Развитие речи младших дошкольников
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших дошкольников
Постоянный словесный поток из маминых уст. Все называть, все объяснять даже там, где не просят, все комментировать.
***
Читать много стихов и стараться дать ему самому закончить строчку («Наша Таня громко… Уронила в речку…). Довольно эффективно в нашем случае. Тут только важно искать те звуки, которые ребенку сейчас легко даются. Поначалу это будет совсем мало похоже на исходное, но все равно надо очень хвалить и поощрять. И вообще в деле говорения поощрение — великая вещь
***
У нас много игр есть, в которых требуется говорить. Т.е. не просто бросаем друг другу мячик, а «Петя, лови» «Мама, лови» (такого я, правда, еще не слышала, но «-ви» бывает)… или катим машинку, я говорю: «следующая остановка…», а он называет, где будет остановка — мама, Петя, папа, стол и др. И все время тупо на картинках спрашивать — а это что? а это что? Ну и всякие ритуальные игры со словами в этом роде…
***
Развивать мелкую моторику (центр речевой в мозгу находится близко к центру, отвечающему за мелкую моторику пальцев рук, или это один и тот же центр?). Перебирать руками крупы, вылавливать из воды мелкие предметы при купании. У нас стихийная тренировка как раз во время купания — юноша весьма брезглив, при этом, когда купается, теряет волосы и начинает их тут же с себя снимать. Можно смешать горох например с фасолью (или с гречкой, но это труднее) и разбирать по разным мисочкам. Много лепить из пластилина и соленого теста и др.
***
Конечно, огромное значение имеет широкий круг общения — как только засядем на пару недель дома, тут же стоп — нет новых слов, а то и забываться некоторые начинают. Но нам очень помогло появление новой няни — мы-то его все понимаем, а она не все понимает, ради нее пришлось-таки пару новых слов произнести. Есть такая точка зрения, согласно которой родители должны делать вид, что не понимают и тогда ребенок начнет произносить нормально. Вот я до практического изучения этого вопроса тоже так думала. А на деле поняла, что это все же большое легкомыслие по отношению к ребенку в данном случае.
Дело в том, что в этом возрасте они ведь еще и порядком страдают от того, что не могут объяснить то, что им хочется. Очевидно, что понимают они уже довольно сложные построения, а сказать могут всего ничего. И добавлять к этому страданию еще и непонимание со стороны родителей — в корне неверно. Такие «шутки» имеет смысл играть с детьми, которые уже говорят как следует и могут сказать собака, но по привычке говорят «ав-ав», да и то — надо ли?
Важно смотреть, есть прогресс или нет. Если есть, пусть даже он медленный, пусть даже это одно новое слово в месяц — это все равно прогресс, а не стояние на месте, и значит — все в порядке с ребенком, просто нужно много-много терпения и поддержки ему.
***
И последнее — все время невольно сравниваешь своего ребенка и других. Вон у друзей мальчик на 4 месяца младше нас, а выдает тексты на полстраницы. Я знаю, очень-очень обидно бывает и хочется наконец услышать хоть что-то подобное от ребенка. Но сравнивать — последнее дело. Ну и что — зато тот мальчик книжки читать не хочет вообще, а моего не оторвать. Вот такие два разных человека, и вырастут, будут разные. Потому что двух одинаковых людей не бывает на свете — все разные.
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
**
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
**
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
**
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
**
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
**
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
**
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
**
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
**
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
**
Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация движения)
И поедем в магазин («поездить» по комнате)
**Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)
Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)
**
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
**
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
**
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
**
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
**
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
**
Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
**Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
**
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.
Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...
Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»
Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....
Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"
Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум
Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...