«Колобок»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Сяина Яна Борисовна

 

Цель -  развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-речевое развитие. Образовательная область «Познание», «Коммуникации»

      Развитие речи. Формирование элементарных математических представлений.

                         Конструирование из бумаги – оригами.

Конспект итогового мероприятия по сказке «Колобок» в рамках проекта «Любимые сказки в развивающих играх» - «Учимся, играя» в младшей группе детского сада

Цель -  развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

- развивать речь, творческие способности у детей и самостоятельность в игровой деятельности;

- развивать умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур;

- развивать навыки составлять по схеме разные фигуры из нескольких частей, называть их пространственное расположение относительно друг друга;

- закреплять знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности;

- познакомить детей с новыми играми « Двухцветный квадрат», «Эталоны формы», «Эталоны цвета», «Блоки Дьенеша», со счетными и цветными палочками;

- развивать мелкую моторику рук детей.

Предварительная работа:

- знакомство со сказкой «Колобок», использование мнемотаблиц для рассказывания детьми произведения, расширение словарного запаса детей;

- закрепление знаний о диких животных – использование моделей для рассказа о героях сказки, развитие связной речи;

- в играх по формированию элементарных математических представлений – учить  классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме величине;

- закреплять название геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;

- учить составлять предметы из нескольких частей – геометрических фигур, уметь называть  их и их пространственное расположение.

Оборудование:

- на стене висит демонстрационное панно с изображением героев сказки;

- мнемотаблицы по сказкам, знакомым детям;

- игры «Двухцветный квадрат»  - по 2 на каждого ребенка;

- минифланелеграф-ковролин – по 1 на каждого ребенка;

- схемы героев сказки (составленные из элементов игры «Эталоны формы» - «Фонарики»);

- набор геометрических фигур на липучке для собирания героев сказки на минифланелеграфе  (составленный из элементов игры «Эталоны формы») – по одному на каждого ребенка;

- на столах по 2 серых квадрата из бумаги для конструирования волка, клей, кисточка, фломастеры;

- в группе на столах располагаются развивающие игры: разноцветные кубики Никитиных, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, «Геоконт» В. Воскобовича, на стене висит ковролин «Ларчик» с разноцветными верёвочками.

Ход занятия:

Дети играют в группе. Раздается стук в дверь и заходит Бабушка-Забавушка (воспитатель, переодетый в русский сарафан).

Бабушка-Забавушка:  Здравствуйте, ребятки.  Шла я мимо садика и решила зайти к вам в гости. А зовут меня – Бабушка-Забавушка! Слышала я, что здесь живут дети, которые любят и знают много сказок, умеют играть в разные игры. Вот мне и стало интересно зайти к вам в гости. А вы любите сказки, и знаете их? Есть у меня волшебные таблички, на которых нарисованы сказки, но я забыла, где из них какая. Помогите мне, пожалуйста, разобраться (достаёт из своей сумочки несколько табличек-мнемотаблиц по сказкам).

Скажите мне,  пожалуйста, какие сказки здесь нарисованы? (показывает мнемотаблицы сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заяц-хваста», «Кот, петух и лиса», «Под грибом»; дети отвечают названия сказок). Спасибо, вспомнила, теперь не забуду.

А еще я принесла вам подарок – новую игрушку. Отгадайте загадку про неё:                            

        Наш герой не любит кушать.

        Лихо песенку поёт,

        Каждого заставит слушать,

        Вокруг пальца обведёт.

        Покатился – нет и следа,

        У него румяный бок

        Обманул он бабу, деда…

        Кто же это?

Дети: Колобок.

Бабушка-Забавушка: Правильно,  угадали. Вот вам новый Колобок. А вы расскажете мне про него сказку? (ставит игрушку на стол)

Воспитатель: Давайте, ребятки, расскажем  Бабушке-Забавушке сказку про Колобка и покажем, как мы умеем делать её героев из разных игр:

- Жили-были старик со старухой. Ребята, а где они могут жить?  

Дети: В домике, избушке, в деревне.

Воспитатель: А из чего мы умеем с вами собирать домики? Из каких игр?

Дети:  Из палочек, из геометрических фигур, из разноцветных кубиков, из квадратика, строим на Геоконте.

Бабушка-Забавушка:  А из каких геометрических фигур состоит домик? Наверное, из круга и овала?

Дети: Нет, ты перепутала. Домик – это квадрат или прямоугольник, а крыша – треугольная.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе сделаем  домики из знакомых игр.

Дети составляют домики на столах из счетных палочек, из цветных палочек Кюизенера, из  геометрических фигур, блоков Дьенеша, разноцветных кубиков, конструируют  на ковролине «Ларчике», разноцветными верёвочками, строят на «Геоконте» из резиночек.

Бабушка-Забавушка: Какие у вас красивые домики получились. Молодцы.

Воспитатель:  А еще мы умеем складывать домик из живого квадратика.

Бабушка-Забавушка: А почему он живой?

Воспитатель: Потому что он очень подвижный и из него можно сделать много разных фигурок. Посмотри, попробуй вместе с нами.  Ребята, подходите к этим столикам. Давайте все вместе сделаем домик из двухцветного квадрата. Возьмите квадратик, положите его красной стороной наверх. Загните верхние уголочки на квадратик. Какого цвета у вас получился домик, а какого – крыша?

Дети: Домик – красного цвета, а крыша – зелёного.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Теперь разогните уголки, и загните их за квадратик. Что получилось?

Дети: Домик – красного цвета, а крыша – тоже красного.

Воспитатель: Теперь положите квадратик зелёной стороной наверх. Загните верхние уголки на квадратик. Что получилось? Какого цвета домик? А крыша?

Дети: Домик – зелёного цвета, а крыша – красного цвета.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Теперь разогните уголки и загните их за квадратик. Какого цвета получились домик и крыша?

Дети: Домик – красный и крыша тоже красная.

Воспитатель: Правильно. Бабушка, понравились тебе наши квадратики?  А мы рассказываем сказку дальше. Говорит старик старухе: «Испекла бы ты, старуха, колобок». Бабка по сусекам поскребла, на сметане замесила, и испекла колобок. Получился колобок большой и румяный, совсем как тот, который нам в подарок Бабушка-Забавушка принесла. Ребята, какой формы колобок?

Дети: Круглый.

Воспитатель: Поставила  бабка колобок на окошко остужаться. А он соскочил с окошка и покатился по дорожке. Катится по лесу, а навстречу ему заяц.

Бабушка-Забавушка: А у меня в сумочке есть еще игрушка (достает из сумки зайца из театра би-ба-бо).        

Воспитатель:  Давайте сделаем зайчика из геометрических фигур. Найдите на своих столах рисунок зайца и детали от него. Из каких геометрических фигур и каких размеров он состоит? Туловище, голова, уши, лапы, хвост?

Дети: Туловище – это большой круг, голова –  круг поменьше, уши – маленькие  овалы,

лапы – маленькие прямоугольники, хвостик – маленький кружок.

Воспитатель: Правильно. Соберите зайчиков на своих ковриках (дети собирают зайчиков на ковролинах). Какие замечательные они получились.

Бабушка-Забавушка:  Говорит заяц колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ему в ответ: «Я колобок, колобок, я по сусекам скребён, на сметане мешен, в печке печен, на окошке стужен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, а  от тебя, заяц, и подавно уйду». И покатился дальше, только заяц его и видел.  А навстречу ему волк.

Посмотрите, какой волк есть у меня в сумочке (достаёт из сумки игрушку театра

 би-ба-бо – волка).  

-  Давайте сделаем волка из бумаги. Найдите на своих столах 2 квадрата серого цвета. Возьмите один квадрат, согните его уголок к уголку ровно. Какая фигура у вас получилась?

Дети: Треугольник.

Бабушка-Забавушка: А что больше квадрат или треугольник?

Дети: Квадрат. Из него получилось два треугольника.

Бабушка-Забавушка:  Правильно. Теперь согните треугольник пополам, но не ровно, а  так чтобы торчали уголочки как ушки. Получилась голова волка. Возьмите второй квадрат, тоже согните его уголок к уголку ровно, чтобы получился треугольник. Поставьте его горочкой и нижний уголок загните к центру. Это будет туловище. Приклейте голову к туловищу, нарисуйте глаза, нос, усы, когти  на лапах. Какой красивый волк у нас получился. Молодцы (дети собирают и дорисовывают волка)/

 Воспитатель:  Говорит волк колобку: «Я тебя съем». А колобок спел ему в ответ свою песенку и покатился дальше, только его волк и видел.  Навстречу ему медведь.

Бабушка-Забавушка: У меня в сумочке и мишка найдется. А давайте все вместе песенку про него споём:

- Мишка косолапый по лесу идёт,                                                  (идут вперевалочку)

  Шишки собирает, песенку поёт.                                                 (собирают шишки)

  Вдруг одна из шишек – прямо мишке в лоб.                                 (бьют в лоб рукой)

  Мишка рассердился и ногою: «топ!».                                         (топают ножкой)

  Больше я не буду шишки собирать,                                         (машут рукой)                       

  Сяду на машину и поеду спать.                           (рулят на машине, «ложатся спать»)

Воспитатель:  Найдите на своих столах рисунок медведя. Из каких геометрических фигур он состоит? Туловище, голова, лапы, уши?

Дети: Туловище – это большой квадрат,  голова – большой круг, ушки – маленькие круги, лапы задние – маленькие прямоугольники, лапы передние – маленькие овалы.

Воспитатель: Правильно. Соберите медведя на своих ковриках. Хорошо получилось.

Медведь и говорит колобку: «Я тебя съем». А колобок ему в ответ спел свою песенку и покатился  дальше, только его медведь и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему лиса.

Бабушка-Забавушка: Посмотрите,  какая хитрая лисичка спряталась у меня в сумочке.

Давайте сделаем лисичку из квадрата. Возьмите квадратик, сложите его пополам стороной к стороне, зеленой стороной внутрь. Какая получилась фигура?

Дети: Прямоугольник красный.

Бабушка-Забавушка: Правильно. Теперь поставьте его как домик, чтобы он стоял, а вверху был сгиб. Верхний уголок вправьте внутрь. Вот и получилась лисичка.

Воспитатель:  Ребята, а кого  мы еще умеем делать таким же способом?

Дети:  Мышку, ёжика.

Воспитатель:  Правильно. Продолжаем нашу сказку. Лиса и говорит колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем». А колобок ей в ответ: « Я по сусекам скребён, на сметане мешен, в печке печен, на окошке стужен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел, а от тебя, лиса, нелегко уйти». Колобок пропел  песенку лисичке, а она ему и говорит: «Что-то плохо я слышу тебя. Сядь мне на носок, и пропой еще разок». Колобок прыгнул лисичке на нос, пропел песенку, а она и говорит: «Сядь ко мне на язычок, и пропой еще разок». Сел колобок на язычок, а она его и проглотила. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Бабушка-Забавушка:  Закончилась наша сказка, давайте посмотрим, каких красивых героев мы с вами сделали из разных игр. Мне очень понравилось с вами играть. А как вы думайте, могла сказка закончиться иначе? Если бы лиса не съела колобка? Придумайте, что могло бы быть по-другому.

 - Они могли бы подружиться? Как вы считаете?

Дети: Могли бы.

Бабушка-Забавушка:  Колобок и говорит лисе: «Не ешь меня, а давай с тобой дружить». А дальше?

Дети: « Пойдём, погуляем, а потом ты отведёшь меня домой, к бабушке и дедушке, а то я заблудился. А они тебе скажут: «Спасибо!»,  и угостят чем-нибудь вкусненьким». И пошли они в парк гулять, на аттракционах кататься, ели мороженое, играли и веселились. А когда лиса привела колобка домой,  к дедушке и бабушке, они её поблагодарили за то, что вернула им колобка, и угостили пирожками с мясом. Лиса и колобок подружились,  и стали вместе проводить много времени.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо придумали. Нужно всем быть добрыми и дружными.

Бабушка-Забавушка: Правильно, давайте теперь поиграем в игру «Колобок». Вставайте все в круг и  будем передавать мяч-колобок следующему игроку по кругу. Аккуратно передавайте, чтобы не уронить. И хором споём песенку:  

        Наш весёлый колобок покатился на лужок.

        Кто быстрей его вернёт, приз команде принесёт.

Дети играют несколько раз.

Бабушка-Забавушка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Я приду к вам еще и принесу новые сказки и игрушки. До свидания.

Воспитатель и дети: До свидания. Приходи к нам в гости.

 

Список  использованной  литературы

1.  Бондаренко Т. М.  Развивающие игры в ДОУ.  Воронеж,  2005.

2.  Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры.  СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в 1 младшей группе. День рождения СЕРЕЖИ(3 года). «Колобок для Сережи» (по сказке «Колобок»)

Сценарий развлечения в 1 младшей группе. День рождения СЕРЕЖИ(3 года). «Колобок для Сережи» (по сказке «Колобок»). Это День Именинника с использованием перчаточного театра. Эта постановка в стихотвор...

Театрализованная игра"Колобок ищет друзей" по мотивам русской народной сказки "Колобок"

Автор -составитель  Лунина Л.В.   Весёлый  сюжет,  более  чем  знакомой  сказки,   для  детей  обыгран  по-новому. Колобок  отправляется ...

Комплексное занятие по методике развития детского изобразительного творчества "Колобок, колобок" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим (закрепление материала по теме "Я вырасту здоровым") и аппликацией в нетрадиционной технике обрывания....

Занятие "Колобок, колобок, я тебя съем"

Занятие с элементами проектной деятельности....

Занятие "Колобок, колобок, я тебя съем"

Занятие с элементами проектной деятельности....

«Утренняя гимнастика « КОЛОБОК» по русской народной сказке « Колобок».

«Утренняя гимнастика « КОЛОБОК» по русской народной сказке « Колобок»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок

занятия по развитию творческих способностей детей через театрально-речевую деятельность...