Тема «Дикие животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мовчан Татьяна Петровна

В данном конспекте содержится материал для обучения составлять описательные рассказы о животных по модели; обучение детей по составлению сложно – подчиненных предложений. Закрепление знаний детей о диких животных. Обучающий материал способствует развитию связной речь и воспитывает у детей теплые и  дружеские отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

 Занятие в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи.                

                                              Тема «Дикие животные».                     

Программное содержание. Учить детей описывать содержание сказки, запоминать ее содержание и последовательность. Учить детей составлять сложно – подчиненные предложения, умение образовывать прилагательные. Закрепить знания детей о диких животных, умение составлять рассказ с опорой на модель. Развивать связную речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать дружеские отношения.                

Материал. Елки, карточки, с изображением следов, картина с изображением зимнего леса, картинки с изображением животных, маски животных, фонограмма песни о дружбе.  

Предварительная работа. Знакомство с моделями описания животных, физ. минутки, разучивание игры «Дети и волк», беседы о дружбе.

                                      Ход образовательной деятельности.                                            

Организационный момент. Звучит фонограмма песни о дружбе. О чем поется в этой песни?/ О дружбе./ Каким должен быть настоящий друг? /Добрым, отзывчивым./ Давайте, возьмемся за руки, и через рукопожатия, я вам передам свою дружбу Даше,  Даша передала Владику и т.д. Вот она вернулась снова ко мне, и я чувствую, как каждый из вас добавил частичку своей дружбы, она стала больше и согревает всех нас, как солнечные лучи, которые озарили эту лесную полянку. Много снега на полянке, переливаются снежинки, снежинки не простые, а волшебные, в них зашифрованы животные, назовите их. /Дети называют./ Кто лишний в этой группе животных?  /Собачка./  Почему, вы так думаете? /Собака – домашнее животное./ Назовите, одним словом остальных животных? /Дикие животные./ Каких животных мы называем дикими? /Тех, которые живут в лесу?/ Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине, а дружат ли звери в лесу, как вы думаете? /В лесу живут, как хищники, так и травоядные./ А вот собачка из сказки «Как собака друга искала?» хотела подружиться с дикими животными, ведь она не всегда была домашним животным  

Рассказывание сказки. По содержанию сказки, воспитатель выставляет на картину с зимним лесом, картинки животных. Когда – то, давно жила в лесу собачка одна – одинешенька, стала ей очень  скучно, и решила она друга найти, такого друга, чтоб никого не боялся. Встретила собака в лесу зайца, и говорить ему: - Давай, зайка дружить и вмести жить.- Давай, стали они жить вдвоем. Вечером легли они спать. Вдруг собачка, услышала шум и давай лаять. Заяц испугался. - Ты чего, лаешь, сейчас волк услышит и нас съест. - Неважный друг подумала собачка, пойду я лучше к волку. Утром распрощалась собачка с зайцем и пошла к волку. Встретила она волка в глубоком овраге, говорит: - Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить. - Что ж вдвоем веселей будет. Наступила ночь, вдруг что-то как зашелестит, собака залаяла. Волк проснулся и давай ругать собаку. - Ты что разлаялась, медведь услышит, нас разорвет. Волк тоже боится, подумала собака, уж лучше тогда с медведем дружить. Распрощалась собака с волком, и пошла к медведю. - Медведь, давай с тобой дружить и вместе будем жить. - Ладно, пошли ко мне в берлогу. Наступила ночь, легли спать. Тут мимо берлоги кто из зверей пробежал, собака, как залает. Медведь проснулся, и давай собаку бранить - Перестань лаять, а то человек услышит, придет, и шкуры с нас снимет. - Ну и дела, подумала собака, и медведь трусливым оказался, пойду к человеку и буду с ним жить, да дружить. С тех пор, живет собака с человеком. Человек ее кормит, а собака дом охраняет. Вот и живут вместе. Посмотрите, на этой картине собрались все герои нашей сказки, я предлагаю оживить эту картину,  рассказать о каждом животном. Рассказать надо так, как будто вы герои этой сказки. Владик превратится в зайку, Руслан в медведя и т.д. Представьте себе, что вы дикие животные, и живете в лесу, расскажите от их лица, а поможет вам рассказать, волшебная снежинка – модель, где символы подскажут последовательность рассказа. Воспитатель напоминает, что обозначает символика модели для составления описательного рассказа о животных. Давайте вспомним, кого первого собака повстречала в лесу? /Зайку./ Рассказ зайки о себе. Воспитатель предлагает поиграть вместе с зайкой 

Физ. минутка «Заяц Егорка». Во время проведения, воспитатель выставляет модель данной физ. минутки, с помощью которой дети легко вспоминает текст. Далее воспитатель задает следующий вопрос. После зайца к кому пошла собака? /Волку./ Рассказ волка о себе. Воспитатель предлагает поиграть с волчком.

П/и «Дети и волк». Проводится один раз. После игры воспитатель задает следующий вопрос. Не подружились собака и волк, а к кому дальше отправилась собака? /К Медведю./ Рассказ медведя о себе. Почему собака решила отправиться к человеку и подружиться с ним? /Человек сильный, ухаживает за животными./ Сейчас звери хотят поиграть в прятки, посмотрите, спрятались, остались только следы. Назовите, чьи это следы?/Волчьи, заячьи, медвежьи./ Дети отправляются по следам животных и находят там маски животных.

Воспитатель предлагает поиграть в игру  - драматизацию по сказке «Как собака друга искала?» Вопреки всем законам леса мы все подружились. Жить на свете очень туго без подруги или друга, будьте, вы, всегда дружны, дружат дети всей земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Стихи по теме "Дикие животные", "Домашние животные".

Стихи по теме "Дикиеживотные", "Домашние животные".Лиса.Волк."Потерялась наша Таня"(З.Н.Александрова)...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...