Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (младшая группа) по теме

Неверова Светлана Павловна

Артикуляционная гимнастика «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».

(делать сидя перед зеркалом, ежедневно)

 

Каждое упражнение выполняется по 8-10 в интенсивном темпе, чтобы были напряжены все мышцы артикуляцией того аппарата, а в конце гимнастики уставало все лицо.          

 

Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко «I». Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка на право, на лево.) Вниз посмотрел. (движение языка вниз.) Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот). Побежал язычок в ванную умываться (движения руками и ногами, имитирующие бег.) Открыл дверь ванной (движение рукой). Дверь заскрипела: «Н-н-н...» «Надо смазать дверь», - подумал Язычок. Вошел он в ванную.

Включил свет (движения рукой) - «чик». Открыл кран: (круговые движения

рукой) " «чик-чик-чик». Полилась горячая вода: «Ш-ш-ш...» «Ой!!!» -

испугался Язычок и отдернул руки. Покажи, как он испугался (показать

испуг мимикой и движениями рук, тела). Надо открыть какую воду? Правильно, холодную: «чик-чик-чик». И Язычок открыл кран с холодной водой: «С-с-с...», холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Язычок умылся. Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние«2».

Прополоскал рот (движения щек, имитирующие полоскание). Умылся еще раз

(круговые движения языка вокруг губ). Вытерся! Закрыл кран с холодной

водой: «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой: «чик-чик-чик».

Погасил свет: «чик». Закрыл дверь: «Н-н-н...». И побежал Язычок на кухню завтракать. А на кухне мама печет пироги.

«Мамочка, здравствуй! - Я тебя очень люблю!!!» (повторить, раскинув руки). «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю? Помогай мне тесто

месить» «З» «Пя-пя-пя....» - разминали они тесто губами, потом зубками,

снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя... ». Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу). Как ты думаешь, с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки.«4». Сказал: «Спасибо» и спросил у мамы: «Мамочка, можно я пойду

погуляю?». Мама ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял Язычок дудочку и весело загудел «5»: «Ду-ду-ду!!!». Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой «б». А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперед губы). В трубе живет веселый ветерок: «У...у-у-у-у...», - поет он. Веселый маляр красил забор «7».

«Смотри, Язычок, - сказал маляр, - возле забора вырос грибок» «8». «Как хорошо!» - ответил Язычок и вдруг увидел, как кошка «9» ловит мышку «10» за хвостик.                 

«Нельзя, Мурка!» - прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке:

«Нельзя!».побежал Язычок к своей лошадке. «11». Погладил ее.

«Здравствуй, лошадка», - ласково сказал Язычок. Как он сказал? Лошадка

обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..». Как она обрадовалась? Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (Цоканье языком). Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «12» «Ы-ы-ы...». «Счастливого пути, пароход?» - помахал ему в след Язычок. Как Язычок проводил пароход? Скачут они с лошадкой дальше. Здоровается Язычок со всеми. Скачет Язычок. Скачет, и прискакал в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа» - поздоровался ослик. Как он поздоровался? Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бемби: «13» набирает хоботом водичку и моет себя как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник. К ним

подошел индюк «14». Он без умолку болтал «Бл-бббл-ббл-ббл-ббл-ббл-

ббл...». Маленькая белочка угостила Язычка орешками «15».

В зоопарке Язычок покатался на качелях «16». Покатался на маленьком

автомобильчике: «Дррррррррр...». Было очень жарко, и Язычок купил себе мороженое - эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое! (Лакательные движения языком). Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы «17».

«Ой, меня мама ждет!». Вскочил на лошадку и поскакал. Как?

Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики «18» • вот

такие. И положила вкусного варенья . Покажи.

 

«1»   «ОКОШКО»

 

• Широко открыть рот - «жарко»; * закрыть рот - «холодно».

 

«2»   «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

 

• Улыбнутся, открыть рот, * кончиком языка с внутренней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

 

«З»   «МЕСИМ ТЕСТО»

 

• Улыбнуться, * пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя.»,

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

 

«4»   «ЧАШЕЧКА»

 

• Улыбнуться, * широко открыть рот, * высунуть широкий язык и

придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

 

 «5»     «ДУДОЧКА»

 

• С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

 

«6»      «ЗАБОРЧИК»

 

• Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

 

«7»      «МАЛЯР»              

 

• Губы в улыбке, * приоткрыть рот,* кончиком языка погладить

(«покрасить») небо.                  

 

«8»       «ГРИБОЧЕК»

• Улыбнуться, * поцокать языком, будто едешь на лошадке,* присосать

 

широкий язык к небу.

 

«9»      «КИСКА»

 

• Губы в улыбке, рот открыт, * кончик языка упирается в нижние зубы,

 

* выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

 

«10»     «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»       

 

• Губы в улыбке, * приоткрыть рот, * произнести «а-а» и прикусить

 

широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

 

«11» «ЛОШАДКА»

 

• Вытянуть губы, * приоткрыть рот, *поцокать, узким «узким» языком как цокают копытами лошадки).

 

«12»     «ПАРОХОД ГУДИТ»

 

 

• Губы в улыбке, *открыть рот, * с напряжением произнести долгое ы-ы-ы...».

 

«13»      «СЛОНИК ПЬЕТ»

 

• Вытянуть вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»,

«набирать водички», слегка при этом причмокивая.

 

«14»     «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

 

• Языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл...»

 

«15»      «ОРЕШКИ»

 

• Рот закрыт, * кончик языка с напряжением упирается в щеки, * на

 

щеках образуются твердые шарики-«орешки».

 

«16»     «КАЧЕЛИ»

 

• Улыбнуться, * открыть рот, * кончик языка за верхние зубы, * кончик

языка за нижние зубы.

 

«17»     «ЧАСИКИ»

 

• Улыбнуться, открыть рот, * кончик языка (как часовую стрелку)

переводить из одного уголка рта в другой.

 

«18»       «БЛИНЧИК»

• Улыбнуться, * приоткрыть рот, * положить широкий язык на нижнюю губу

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».

(делать сидя перед зеркалом, ежедневно)

Каждое упражнение выполняется по 8-10 в интенсивном темпе, чтобы были напряжены все мышцы артикуляцией того аппарата, а в конце гимнастики уставало все лицо.          

Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко «I». Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка на право, на лево.) Вниз посмотрел. (движение языка вниз.) Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот). Побежал язычок в ванную умываться (движения руками и ногами, имитирующие бег.) Открыл дверь ванной (движение рукой). Дверь заскрипела: «Н-н-н...» «Надо смазать дверь», - подумал Язычок. Вошел он в ванную.

Включил свет (движения рукой) - «чик». Открыл кран: (круговые движения

рукой) " «чик-чик-чик». Полилась горячая вода: «Ш-ш-ш...» «Ой!!!» -

испугался Язычок и отдернул руки. Покажи, как он испугался (показать

испуг мимикой и движениями рук, тела). Надо открыть какую воду? Правильно, холодную: «чик-чик-чик». И Язычок открыл кран с холодной водой: «С-с-с...», холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Язычок умылся. Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние«2».

Прополоскал рот (движения щек, имитирующие полоскание). Умылся еще раз

(круговые движения языка вокруг губ). Вытерся! Закрыл кран с холодной

водой: «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой: «чик-чик-чик».

Погасил свет: «чик». Закрыл дверь: «Н-н-н...». И побежал Язычок на кухню завтракать. А на кухне мама печет пироги.

«Мамочка, здравствуй! - Я тебя очень люблю!!!» (повторить, раскинув руки). «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю? Помогай мне тесто

месить» «З» «Пя-пя-пя....» - разминали они тесто губами, потом зубками,

снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя... ». Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу). Как ты думаешь, с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки.«4». Сказал: «Спасибо» и спросил у мамы: «Мамочка, можно я пойду

погуляю?». Мама ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял Язычок дудочку и весело загудел «5»: «Ду-ду-ду!!!». Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой «б». А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперед губы). В трубе живет веселый ветерок: «У...у-у-у-у...», - поет он. Веселый маляр красил забор «7».

«Смотри, Язычок, - сказал маляр, - возле забора вырос грибок» «8». «Как хорошо!» - ответил Язычок и вдруг увидел, как кошка «9» ловит мышку «10» за хвостик.                  

«Нельзя, Мурка!» - прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке:

«Нельзя!».побежал Язычок к своей лошадке. «11». Погладил ее.

«Здравствуй, лошадка», - ласково сказал Язычок. Как он сказал? Лошадка

обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..». Как она обрадовалась? Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (Цоканье языком). Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «12» «Ы-ы-ы...». «Счастливого пути, пароход?» - помахал ему в след Язычок. Как Язычок проводил пароход? Скачут они с лошадкой дальше. Здоровается Язычок со всеми. Скачет Язычок. Скачет, и прискакал в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа» - поздоровался ослик. Как он поздоровался? Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бемби: «13» набирает хоботом водичку и моет себя как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник. К ним

подошел индюк «14». Он без умолку болтал «Бл-бббл-ббл-ббл-ббл-ббл-

ббл...». Маленькая белочка угостила Язычка орешками «15».

В зоопарке Язычок покатался на качелях «16». Покатался на маленьком

автомобильчике: «Дррррррррр...». Было очень жарко, и Язычок купил себе мороженое - эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое! (Лакательные движения языком). Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы «17».

«Ой, меня мама ждет!». Вскочил на лошадку и поскакал. Как?

Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики «18» • вот

такие. И положила вкусного варенья . Покажи.

«1»   «ОКОШКО»

• Широко открыть рот - «жарко»; * закрыть рот - «холодно».

«2»   «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

• Улыбнутся, открыть рот, * кончиком языка с внутренней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

«З»   «МЕСИМ ТЕСТО»

• Улыбнуться, * пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя.»,

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«4»   «ЧАШЕЧКА»

• Улыбнуться, * широко открыть рот, * высунуть широкий язык и

придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

 «5»     «ДУДОЧКА»

• С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«6»      «ЗАБОРЧИК»

• Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«7»      «МАЛЯР»              

• Губы в улыбке, * приоткрыть рот,* кончиком языка погладить

(«покрасить») небо.                  

«8»       «ГРИБОЧЕК»

• Улыбнуться, * поцокать языком, будто едешь на лошадке,* присосать

широкий язык к небу.

«9»      «КИСКА»

• Губы в улыбке, рот открыт, * кончик языка упирается в нижние зубы,

* выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«10»     «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»        

• Губы в улыбке, * приоткрыть рот, * произнести «а-а» и прикусить

широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«11» «ЛОШАДКА»

• Вытянуть губы, * приоткрыть рот, *поцокать, узким «узким» языком как цокают копытами лошадки).

«12»     «ПАРОХОД ГУДИТ»

• Губы в улыбке, *открыть рот, * с напряжением произнести долгое ы-ы-ы...».

«13»      «СЛОНИК ПЬЕТ»

• Вытянуть вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»,

«набирать водички», слегка при этом причмокивая.

«14»     «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

• Языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл...»

«15»      «ОРЕШКИ»

• Рот закрыт, * кончик языка с напряжением упирается в щеки, * на

щеках образуются твердые шарики-«орешки».

«16»     «КАЧЕЛИ»

• Улыбнуться, * открыть рот, * кончик языка за верхние зубы, * кончик

языка за нижние зубы.

«17»     «ЧАСИКИ»

• Улыбнуться, открыть рот, * кончик языка (как часовую стрелку)

переводить из одного уголка рта в другой.

«18»       «БЛИНЧИК»

• Улыбнуться, * приоткрыть рот, * положить широкий язык на нижнюю губу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...