ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП ПИКТОГРАФИЧЕСКИМ КОДАМ
статья (развитие речи) по теме

Учитывая, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения в тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему. Для обеспечения полноценного общения неговорящие дети с двигательными нарушениями нуждаются в альтернативных средствах коммуникации, которые могли бы полностью заменить звуковую речь- это пиктограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пиктографические коды50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП ПИКТОГРАФИЧЕСКИМ КОДАМ

        В СКОШИ №7 VI вида продолжается опытно-экспериментальная работа по теме:  «Социализация детей с тяжелыми формами ДЦП на основе трансдисциплинарного подхода в условиях многопрофильного медико-психолого-педагогического образовательного учреждения». Основными направлениями данной коррекционной работы являются:

  • Развивать речь и коррегировать речевые расстройства.
  • Развивать компенсаторные механизмы ребенка.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Использовать неречевые формы коммуникации.

Учитывая, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения в тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему. Для обеспечения полноценного общения неговорящие дети с двигательными нарушениями нуждаются в альтернативных средствах коммуникации, которые могли бы полностью заменить звуковую речь- это пиктограммы.

Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание нервной системы, получившее широкое распространение в последнее время, обусловлено ранним органическим поражением двигательных систем мозга. Недостаточность кинестетического восприятия способствует возникновению проявлений общей и артикуляторной диспраксии( или апраксии), что затрудняет выполнение целенаправленных действий и отражается на возможности использовать звуковую речь.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, формирующие зависимость ребенка от окружающих, влияют на весь ход психического и речевого развития этих детей.

Недостаточность воспитания детей с церебральным параличом( гипо- или гиперопека), отсутствие у них потребности в деятельности и в речевом общении еще более усугубляет имеющуюся речевую недостаточность. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП влечет за собой нарушение артикуляции звуков речи, расстройство голоса, дыхания, просодических компонентов речи, что приводит к трудностям или практичекому непониманию речи таких детей окружающими.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

При тяжелых двигательных расстройствах дети часто не способны использовать вербальные средства общения. Их речь непонятна даже близким, характеризуется, в лучшем случае, наличием только отдельных голосовых реакций.

В силу целого ряда как объективных, так и субъективных причин такие дети долгое время не являлись контингентом специальных коррекционных учреждений, существующих в России, и , в лучшем случае, получали специальную помощь дома, при посещении педагогов, вне детского коллектива.

С целью реализации прав детей-_инвалидов с двигательными нарушениями одной из важнейших задач общества является изменение отношения его граждан к таким детям, создание благоприятных предпосылок для их дальнейшей адаптации как полноправных членов общества, обеспечение комплексной медико-психолого-педагогической помощи, в рамках которой одним из перспективных направлений работы является разработка и внедрение альтернативных, невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции « безречевых» детей, вхождению их в мир свободно общающихся людей.

Системы специальных речевых кодов можно рассматривать как средство первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, а в случаях серьезных органических поражениях ЦНС- как основные средства коммуникации, полностью замещающие звуковую( произносительную) речь.

Применение разнообразных коммуникационных кодовых систем, в конечном итоге, обеспечивает:

  • Социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь путем дешифровки сообщений, выраженных в этой форме в различных общественных местах,
  • Поддержку вербальных средств общения.

Одним из эффективных средств, применяемых мною в логопедической работе с детьми, лишенными возможности вследствие тяжелых поражений речедвигательной системы полноценно удовлетворять одну из главных человеческих потребностей- потребность в общении, является метод использования пиктограмм.

Применение пиктограмм имеет своей целью, прежде всего, наладить коммуникацию с неговорящими детьми, пробудить и актуализировать перцептуальные и понятийные возможности ребенка, активизировать его невербальный интеллект. Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения, также является эффективным средством развития их психических процессов( таких, как функции анализа, сравнения и обобщения, логического мышления). Занятия с использованием пиктограмм способствуют пробуждению и развитию когнитивных возможностей детей с церебральным параличом, стимулируют и активизируют их деятельность, в том числе и коммуникативную. Опора на « графический» язык  помогает быстрее развивать импрессивную речь ребенка с церебральным параличом, что создает благоприятные предпосылки для формирования начатков его экспрессивной речи. Опираясь на богатый опыт в области специального образования, накопленный нашими коллегами из Франции и Португалии, с которыми СКОШИ №7 сотрудничает очень долгое время, и внедряя его в систему работы российских коррекционно-образовательных учреждений для детей- инвалидов с двигательными нарушениями, логопеды пришли к выводу, что главное в работе с неговорящими детьми является то, как ввести ребенка в мир пиктограмм и научить их использовать.

Апробация различных кодовых систем и выбор наиболее оптимальных должны обеспечивать развитие общения в доступных ребенку формах, поэтому в процессе работы часто возникает необходимость создания индивидуальных кодовых карт, в которых используются обозначения, представленные в различных системах. Поэтому, для детей с данной патологией мною были созданы и разработаны сводные пиктокоды по лексичечким темам и грамматическим конструкциям, а так же индивидуальные кляссеры с учетом интеллектуальных и моторных возможностей. Чтобы облегчить процесс вхождения  в мир пиктографических изображений на первом этапе в кляссер помещаются фотографии близких родственников ребенка, его вещей, знакомых предметов обихода. В процессе обучения накапливается пассивный словарный запас ребенка и добавляются новые фотографии предметов, действий с предметами, их качества.

На втором этапе работы к фотографиям добавляются картинки, которые распределяются по лексическим темам в течении учебного года.

На третьем этапе логопед добавляет к картинке соответствующую пиктограмму. По мере овладения пиктограммами создается новый кляссер с отдельными пластиковыми кармашками, куда помещаются изображения усвоенных пиктографических кодов, которые распределяются по грамматическим категориям. Различие категорий слов может быть основано на цветовом коде ( обрамление или фон).

Для обеспечения полноценного общения неговорящих детей даются рекомендации и проводятся консультации для использования пиктограмм в группе воспитателями и дома родителями, а также обслуживающему персоналу.

Всевозможные сенсорные стимуляции( тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые) дают ребенку возможность ближе познакомиться с идеографической системой общения. Уже для детей дошкольного возраста некоторые виды повторяющихся занятий я провожу с использованием фотографий, рисунков и картинок: например, приготовление блюда, режимные моменты, различные занятия, виды транспорта и т.д..Представление реального через коммуникативный код улучшает контакт с окружающей средой: обучающие знаки, иллюстрации на упаковках, указатели на дорогах и т.п .Именно через события повседневной жизни, передающиеся адаптированным способом в виде закодированных записей, я учу детей идентифицировать и постепенно интегрировать в практику общепринятые идеограммы.

Обучение пиктографическим кодам проводится в два этапа.

  1. Применение на уровне слова.
  • Идентифицировать представленные отдельно пиктограммы или их группы( количество пиктограмм может варьироваться от уровня когнитивного развития ребенка). Взрослый представляет ребенку первую пиктограмму и спрашивает, что она означает. Затем переходит к следующей. В случае ошибки взрослый ее объясняет и исправляет, прежде чем продолжать дальше.
  • Выделить требуемую пиктограмму среди других. Взрослый представляет несколько пиктограмм. Он произносит слово( существительное, глагол и т.д.) и просит ребенка показать соответствующую пиктограмму.
  • Определить пиктограмму предмета, действия, признака.

2. Применение на уровне фразы.

  • Определить фразу по пиктограммам.
  • Распознать из двух фраз, представленных на пиктограммах ту, которую произнес взрослый.
  • Составлять самостоятельную фразу.

Упражнения по пользованию кодом делятся на две группы:

  • Фиксации.
  • Применение.

Первая - упражнения по вовлечению детей в освоение кода, имеющие своей целью выработать навык использования кодовой системы.

Вторая - упражнения по применению этой системы организации общения, подготовки к овладению письмом и чтением.

На логопедических занятиях дети приобретают навыки коммуникации, где использование пиктограмм может быть единственным средством диалога, пусть даже примитивного, что важно и необходимо детям, полностью лишенным возможности вербального общения.

Использование невербальных средств общения в работе с неговорящими детьми, не способными использовать звуковую речь, повышает их языковую компетентность, расширяет возможность с окружающими, образовательные возможности, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, способствует преодолению негативизма и в конечном итоге создает благоприятные предпосылки для дальнейшей социализации и интеграции в социум безречевых детей- инвалидов с двигательными нарушениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Детям о Коронавирусе QR коды

В данном документе размещены QR коды, распознав которые, вы сможете просмотреть интересный познавательный мультфильм о Коронавирусной инфекции и профилактике заболеваний....