формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников
статья по развитию речи по теме
Основные аспекты формирования навыков общения и культуры поведения у воспитанников детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnoe_pismo_2014_4.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Екатеринбург, УрГПУ Формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников 3-7 лет Автор: Алла Владимировна Авдеенко воспитатель 1 кв. категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 52 АГО Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. В связи с этим моя работа была нацелена на помощь детям обрести нравственные ориентиры, приобщить их к миру человеческих ценностей, дать знания моральных правил, сформировать навыки общения и культуры поведения. Для достижения цели решала следующие задачи: - развить умение чувствовать и понимать другого; -побудить к осмыслению общечеловеческих ценностей; -повысить уверенность в себе; -сформировать навыки культуры поведения в повседневной жизни; -научить видеть связь между поступками и их последствиями; -развивать положительное отношение к окружающим. Свою работу строила с соблюдением таких принципов как: Системность. Единство воспитательных воздействий. Личностно-деятельный подход. Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Культура поведения дошкольника в свою очередь определяется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. А культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Зачастую бываю свидетелем использования детьми в речи нелитературных выражений. Поэтому в воспитательно-образовательной работе я уделяю особое внимание именно формированию навыков общения и культуры поведения детей, уделяю большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде. Свою работу строю по нескольким направлениям: 1. воспитание гуманных чувств и представлений о доброте, отзывчивости, чуткости, справедливости; честности; 2. формирование опыта дружеских взаимоотношений: а) укрепление и развитие избирательной дружбы между детьми, которая складывается не в ущерб другим детям, б) поощрение и организация содержательного общения детей, их игр, другой деятельности при особом внимании к воспитанию у них справедливости во взаимоотношениях, стремлении считаться с другом, товарищем. 3. воспитание доступной возрасту самостоятельности в суждениях, поступках, отношениях, активности и инициативы, волевых черт, имеющих гуманную направленность. В соответствии с этими направлениями мной были выбраны игры и упражнения на формирование навыков общения и культуры поведения, которые я использовала как на занятиях, так и в совместной деятельности. Вместе с детьми мы разработали правила, которые важны для развития дружеских взаимоотношений: правила взаимоотношений во время игры; правила взаимоотношений при общении в быту, труде, на занятиях; правила, выражающие требования к сверстнику, пожелания в его адрес. На конкретных примерах объясняю детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. Продуманное устройство «внешней жизни» создает возможность спокойной, организованной детской деятельности, способствует выработке привычек культурного общения и поведения. В частности, приучаю детей каждый день здороваться друг с другом и с воспитателями, прощаться, убирать за собой игрушки после игры, самостоятельно умываться и одеваться, раздеваться на прогулку и после нее. Цель бесед на занятии: воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим; формировать чувство товарищества, причастности к общим делам, привязанности к сверстникам. Использую беседы с неоконченным ответом: «Что бы ты сделал, как поступил, если бы…»; рассматриваем картинки, обсуждаем их содержание. Включаю для обсуждения детей русские народные пословицы и поговорки о дружбе, взаимовыручке, которые заучиваем и дети используют их в повседневной жизни. На занятиях создаю специальные ситуации, в которых ребенок должен самостоятельно совершить моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстнику помощь и поддержку. Широко использую игровые приемы. Большую роль отвожу чтению произведений морально-этического содержания. К.Д.Ушинский: «Сила не право», «Вместе тесно, а врозь скучно» и др. Нравственная атмосфера, созданная вокруг литературного героя, проникает в сердце, сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой, становится выбором самого ребенка, вызывая активный отклик, моральные нормы усваиваются. Для овладения навыками общения и правилами поведения провожу игры – драматизации художественных произведений. Во время проговаривания ребенком своей роли обращаю внимание на нравственное содержание рассказа, сказки. Слежу, чтобы дети учитывали интересы и желания сверстников при распределении ролей, вовлекали в свою деятельность робких детей. Для закрепления навыков общения и культуры поведения детей я использовала доску достижений, на которой имеются кармашки-вкладыши на каждого ребенка. Каждый кармашек имеет свой символ – обозначение. При работе с детьми младшего возраста обозначения представляли собой картинку, для старшего возраста к картинке добавились геометрические фигуры различных цветов. Работа с данной доской строится на самооценке ребенка и оценке поступков и поведения сверстников. С детьми младшего возраста обсуждения велись ежедневно с участием воспитателя, детям постарше предлагаю темы наблюдения на неделю. По истечении установленного срока проводится коллективное обсуждение и выбор наиболее успешных детей. Конец месяца знаменуется награждением грамотами отличившихся детей («Самый добрый», «Самый отзывчивый», «Самый культурный», «Самый аккуратный» и т.п.) Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества с родителями детей. Постоянно держу родителей в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещаю информацию в «Уголке для родителей»; организовываю специальные экспозиции и выставки детских работ. На собраниях информирую родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения. Предметом бесед являются отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности (Для чего нужна дружба; Как избежать ссор; Чем интересуется ваш ребенок). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Организовываю разнообразные виды совместной деятельности детей и родителей (походы, развлечения, праздники). Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании навыков общения и культуры поведения. В процессе работы с родителями достигается единство в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы является повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка. По результатам проводимой мной работы можно сказать, что выстроенная система по формированию навыков общения и культуры поведения является результативной. Дети умеют достойно вести себя в любой обстановке, понимают смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Умеют приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, умеют справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, доброжелательны, честны, справедливы.
1.О.Н. Пахомова. «Добрые сказки - этика для малышей»- М.: Книголюб, 2006. (Развивающие сказки для детей.) 2.Т.А. Ткаченко. «Формирование навыков общения и этических представлений у детей» : методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений – М.: Книголюб,2005.(Педагогические беседы.) 3.Е.А.Алябьева. «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2009. 4.Е.А. Алябьева. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками»: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп.-М.: ТЦ Сфера, 2009. 5.Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. «Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.(для детей от 3 до 6 лет.)» - «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2004. 6. А.Г. Аргушанова. «Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей»: Методическое пособие для воспитателей.- 2-е изд, испр. и доп.-М.:Мозайка – Синтез, 2008. 7. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. 8. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом.
Семинар для воспитателей Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом....
Семинар для воспитателей «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происх...
Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении.
Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении....
Культура общения и правила поведения дошкольников
Родительское собрание в средней группе...
"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа
Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...
Консультация для педагогов " «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» "
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателе...
Консультация «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
Консультация «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»...