Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) по теме
Подписи к слайдам:
Довербальный
Переход ребенка к активной речи,
как ведущего средства общения
Совершенствование речи. Как ведущего средства общения
Речь человека не является чем-то врожденным,
она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно
внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте,
что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих
проблем
:
.
Нарушенное звукопроизношение.
2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий.
3)
Несформированность
грамматического строя речи
4)
Несформированность
связной речи.
Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве.
*
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
* знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
* элементарные умения чтения и письма.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Виды речи
Речь автономная детская
.
Речь
внутрен-няя
.
Речь
эгоцент-рическая
.
Особенности речевого развития старших дошкольников.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,
общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в
жизнь, способствует
интеллектуаль
-
ному развитию и формированию
гармонически развитой личности.
Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей
развитие связной речи;
развитие лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи;
развитие звуковой стороны речи;
развитие образной речи.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1. Звуковая культура речи.
Устойчивое чистое звукопроизношение.
Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но
нево
всех позициях, не автоматизирован.)
Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь.
Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов)
Движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3. Грамматика.
Точное
формо
- и словообразование (правильно выполнил все задания на
образование наименований детенышей животных в единственном множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с
Гавом
).
В заданиях на
формо
- и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится
образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных
наименований “носиков”, “ротиков»).
4. Связная речь.
Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие
элементов творчества импровизации).
Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики
репродуктивная речь).
Совместное с логопедом творческого рассказа и/или сказки (отсутствие
самостоятельных развернутых высказываний).
Речь —
великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.
В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной
межиндивидуальной
функции различаются функции
сообщения и побуждения,
указания (индикативная) и суждения (предикативная),
эмоционально-выразительная.
Совершенствование речи как ведущего средства общения.
В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее
передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Три основные функции речи:
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее
межиндивидуальная
функция;
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная
функция речи;
Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Причи-ны
возник-новения
речевых
наруше-ний
:
:
ухудшение экологической обстановки;
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
Различные социальные причины.
Он приходится обычно на 2 год жизни.
Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
Переход ребенка к активной речи.
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов,
потешек
, загадок.
Речь -
это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Довербальный
этап -
Приходится на первый год жизни.
В этот период в ходе
довербального
общения
с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями
является
формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи.
Довербальный
этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников
Словарная работа
–
понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.
Грамматика
– понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.
Фонетика
– понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Методическое п...
"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.
«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...