«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера у старших дошкольников».
материал (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Каждая игра – это общение ребёнка с взрослыми!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера у старших дошкольников».

                                                                         Воспитатель:

                                                                            Кузнецова Т.С.

                                               

                                                               Саратов, 2014г.                                                                                                                        

Развивающий эффект обучения в играх зависит от того, какие знания и какие методы обучения применяются. При проведении игр развивающего характера в воспитании дошкольников мы используем фольклор: потешки, заклички, небылицы, песни, пословицы, загадки, дидактические игры.

При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:

            1. Доступность содержания.

            2. Познавательная и нравственная значимость.

            3. Умение чувствовать окружающий мир.

В работе с детьми целесообразно использовать примеры, правильность которых можно проверить. Например, приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

  • Если зимой вечером на небе много звёзд, жди мороза.
  • Кошка скребёт пол, жди метель.
  • Собака в снегу валяется, жди, за горами вьюга.
  • Ласточки, стрижи летают низко, скоро начнётся дождь и т.д.

                               Заклички, приговорки.

 Их обычно произносят тогда, когда что-то делают (например, обращаются к мышке, чтобы она дала новый зуб, вместо выпавшего).

В детском саду заклички используются, прежде всего, как игровой прием, наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю:

  • Радуга, радуга, пришли нам дождя.

Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, задабривают:

  • Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи,
  • Выйду на крылечко, дам огуречка,
  • Дам и хлеба каравай, сколько хочешь, поливай.

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может « предупредить» погоду, если она улетит, жди дождя.

  • Коровушка, бурёнушка, завтра дождь или ведро,
  • Если дождик, то сиди,
  • Божья коровка ведро или ненастье.

К  весне, которую все ждём, обращаемся с разными закличками.

  • Весна – красна, появись, солнышком ярким обернись,

                   Растопи нам снежок, зазелени нам лужок.

  Всё это помогает нам привлечь внимание детей к природе, развивать интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

                                      Потешки:

Они, как правило, сопровождаются играми (с пальцами, руками, ногами).

  • Ножки, ножки, бегут по дорожке,
  • Нарвите горошка, полное лукошко,
  • Домой принесите, всех угостите.

Дети любят прибаутки или маленькие сказки в стихах, которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц, их мы используем в играх типа: « Бывает-небывает».

  • Ах, где же это видано?

                     Ах, где же это слыхано?

                     Кочерыжка чтоб яичко снесла,

                      Чтобы веник раскудахтался,

                     Поварёшка бы утят высадила и т.д.

Небылицы вызывают добрый смех у детей, дети сами объясняют содержание прибаутки. В старшем возрасте объясняют, как должно быть на самом деле.

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений в ходе беседы. Например,  дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

  • Апрель водой славен, почками красен,
  • Без росы и трава не растёт.

Некоторые пословицы, поговорки помогаю раскрыть причинно - следственные связи в природе, например:

  • « Красна ягода, да на вкус горька».

Целесообразно по рассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы. Хорошо дать им попробовать спелые ягоды рябины или калины.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – это мудрый вопрос. Педагог подбирает загадки, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять занавесу над ее тайнами.

  • По небу лебедь чёрный рассыпал чудо-зерно,

               Чёрный белого позвал, белый зерно поклевал.

Чтобы отгадать, надо наблюдать за небом в разное время года, в разную погоду.

Знакомя детей с играми растительного мира, воспитатель проводит беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и более осознано выполнять.

              Дидактическая игра: « Отгадай, что за растение».

В этой игре дети должны свободно использовать в своей речи такие слова, когда сравнивают растения: прямостоящие, свисающие, вьющиеся, поверхность листьев гладкая, ворсистая. Листья мелкие, крупные и т. д.  

Ребёнку надо описать растение так, чтобы дети узнали его и смогли сказать, что это за растение.

 Очень популярна игра среди дошкольников:

  • « Скажи по-другому».

В этой игре дети подбирают синоним слово близкое по назначению. Например: « Большой».

Дети называют слова: Огромный, крупный, громадный.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, отвечать на вопросы, использовать полученные навыки в разных ситуациях.

Организовывая игры с ребёнком, надо оценивать и его индивидуальные особенности.

Ни в коем случае нельзя упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Каждая игра – это общение ребёнка с взрослыми, с другими детьми, где он радуется успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют  перестройки его представ...

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы)....

«Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

Неоценимую роль при речевом развитии ребёнка играют познавательно-речевые игры . Очень важно родителям, как можно больше включать такие игры при занятиях с ребёнком .....