Интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое" и "Речевое развитие". "Люблю Отчизну я..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Музыкально-литературная гостинная к  200-летию великого русского писателя и поэта М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_otchiznu_ya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Люблю Отчизну я…»

К 200-летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова

/ Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста/

Марина Анатольевна Полукчи,

старший воспитатель ГБОУ СОШ №1028 г. Москвы

Цели и задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с личностью  великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями;
  • Познакомить с историческими событиями 1812 года через поэтическое изображение подвига народа в Отечественной войне 1812 года в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине;
  • Воспитывать уважение к защитникам земли Русской.

Материалы:

  • Презентация «Из жизни М.Ю. Лермонтова»;
  • Озвученный диафильм «Бородино»;
  • А Петров. Марш из фильма «Жестокий романс»/для физкультминутки/;
  • Компьютер, мультимедиа проектор.

Предварительная работа:

  • Беседы об Отечественной войне 1812 года; обратить внимание детей на рода войск русской армии той эпохи; форму, вооружение и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций и альбомов о войне 1812 года; портретов полководцев того времени;
  • Чтение произведений о войне 1812 года.

Ход занятия

 Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова (сопровождается показом слайдов Презентации)

       Люблю отчизну я, но странною любовью!

       Не победит ее рассудок мой…

 

       Но я люблю — за что, не знаю сам —

       Ее степей холодное молчанье,

       Ее лесов безбрежных колыханье,

 Разливы рек ее подобные морям;

 Проселочным путем люблю скакать в телеге

 И, взором медленным пронзая ночи тень,

 Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

 Дрожащие огни печальных деревень…

Ребята, понравилось вам стихотворение? Знаете, кто его написал? /Ответы детей/.  Эти строки принадлежат перу великого русского поэта –

М.Ю. Лермонтову. ( Слайд с портретом М.Ю. Лермонтова)

В этом году вся наша страна отмечает 200-летие со дня рождения великого поэта. Сегодня мы с вами познакомимся с этим человеком  и некоторыми его произведениями.

Михаил Юрьевич родился в Москве 2 октября 1814 года в семье помещика, отставного офицера Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марии Михайловны Арсеньевой.  (Слайд с портретами родителей)

Легенда о том, как появился род Лермонтовых,  родилась давным-давно, в тринадцатом веке, в маленькой стране Шотландии. (Слайды с видом Шотландии)

Рыцарь по имени Томас Лермонт (Слайд с портретом), был известен в то время тем, что  умел слагать красивые песни, окрылённые рифмами, и прекрасно играл на арфе. Оттого и прозвали его Рифмачом. Было у него и другое прозвище - Правдивый, потому что любому человеку, даже самому богатому и могущественному, он говорил только правду. Многие не любили и боялись Томаса Рифмача. По легенде, однажды,  королева фей из подземного царства подарила Томасу как лучшему певцу золотую арфу и позвала к себе, с тех пор никто и никогда не видел рыцаря живым.

У Томаса Лермонта были многочисленные потомки, такие же храбрые воины, как и он сам. Они разбрелись по всему миру, и один из них Юрий Лермонт, в 17 веке попал на службу к русскому царю. А ещё через 200 лет родился в России великий поэт Михаил Лермонтов. Словно душа зачарованного феями Томаса Правдивого вышла на свет из подземного царства, чтобы вновь усладить людские души волшебными звуками стихов и песен…

Детство юного поэта прошло в имении Тарханы.  (Слайды Презентации)

Он рано лишился родителей: мама его умерла, когда ему было всего 3 года.  Отец поссорился с бабушкой Елизаветой Алексеевной, и оставил мальчика на её попечении. Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Маленький Миша разрывался между отцом и бабушкой.

Но прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало полноценному  развитию будущего поэта:

«Моя душа, я помню с детских лет,

 Чудесного искала...»

В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о народных героях того времени. (Слайды)

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ. (Слайды)

Впечатления детства о родном крае, о детстве впоследствии были отражены в его стихах.

(Дети читают стихи, сопровождаемые показом слайдов)

И вижу я себя ребенком; и кругом

 Родные все места: высокий барский дом

 И сад с разрушенной теплицей;

 Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

 А за прудом село дымится — и встают

 Вдали туманы над полями.

 В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

 Глядит вечерний луч, и желтые листы

 Шумят под робкими шагами.

                  ***

Все тихо; и в глуши лесов

 Не слышно жалобного пенья

 Пустынной иволги: лишь там

 Весенний ветерок играет,

 Перелетая точно по кустам;

 В глуши кукушка занывает;

 И на дупле как тень сидит

 Полночный ворон и кричит.

Потом был университет, Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Лермонтов, никогда не видевший моря, приехав в Северную столицу, сразу же отправился на берег Финского залива. Погода была ненастной, холодный ветер гнал мелкие серые волны, а Мишель – как называли его дома -  пристроившись на большом камне, огрызком карандаша писал знаменитое: (показ слайда)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Физкультминутка. Мальчики исполняют танец гусаров. В конце все вместе повторяют движения за танцующими. /Звучит марш А.Петрова/

Мы с вами уже знаем, что в далёком для нас 1812 году, когда французские  войска пересекли границу Российского государства, началась Отечественная война 1812 года. А закончилась она  в год, когда родился Лермонтов. Частыми гостями в имении Тарханы были герои той войны. Навсегда запечатлелись в памяти мальчика  рассказы гостей и родственников – участников Отечественной войны 1812 года. Мишель  с восхищением слушал эти рассказы, и став взрослым написал стихотворение «Бородино», посвященное Бородинскому сражению. (Слайды)

В стихотворении «Бородино» идёт разговор между бывалым солдатом и молодым человеком, которому горько думать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, молодой человек хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою Родину, оставшуюся непобежденной.

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм и прослушать это стихотворение.

/просмотр видеофильма/

 Воспитатель: Ребята, понравился вам фильм? Что вам понравилось больше всего? С каким поэтом вы сегодня познакомились? Что нового для себя вы узнали на сегодняшней нашей встрече? /Ответы детей/

За свою недолгую жизнь (Михаил Юрьевич Лермонтов погиб молодым в 27 лет) поэт создал замечательные произведения, с которыми вы обязательно познакомитесь, когда подрастете.

И через всю жизнь мы проносим в душе образ этого гениального поэта – грустного, строго, нежного,  скромного, смелого, благородного, любящего свою Родину, гордящегося за свой народ.  

Бессмертного и навсегда оставшегося молодым в памяти многих поколений.

На этом наша встреча закончена, спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...

«Хищные и травоядные животные нашего леса.» Конспект непрерывной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. в старшей группе

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о многообразии животного мира.Задачи.Образовательные:учить различать животных по питанию;учить решать проблемные задачи.совершенствовать речь – доказатель...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...