Интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое" и "Речевое развитие". "Люблю Отчизну я..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Музыкально-литературная гостинная к 200-летию великого русского писателя и поэта М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_otchiznu_ya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люблю Отчизну я…»
К 200-летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова
/ Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста/
Марина Анатольевна Полукчи,
старший воспитатель ГБОУ СОШ №1028 г. Москвы
Цели и задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с личностью великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями;
- Познакомить с историческими событиями 1812 года через поэтическое изображение подвига народа в Отечественной войне 1812 года в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине;
- Воспитывать уважение к защитникам земли Русской.
Материалы:
- Презентация «Из жизни М.Ю. Лермонтова»;
- Озвученный диафильм «Бородино»;
- А Петров. Марш из фильма «Жестокий романс»/для физкультминутки/;
- Компьютер, мультимедиа проектор.
Предварительная работа:
- Беседы об Отечественной войне 1812 года; обратить внимание детей на рода войск русской армии той эпохи; форму, вооружение и т.д.
- Рассматривание иллюстраций и альбомов о войне 1812 года; портретов полководцев того времени;
- Чтение произведений о войне 1812 года.
Ход занятия
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова (сопровождается показом слайдов Презентации)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой…
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…
Ребята, понравилось вам стихотворение? Знаете, кто его написал? /Ответы детей/. Эти строки принадлежат перу великого русского поэта –
М.Ю. Лермонтову. ( Слайд с портретом М.Ю. Лермонтова)
В этом году вся наша страна отмечает 200-летие со дня рождения великого поэта. Сегодня мы с вами познакомимся с этим человеком и некоторыми его произведениями.
Михаил Юрьевич родился в Москве 2 октября 1814 года в семье помещика, отставного офицера Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марии Михайловны Арсеньевой. (Слайд с портретами родителей)
Легенда о том, как появился род Лермонтовых, родилась давным-давно, в тринадцатом веке, в маленькой стране Шотландии. (Слайды с видом Шотландии)
Рыцарь по имени Томас Лермонт (Слайд с портретом), был известен в то время тем, что умел слагать красивые песни, окрылённые рифмами, и прекрасно играл на арфе. Оттого и прозвали его Рифмачом. Было у него и другое прозвище - Правдивый, потому что любому человеку, даже самому богатому и могущественному, он говорил только правду. Многие не любили и боялись Томаса Рифмача. По легенде, однажды, королева фей из подземного царства подарила Томасу как лучшему певцу золотую арфу и позвала к себе, с тех пор никто и никогда не видел рыцаря живым.
У Томаса Лермонта были многочисленные потомки, такие же храбрые воины, как и он сам. Они разбрелись по всему миру, и один из них Юрий Лермонт, в 17 веке попал на службу к русскому царю. А ещё через 200 лет родился в России великий поэт Михаил Лермонтов. Словно душа зачарованного феями Томаса Правдивого вышла на свет из подземного царства, чтобы вновь усладить людские души волшебными звуками стихов и песен…
Детство юного поэта прошло в имении Тарханы. (Слайды Презентации)
Он рано лишился родителей: мама его умерла, когда ему было всего 3 года. Отец поссорился с бабушкой Елизаветой Алексеевной, и оставил мальчика на её попечении. Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Маленький Миша разрывался между отцом и бабушкой.
Но прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало полноценному развитию будущего поэта:
«Моя душа, я помню с детских лет,
Чудесного искала...»
В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о народных героях того времени. (Слайды)
Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ. (Слайды)
Впечатления детства о родном крае, о детстве впоследствии были отражены в его стихах.
(Дети читают стихи, сопровождаемые показом слайдов)
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
***
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги: лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая точно по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.
Потом был университет, Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Лермонтов, никогда не видевший моря, приехав в Северную столицу, сразу же отправился на берег Финского залива. Погода была ненастной, холодный ветер гнал мелкие серые волны, а Мишель – как называли его дома - пристроившись на большом камне, огрызком карандаша писал знаменитое: (показ слайда)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Физкультминутка. Мальчики исполняют танец гусаров. В конце все вместе повторяют движения за танцующими. /Звучит марш А.Петрова/
Мы с вами уже знаем, что в далёком для нас 1812 году, когда французские войска пересекли границу Российского государства, началась Отечественная война 1812 года. А закончилась она в год, когда родился Лермонтов. Частыми гостями в имении Тарханы были герои той войны. Навсегда запечатлелись в памяти мальчика рассказы гостей и родственников – участников Отечественной войны 1812 года. Мишель с восхищением слушал эти рассказы, и став взрослым написал стихотворение «Бородино», посвященное Бородинскому сражению. (Слайды)
В стихотворении «Бородино» идёт разговор между бывалым солдатом и молодым человеком, которому горько думать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, молодой человек хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою Родину, оставшуюся непобежденной.
Я предлагаю вам посмотреть видеофильм и прослушать это стихотворение.
/просмотр видеофильма/
Воспитатель: Ребята, понравился вам фильм? Что вам понравилось больше всего? С каким поэтом вы сегодня познакомились? Что нового для себя вы узнали на сегодняшней нашей встрече? /Ответы детей/
За свою недолгую жизнь (Михаил Юрьевич Лермонтов погиб молодым в 27 лет) поэт создал замечательные произведения, с которыми вы обязательно познакомитесь, когда подрастете.
И через всю жизнь мы проносим в душе образ этого гениального поэта – грустного, строго, нежного, скромного, смелого, благородного, любящего свою Родину, гордящегося за свой народ.
Бессмертного и навсегда оставшегося молодым в памяти многих поколений.
На этом наша встреча закончена, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей раннего возраста Тема: «Аннушка и кот Матроскин» С интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-комуникативное развитие, художественное развитие
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Автор: Гутковская Виктория Анатольевна, воспитатель 1 категории ГБДОУ №42 Приморского ра...
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...
«Хищные и травоядные животные нашего леса.» Конспект непрерывной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. в старшей группе
Цель. Уточнить и закрепить знания детей о многообразии животного мира.Задачи.Образовательные:учить различать животных по питанию;учить решать проблемные задачи.совершенствовать речь – доказатель...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...