Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД
Этапы НОД; | Деятельность воспитателя: | Деятельность детей: |
Организационный момент (игровая мотивация) |
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: Здравствуйте ребятушки меня зовут Пелагея.
Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем? . Пелагея: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими. (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово- здравствуйте? ( ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
.
|
Ответы детей. Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия. |
Сообщение цели НОД |
Пелагея: Ребятушки, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу как я живу.
| Дети идут с Пелагеей в русскую избу, заходят садятся на лавочки. |
Основная часть: - закрепление; - изложение нового материала | А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен.
Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? ( комната). Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. А сейчас обведите горницу взглядом и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? Пелагея: Как еще в старину про печку говорили? С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка? . Пелагея: Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню? А где бабка испекла колобка? А у нас Лизонька потешку знает про печку.
Ребята, я же печь истопила, тесто поставила, а испечь не успела, поможете мне баранок налепить, а потом чай вместе попьем. Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.
| Дети отвечают на вопросы.
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.
Лера: Русской печки нет добрее, Всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет, Деток спать уложит.
Дети: В сказке «Гуси-лебеди» печь прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везет Емелю к царю
|
Динамическая пауза (физкультминутка) | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Пошел котик на Торжок».
| Дети садятся за столы. Делают пальчиковую гимнастику. |
Продолжение основной части | ( Показ с объяснением). Берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень, и Пелагея отправляет противень в печь. (приговаривая « Матушка – печка, укрась своих детушек».) Ребята, на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, вот и мы с вами, пока пекутся баранки, поиграем в русскую народную игру « Карусель». Звучит запись Русской народной музыки, ребята играют в уже знакомую им игру.
|
Дети приго-варивают вместе с Пелагеей.
Описание игры. Пелагея стоит внутри обруча, а дети держатся за ленточки на обруче. Один ребенок музыкант, который бьет в бубен. Дети начинают двигаться приговаривая слова: Еле-еле, еле-еле, Завертелись карусели( дети идут шагом, высоко поднимая ноги). А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом,( легко бегут). Тише , тише, не бегите, карусель остановите( замедляют шаг). Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра( музыкант кладет бубен на лавочку и встает в общий круг). Дети бегут по кругу под народную плясовую. С окончанием музыки нужно подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра повторяется. |
Заключительная часть (анализ НОД) | Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки ставит на стол приговаривая: Ай,качи-качи- качи ! Глянь- баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи! Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях? А куда я вас приглашала? А как называется комната в которой вы были? А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось? А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
Напоминание о том, что надо вымыть руки перед едой. Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости.
| Дети отвечают на вопросы. |
Список литературы:
« Приобщение детей к русской народной культуре».
О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.
данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...
Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"
Детям будет интересно узнать как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...
Конспект ОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа "В гостях у Пелагеюшки"
Конспект ОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа "В гостях у Пелагеюшки"...
Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы
Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях....
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...
Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы
Конспект открытого НОД на тему«Культура и традиции русского народа»для средней группыЦель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского ...