Обучение грамоте как средство развития познавательной активности
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте.
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Звуки и буквы Б, П.».
Цели: I — Образовательные:
- работать над умением давать характеристику звукам;
- развивать фонематический анализ, представления;
- учить составлять схемы слов, предложений;
- работать над умением ставить в слове ударение;
- развивать навык деления слов на слоги;
- развивать зрительную и слуховую память (по технологии «Мнемотехника»);
- учить аккуратно печатать слова в тетради в клетку;
- развивать общую и мелкую моторику;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
10- вспомнить правило правописания имён, фамилий, городов;
11- учить детей читать по слогам;
12- учить детей печатать слова в тетради в клетку.
II — Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать умение дослушать до конца вопрос педагога и ответ товарища;
- развивать навыки самоконтроля;
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: буквы Б и П; предметные картинки: пушка, облако, лук, икра, ноты, арбуз; мнемотаблица; мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Орг. момент начала занятия. Сообщение темы занятия.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о звуках [б], [п].
II. Характеристика звуков [б], [п] .
Произнесите пожалуйста эти звуки. (дети произнося звуки [б], [п])
Что общего между этими звуками? (при произнесении губы резко размыкаются, звуки произносятся коротко, то есть и нельзя тянуть)
Чем эти звуки отличаются? (звук [б] произносится звонко, а звук [п] — глухо)
Дайте характеристику звукам [б], [п]. (звук [б] — согласный, звонкий твёрдый, звук [п] — согласный, глухой, твёрдый)
III. Развитие фонематических представлений.
Придумайте слова со звуком [б]. (дети придумывают слова со звуком [б]; педагог следит за тем, чтобы придумываемые детьми слова содержали твёрдый звук [б])
Молодцы!
А теперь придумайте слова со звуком [п]. (дети придумывают слова со звуком [п]; педагог следит за тем, чтобы придумываемые детьми слова содержали твёрдый звук [п])
Хорошо!
IV. Развитие фонематического анализа.
Следующее задание. Я буду называть вам слова со звуком [б], а вы скажи, где находится звук [б] — в начале или в середине слова.
Итак, банка, собака, бусы, бочка, труба, изба, брат, суббота, зяблик, баранка. (дети определяют место звука [б] в словах)
Ребята, к вам в гости пришёл мальчик Боря. У него есть подружка. Как её зовут вы узнаете, прочитав имя по первым звукам картинок:
пушка, облако, лук, икра, ноты, арбуз
П О Л И Н А
Какое имя у подруги Бори? (Полина)
(педагог пишет имя Полина на доске)
Ребята, а почему я написала слово Полина с большой буквы? (потому что имена, фамилии, названия городов пишутся с большой буквы)
V. Физминутка. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Следующая игра называется «Скажи ласково». (педагог говорит слово и бросает ребёнку мяч, ребёнок говорит это слово ласково и возвращает мяч педагогу)
Слова: бегемот, птенец, папа, палка, бочка, петух, попугай, булка, бинт, бант, рыба.
VII. Развитие мелкой моторики.
Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении — от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом — другой (на ударные слоги):
1-2 1-3 1-4 1-5
Еж, медведь, барсук, енот
1-5 1-4 1-3 1-2
Спят зимою каждый год (смена рук).
1-2 1-3 1-4 1-5
Волка, зайца, рысь, лису
1-5 1-4 1-3 1-2
И зимой найдешь в лесу.
VIII. Работа с предложением. Составление схемы предложения.
Ребята, составьте предложение из слов: БЕЛКА СУКУ НА СИДИТ. (дети составляют предложение)
Что у вас получилось? (НА СУКУ СИДИТ БЕЛКА).
Правильно.
Запишем в тетради схему этого предложения.
IX. Звуковой и слоговой анализ слова. Составление схемы слова. Ударение.
А теперь напечатайте в тетради слово БЕЛКА.
Назовите гласные буквы этого слова (Е, А).
Сколько гласных в слове БЕЛКА? (две)
Поставьте под гласными буквами красные точки.
Если в слове две гласные, значит сколько в нём будет слогов? (два слога)
Разделим слово на слоги. Первый слог какой? (БЕЛ)
А второй? (КА)
Произнесите слово вслух и поставьте ударение. На какую гласную букву падает ударение? (на гласную Е)
Расставьте синие или зелёные точки под согласными буквами.
Какого цвета точку вы поставили под буквой Б (зёленую)
Почему? (потому что первый звук в слове БЕЛКА — [б’]. Он мягкий — обозначается зелёным цветом)
Какого цвета точку вы поставили под буквой Л (синюю)
Почему? (потому что звук [л] звучит твёрдо — обозначается синим цветом)
Какого цвета точку вы поставили под буквой К (синюю)
Почему? (потому что звук [к] звучит твёрдо — обозначается синим цветом)
Проверьте, правильно ли вы сделали схему слова БЕЛКА:
Б έ л к а
X. Чтение слоговой таблицы.
Прочитайте слова в слоговой таблице.
БАЛ
ПАЛ
ПОЛ КА
БУЛ
ПИЛ
(Дети читают слова: балка, палка, полка, булка, пилка)
Скажите ребята, а что общее у всех этих слов? (в этих словах два слога, последний слог один и тот же — КА)
Правильно, молодцы!
XI. Подведение итогов занятия.
А теперь давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам [б], [п]. В какие игры мы играли? (дети отвечают на вопросы педагога).
XII. Орг. момент окончания занятия.
Наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...