Консультация для родителей «Влияние скороговорок на развитие речи старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Курносова Светлана

  Скороговорки  - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №116 комбинированного вида»

«Влияние скороговорок на развитие речи старших дошкольников»

(Консультация для родителей)

Саранск, 2024


Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.

Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.

При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.

Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

• Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

• Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

• Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

• Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для родителей: "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Для того, чтобы речь была понятной, разборчивой и интересной другим, необх...

Консультация для родителей "Роль загадки в развитии речи старших дошкольников"

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навы...

Консультация для родителей "Синквейн – новая технология развития речи старших дошкольников"

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.Синквейн с французского яз...

Консультация для родителей "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"

Консультация "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"...

Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи дошкольников»

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - вели...