичка со скалочкой»

КОЛОКОЛЬЧИК НА ЛЕНТЕ - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

КОРОБ – «Маша и медведь»

- Ребята, мы с вами идем по сказочному лесу,  посмотрите,  сколько в лесу много трав, цветов, ягод. А вы знаете как, можно ласково обращаться к травушке?  Слайд №4, №5

Травушка – муравушка, трава шелковая, трава краса.

- Ребята, а почему говорят травушка-муравушка?

- Что значит муравушка? Значит,  зелёная,  сочная, густо растущая сплошным ковром. «Мур»  - значило просто трава.

- Давайте с вами сядем на полянку отдохнем, отгадаем еще загадку.

Ой, что за цветок такой? Слайд №5

«Был он желтеньким цветком,

Белым шаром стал потом

Ветер вмиг унес пушинки,

И остались лишь былинки»

(ОДУВАНЧИК)     Слайд№6

- Почему его так назвали? (разлетается от дуновения)

- Найди, покажи. (картинки)

- Да ребята одуванчик лекарственное растение, в нем много витаминов, много полезных веществ.

Следующая загадка

«Весь в пыли

У дороги он торчит

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид»

(ПОДОРОЖНИК)     Слайд №7

- Почему его так назвали? (растет вдоль дороги)

- Найди, покажи. (картинки)

- Ребята, а как вы думаете подорожник лекарственное растение? Да когда рана и течет кровь надо приложить подорожник и кровь остановится. Правильно его еще называют доктором.

- А сейчас я хочу вас угостить вкусным вареньем.  Из какой ягоды вы ели варенье.

- Откройте рот посмотрите на язык. Догадались, что это за ягода (черника)

Слайд №8

- Почему ее так назвали? ЧЕРНИКА

- Найдите, покажите. (картинки)

- Ребята, а варенье я держу в глиняном кувшинчике.

- И цветок есть такой Кувшинка.  Слайд №9

- Кувшинка – эти красивые цветы растут в озерах, прудах и в тихих речных заводях. Отцветут кувшинки, и на месте цветка останутся плоды – кувшинчики. Отсюда и пошло название растения (плод похож на гончарное изделие – кувшин).   (показываю  кувшинка цветок, кувшинка плод, кувшин – гончарное изделие  Слайд №10, №11

- Как называется этот цветок?  КУВШИНКА

- Ребятки,  что-то мы с вами засиделись.

- Сейчас мы с вами превратимся в цветы.

Физминутка

 «Цветы»

«На лугу растут цветы!

Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)

К солнцу тянуться цветы.

С ними потянись и ты (потягивание рук вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда (дети машут руками изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут»

- Ой, ребята,  а куда нас колобок завёл? Слайд №12

 (болото)

- Хочу вам еще загадку загадать?

 - Героиня,  какой сказки жила на болоте? Слайд №13

 (Царевна-лягушка)

- Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу: «Не тужи, ложись спать,  утро вечера мудренее»

- Ребята, а почему так говорят, подумайте?

Д: (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром, на свежую голову сразу что-то придумает)

Да, в русских сказках много интересных слов и выражений.

- Ребята, а в кого превратилась Царевна-лягушка? (В Василису - Премудрую)

- Почему она премудрая?

Д:  (Очень умная,  много умеет и знает)

- Да ребята долго мы с вами идем по лесу, (Слайд №14) а друзей моих что-то не видать, давайте позвоним в колокольчик,  может мы на звон колокольчика их найдем, что-то не видно моих друзей.

- Давайте ребятки сядем на лужок отдохнем. Слайд №15

- Ой, как много курочек, а моя-  то ряба была.

- Как вы думаете,  где среди них моя курочка Ряба? Слайд №16

- Под каким номером? Слайд №17

-  А почему её так назвали? (по окраски рябая,   т.е. пестрая или в рябинку (рябь)

 - Ой, как много коров, а моя- то была коровка Буренка. Слайд №18

- Как вы думаете, где среди них моя Буренка?

- Под каким номером? Слайд №19

- Почему ее так назвали? (бурая, т.е. темная, темно-коричневая или бурого цвета корова)

- Ой, как много лошадок и коней,  а мой - то конь Воронок? Слайд №20

 - Как вы думаете где, среди них мой конь?

- Под каким номером? Слайд №21

- А вороной - это  какой цвет?

- Почему его так назвали? (черный как птица - ворон)

- Да ребята клички этих животных получили из-за окраски.

- Спасибо,  что вы помогли отыскать моих друзей.

- А теперь хочу подарить картину «Мой двор». Картина не доделана,  прошу у вас помощи.

Есть у меня сундучок с тканями найдите, подберите к каждому животному лоскуточек, который подошел бы к названию его клички.

 (Выполняется коллективная аппликация)

- Ребята какая, у нас получилась красивая картина.

 - Молодцы, я узнала,  что  вы много знаете русских народных сказок, хорошо отгадываете загадки.  Вам понравилось наше путешествие, а теперь давайте с вами вернемся обратно  в детский сад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедиа – презентация к занятию «В гости к бабушке Загадушке » Презентацию выполнила: воспитатель Яугела Н.Н. ГБДОУ№61

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность "В гости к "Бабушке - Загадушке".

Исследовательская - позновательная деятельность, развитие мыслительной деятельности у дошкольников. Формировать навыки свободного общения взрослых и детей, навыки позитивной коммуникации....

В гостях у бабушки-загадушки

Занятие по сенсорному воспитаниюВо второй младшей группеПровела :Вицкова М.В.                  Цель: воспиты...

Развлечение "В гостях у бабушки Загадушки"

Развлечение: «В гостях у бабушки Загадушки»Программное содержание: Доставить детям радость. Развивать эмоциональную отзывчивость. Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить детей с русск...

Конспект развлечения "В гостях у Бабушки-Загадушки "

Конспект развлечения«В гостях у Бабушки-Загадушки»(образовательная область - коммуникация)Подготовили воспитатели:Диброва Галина ЕвгеньевнаПапикьянц Марина ОганесовнаАрмавир, 2012гЗадачи:вызвать...