Развитие связной речи у детей раннего возраста.
методическая разработка (развитие речи) по теме

Прилуцкая Алёна Александровна

В данном материале освещены условия, от которых зависит успешное решение главной задачи речевого развития дошкольников - развитие связной речи, выделены направления работы педагога по формированию связной речи у дошкольников, а так же даны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей раннего возраста

Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей личности,
  • познавательной активности ребенка и т. д. 

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Диалогическая речь – это первичная естественная форма языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Важную роль при этом играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалогическая речь характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) людей говорящих на одну тему. В диалоге представлены все разновидности предложений:

  • повествовательных (сообщение, утверждение),
  • побудительных (просьба, требование),
  • вопросительных (вопрос) предложений.

Так же с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения и допускаются нарушения синтаксических норм. Но именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, а значит зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов. По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания:

Описание – это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное значение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

Возрастной период с 1 до 6 лет является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи:

  • от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
  • от 2,5 до 3,5 лет – период овладения развернутой фразовой речью;
  • от 5 до 6 лет – период формирования контекстной речи.

Как мы видим, большая часть периодов относится к раннему детству. Главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение.

Направления работы по формированию связной речи:

 1. Развивать у детей навык диалогической речи (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста.

2. Развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с ребенком.

3. Развивать умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
4. Развитие навыка построения текстов-описаний для формирования у детей элементарных представлений функций этих текстов через описание предметных или сюжетных картинок, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных.

5. Развитие понимания и структурирования фразы. Для этого необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.
Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: кошка, мишка, лягушка, и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: идет, бежит, сидит и др. С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.

II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста

2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей.

В первый год жизни ребенок быстро растет. Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны:

1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать;

2) заниматься специально (1—2 минуты в день);

3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки.

Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты.

До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Взрослый обязан:

  • сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям,
  • поддерживать потребность в общении с окружающими,
  • побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.

До 1,5 лет

Предпосылки речи. Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.  С четырех месяцев ребенок охотно подражает речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру. Постоянно разговаривая с ребенком, взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции (гуление, свирель, лепет). Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи. 

К 9 месяцам у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать:

  • поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым;
  • с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение;
  • добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям;
  • продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов;
  • поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай и др., т.к. это уже начало усвоения лексики родного языка.

Обогащение словаря. Началом работы взрослого по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Воспитание внимания ребенка начинается с предречевой ориентации его в окружающем.

Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики у ребенка начинается с того, что он осознает вопросы взрослых: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п., т. е. начинает осмысливать отношения между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления: показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Взрослому нужно постараться, максимально развить  этот зародыш интеллекта на втором году жизни ребенка, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается. 

Воспитание звуковой культуры речи. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев взрослые должны продолжать развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих с ними людей: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации.

1,6 – 2 года

Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства.

Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 месяцев ребенок может научиться понимать: собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды, обуви, из мебели, посуды, названия некоторых знакомых ему средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек.. Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре. Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении. Это надо всячески поощрять. 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Обогащение словаря. Тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом; слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство ребенка с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть и подражать их голосам; учится называть основные части тела животных, движения; учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).

Развитие грамматических навыков. На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под, за, от, до) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Формируется умение строить предложения, состоящие из 3—4 слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?», «Что это?».

Развитие связной речи. В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова нельзя, можно и правильно на них реагировать. Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).

Само собой разумеется, что взрослые к ребенку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) еще не речь, понять их смысл невозможно. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.

От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий (например: «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел. Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: предметы называет словами, употребляет некоторые глаголы, правда, в основном в повелительном наклонении дай, иди или в неопределенной форме дать, сесть. Себя в этом возрасте ребенок называет по имени в третьем лице.

Очень много в развитии наблюдательности, а следовательно, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Случается, что ребенок, который уже может сказать, что он хочет, при просьбе, обращенной к воспитателю, использует мимику и жест, а не слова. Тогда надо создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке малыш просит у воспитателя совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель заставляет его в конце концов произнести слово совок. 

Развитию речи ребенка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это?», «Что делает?», т. е. нужно побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например: «Кого держит девочка? Скажи: «Девочка держит мишку»; С кем играет девочка? Скажи: «Девочка играет с мишкой».

В этом возрасте в целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из книжки А. Барто «Для самых маленьких». Хорошо, если воспитатель, начав читать уже известное стихотворение, даст детям самим закончить его.

К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Это слова — названия предметов, окружающих детей, названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, зеленый листок, красная рубашка, желтое солнышко), величину (большая пирамида), свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок) и др.; это слова—названия действий, понятных детям: спать, принести, подать и др. С двух лет, говоря о себе, ребенок уже употребляет местоимение я.


Задача для взрослого по созданию условий для формирования предпосылок связной речи детей раннего возраста:

  1. .Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.
  2. Предоставить детям условия, содействующие развитию их слуха и внимания.
  3. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.
  4. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений.
  5. В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.
  6. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.
  7. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей.
  8. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости.
  9. «Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей» (проф. Чулицкая)

В заключение еще раз хочется напомнить о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире....

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Развитие связной речи у детей раннего возраста

Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников....

"Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"...