«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера у старших дошкольников».
материал (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад:
«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера у старших дошкольников».
Воспитатель:
Кузнецова Т.С.
Саратов, 2014г.
Развивающий эффект обучения в играх зависит от того, какие знания и какие методы обучения применяются. При проведении игр развивающего характера в воспитании дошкольников мы используем фольклор: потешки, заклички, небылицы, песни, пословицы, загадки, дидактические игры.
При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:
1. Доступность содержания.
2. Познавательная и нравственная значимость.
3. Умение чувствовать окружающий мир.
В работе с детьми целесообразно использовать примеры, правильность которых можно проверить. Например, приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
- Если зимой вечером на небе много звёзд, жди мороза.
- Кошка скребёт пол, жди метель.
- Собака в снегу валяется, жди, за горами вьюга.
- Ласточки, стрижи летают низко, скоро начнётся дождь и т.д.
Заклички, приговорки.
Их обычно произносят тогда, когда что-то делают (например, обращаются к мышке, чтобы она дала новый зуб, вместо выпавшего).
В детском саду заклички используются, прежде всего, как игровой прием, наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю:
- Радуга, радуга, пришли нам дождя.
Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, задабривают:
- Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи,
- Выйду на крылечко, дам огуречка,
- Дам и хлеба каравай, сколько хочешь, поливай.
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может « предупредить» погоду, если она улетит, жди дождя.
- Коровушка, бурёнушка, завтра дождь или ведро,
- Если дождик, то сиди,
- Божья коровка ведро или ненастье.
К весне, которую все ждём, обращаемся с разными закличками.
- Весна – красна, появись, солнышком ярким обернись,
Растопи нам снежок, зазелени нам лужок.
Всё это помогает нам привлечь внимание детей к природе, развивать интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки:
Они, как правило, сопровождаются играми (с пальцами, руками, ногами).
- Ножки, ножки, бегут по дорожке,
- Нарвите горошка, полное лукошко,
- Домой принесите, всех угостите.
Дети любят прибаутки или маленькие сказки в стихах, которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц, их мы используем в играх типа: « Бывает-небывает».
- Ах, где же это видано?
Ах, где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварёшка бы утят высадила и т.д.
Небылицы вызывают добрый смех у детей, дети сами объясняют содержание прибаутки. В старшем возрасте объясняют, как должно быть на самом деле.
Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений в ходе беседы. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.
- Апрель водой славен, почками красен,
- Без росы и трава не растёт.
Некоторые пословицы, поговорки помогаю раскрыть причинно - следственные связи в природе, например:
- « Красна ягода, да на вкус горька».
Целесообразно по рассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы. Хорошо дать им попробовать спелые ягоды рябины или калины.
Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – это мудрый вопрос. Педагог подбирает загадки, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять занавесу над ее тайнами.
- По небу лебедь чёрный рассыпал чудо-зерно,
Чёрный белого позвал, белый зерно поклевал.
Чтобы отгадать, надо наблюдать за небом в разное время года, в разную погоду.
Знакомя детей с играми растительного мира, воспитатель проводит беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и более осознано выполнять.
Дидактическая игра: « Отгадай, что за растение».
В этой игре дети должны свободно использовать в своей речи такие слова, когда сравнивают растения: прямостоящие, свисающие, вьющиеся, поверхность листьев гладкая, ворсистая. Листья мелкие, крупные и т. д.
Ребёнку надо описать растение так, чтобы дети узнали его и смогли сказать, что это за растение.
Очень популярна игра среди дошкольников:
- « Скажи по-другому».
В этой игре дети подбирают синоним слово близкое по назначению. Например: « Большой».
Дети называют слова: Огромный, крупный, громадный.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, отвечать на вопросы, использовать полученные навыки в разных ситуациях.
Организовывая игры с ребёнком, надо оценивать и его индивидуальные особенности.
Ни в коем случае нельзя упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Каждая игра – это общение ребёнка с взрослыми, с другими детьми, где он радуется успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТА РАБОТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИГР РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА»
из опыта работы...
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера
Из опыта работы...
Речевое развитие при проведении игр развивающего характера
Речевое развитие...
«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
Сообщение из опыта работы на педсовете в ДОУ...
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представ...
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы)....
«Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
Неоценимую роль при речевом развитии ребёнка играют познавательно-речевые игры . Очень важно родителям, как можно больше включать такие игры при занятиях с ребёнком .....