Взаимосвязь речи и мелкой моторики у детей
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
<<Взаимосвязь речи и развития мелкой моторики пальцев у детей >>
<< Ум ребенка находится на кончиках его пальцев >>
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_rechi_i_melkoy_motoriki.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Бэлан М.М.
<<Взаимосвязь речи и развития мелкой моторики пальцев у детей >>
<< Ум ребенка находится на кончиках его пальцев >>
В. А. Сухомлинский
У большинства детей пальчики малоподвижны, движения неточны. Дети держат ложку в кулаке, затрудняются работать карандашом, кисточкой, не могут застегнуть пуговицы, молнии и т.д.
Развитие пальчиковой моторики помогает формированию речи.
Виды совершенствования мелкой моторики
1. Пассивная гимнастика - с 6 месяцев.
Массаж - поглаживание пальцев рук от кончиков пальцев к запястью или сгибать и отгибать каждый пальчик отдельно в течении 2 - 3 минут ежедневно.
2. Массаж и самомассаж .
Можно использовать мячики с шипами, ребристые палочки, карандаши. Необходимо чередовать медленный и быстрый темп, использовать игровые формы.
3. Активная гимнастика - это конструкторы, шнуровки, пазлы, прищепки, мозаика, бусы, спички, счетные палочки.
Игры - шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А это в свою очередь влияет на формирование речи. Спички и счетные палочки (ребристые) - хороший материал для развития памяти, внимания и логики. С их помощью выкладывают различные фигуры.
4. Пальчиковая гимнастика.
Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, переключаться с одного движения на другое. Динамические упражнения учат сгибать и разгибать пальцы, противопоставлять большой палец остальным. Заниматься надо ежедневно не менее 5 минут . Цель - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев и губ.
5 . Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней.
Речь начинает формироваться. А упражнения для пальчиков, языка, губ превращаются в увлекательную игру, укрепляют и развивают речевой аппарат. Простой вариант - пальчиковые куклы из шариков пинг-понга, на которых нарисованы персонажи. Куклы из картона в виде цилиндров по размеру пальцев ребенка. Перчаточные куклы используются в инсценировках.
Театр теней дает возможность спонтанной игры с ребенком. Все зависит от вашей фантазии.
6. Графические упражнения.
Рисование пальцами и ладонью.
Штриховки : горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистые линии и т.д.
Обведение по трафарету фигур и предметов карандашами. Начинать обводку надо с внутренней стороны трафарета, так легче, и с простых форм - круга, квадрата. Занятия 5-7 минут, так как большая нагрузка на зрение.
Рисование пальцем благотворно для развития мелкой моторики.
Рисовать можно по крупе, лежащей на подносе, на листе бумаги, обмакнув палец в краску.
7 . Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.
Они проводятся в сочетании с речью детей. Можно проговаривать стихи, песенки одновременно с движениями. В этом большое преимущество - речь ритмизируется, делается более четкой, эмоциональной. Можно изображать животных, деревья и т.д. Это позволяет мобилизовать внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести фигуру из пальцев стимулирует запоминанию.
8 . Логоритмика - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение здесь является связующим звеном между ребенком и окружающим миром.
Так можно помочь нашим малышам освоить навыки самообслуживания, участвовать в творчестве, а главное - научиться общаться при помощи красоты русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук
как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...
«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...
статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."
В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....