Обучение грамоте как средство развития познавательной активности
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Поденако Марина Анатольевна

Конспект   занятия  по  обучению  грамоте (подготовительная  к  школе  группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия  по  обучению  грамоте.

(подготовительная  к  школе  группа)

Тема:  «Звуки  и  буквы  Б,  П.».

Цели:  I — Образовательные:

  1. работать  над  умением  давать  характеристику  звукам;
  2. развивать  фонематический  анализ,  представления;
  3. учить  составлять  схемы  слов,  предложений;
  4. работать  над  умением ставить  в  слове  ударение;
  5. развивать  навык  деления   слов  на  слоги;
  6. развивать  зрительную  и слуховую  память  (по  технологии  «Мнемотехника»);
  7. учить  аккуратно  печатать  слова  в  тетради  в  клетку;
  8. развивать  общую  и  мелкую  моторику;
  9. образовывать  существительные  с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

10- вспомнить  правило  правописания  имён,  фамилий,  городов;

11- учить  детей  читать  по  слогам;

12- учить  детей  печатать  слова  в  тетради  в  клетку.

           II — Воспитательные:

  1. воспитывать  активность  и  самостоятельность;
  2. воспитывать  умение  работать  в  коллективе;
  3. воспитывать  умение  дослушать  до  конца вопрос  педагога  и  ответ  товарища;
  4. развивать  навыки  самоконтроля;
  5. воспитывать  аккуратность,  усидчивость.

Оборудование:  буквы  Б  и  П;  предметные  картинки:  пушка,  облако,  лук,  икра,  ноты,  арбуз;  мнемотаблица;  мяч.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

I. Орг.  момент  начала  занятия. Сообщение  темы  занятия.

Здравствуйте  ребята!  Сегодня  мы  поговорим  о  звуках  [б],  [п].

II.  Характеристика  звуков [б],  [п] .

Произнесите  пожалуйста  эти  звуки.  (дети  произнося  звуки  [б],  [п])

Что  общего  между  этими  звуками?  (при  произнесении  губы  резко  размыкаются,  звуки  произносятся  коротко,  то  есть  и  нельзя  тянуть)

Чем  эти  звуки  отличаются?  (звук  [б] произносится звонко, а звук [п] —   глухо)

Дайте  характеристику  звукам [б],  [п].  (звук  [б] —  согласный,  звонкий  твёрдый,  звук  [п] —  согласный,  глухой,  твёрдый)

III.  Развитие  фонематических  представлений.

Придумайте  слова  со  звуком  [б].  (дети  придумывают  слова  со  звуком  [б];  педагог  следит  за  тем,  чтобы  придумываемые  детьми  слова  содержали  твёрдый  звук  [б])

Молодцы!

А  теперь  придумайте  слова  со  звуком  [п].  (дети  придумывают  слова  со  звуком  [п];  педагог  следит  за  тем,  чтобы  придумываемые  детьми  слова  содержали  твёрдый  звук  [п])

Хорошо!

IV.  Развитие  фонематического  анализа.

Следующее  задание.  Я  буду  называть  вам  слова  со  звуком  [б],  а  вы  скажи,  где  находится  звук  [б] —  в  начале  или  в  середине  слова.

Итак,  банка,  собака,  бусы,  бочка,  труба,  изба,  брат,  суббота,  зяблик,  баранка.  (дети  определяют  место  звука  [б]  в  словах)

Ребята,  к  вам  в  гости  пришёл  мальчик  Боря.  У  него  есть  подружка.  Как  её  зовут  вы  узнаете,  прочитав имя  по  первым  звукам  картинок:

пушка,  облако,  лук,  икра,  ноты,  арбуз

    П         О           Л        И        Н     А

Какое  имя  у  подруги  Бори?  (Полина)

(педагог  пишет  имя  Полина  на  доске)

Ребята,  а  почему  я  написала  слово  Полина  с  большой  буквы?  (потому  что  имена,  фамилии,  названия  городов  пишутся  с  большой  буквы)

V.  Физминутка. Образование  существительных  с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

Следующая  игра  называется  «Скажи  ласково».  (педагог  говорит  слово  и  бросает  ребёнку  мяч,  ребёнок  говорит  это  слово  ласково  и  возвращает  мяч  педагогу)

Слова:  бегемот,  птенец,  папа,  палка,  бочка,  петух,  попугай,  булка,  бинт,  бант,  рыба.

VII.  Развитие  мелкой  моторики.

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении — от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом — другой (на ударные слоги):

 

                                               1-2         1-3               1-4           1-5

                                              Еж,  медведь, барсук, енот

                                                                 1-5        1-4               1-3         1-2

                                              Спят  зимою  каждый  год    (смена рук).

                                                                  1-2            1-3        1-4     1-5

                                              Волка, зайца, рысь, лису

                                              1-5       1-4              1-3             1-2

                                              И   зимой   найдешь  в лесу.

VIII.  Работа  с  предложением.  Составление  схемы  предложения.  

        Ребята,  составьте   предложение  из  слов:  БЕЛКА     СУКУ  НА  СИДИТ. (дети  составляют  предложение)

        Что  у  вас  получилось?  (НА  СУКУ  СИДИТ  БЕЛКА).

        Правильно.

          Запишем  в  тетради  схему  этого  предложения.

 

IX.  Звуковой  и  слоговой  анализ  слова. Составление  схемы  слова. Ударение.

А  теперь  напечатайте  в  тетради  слово  БЕЛКА.

Назовите  гласные  буквы  этого  слова  (Е,  А).

Сколько  гласных  в  слове  БЕЛКА?  (две)

Поставьте  под  гласными  буквами  красные  точки.

Если  в  слове  две  гласные,  значит  сколько  в  нём  будет  слогов? (два  слога)

Разделим  слово  на  слоги.  Первый  слог  какой? (БЕЛ)

А  второй?  (КА)

Произнесите  слово  вслух  и  поставьте  ударение.  На  какую  гласную букву  падает  ударение?  (на  гласную  Е)

Расставьте  синие  или  зелёные  точки  под  согласными  буквами.

Какого  цвета  точку  вы поставили  под  буквой  Б  (зёленую)

Почему?  (потому  что   первый  звук  в  слове  БЕЛКА — [б’].  Он  мягкий —  обозначается  зелёным  цветом)  

Какого  цвета  точку  вы поставили  под  буквой  Л  (синюю)

Почему?  (потому  что   звук  [л]  звучит  твёрдо —  обозначается  синим  цветом)  

Какого  цвета  точку  вы поставили  под  буквой  К  (синюю)

Почему?  (потому  что   звук  [к]  звучит  твёрдо —  обозначается  синим  цветом)  

Проверьте,  правильно  ли  вы  сделали  схему  слова  БЕЛКА:

                 

                                  Б  έ  л   к  а

X.  Чтение  слоговой  таблицы.

        Прочитайте  слова  в  слоговой  таблице.

                БАЛ

                 ПАЛ

                 ПОЛ                           КА

                 БУЛ

                 ПИЛ

        (Дети  читают  слова:  балка,  палка,  полка,  булка,  пилка)

        Скажите  ребята,  а  что  общее  у  всех  этих  слов?  (в этих  словах  два  слога,   последний  слог  один  и  тот  же — КА)

Правильно,  молодцы!

XI.  Подведение  итогов  занятия.

        А  теперь  давайте  вспомним, с  какими  звуками  мы  сегодня  познакомились?  Дайте  характеристику  звукам  [б],  [п].  В  какие  игры  мы  играли?  (дети  отвечают  на  вопросы  педагога).  

XII.  Орг.  момент  окончания  занятия.

        Наше  занятие  закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...